Top.Mail.Ru
Салават Истамбаев
Комментарии - 69
Публикации - 16
image

Там царь Кощей над златом чахнет – 3.4

Часть 3.4. Не является ли система саморегулирования «веригами на теле» российской строительной отрасли? О нормативных и фактических выплатах из КФ СРО

179
1
Время чтения 13 минут
19.09.2025

(Продолжение. Часть 1. Часть 2. Часть 3.1. Часть 3.2. Часть 3.3)

Вначале хочу поблагодарить редакцию сайта За-Строй.РФ за принципиальную гражданскую позицию, выраженную в возможности публикации этого цикла с изложением моего личного, а, значит, субъективного мнения о системе саморегулирования в сфере строительства (далее – система саморегулирования, СРО-система). При этом мой интерес сосредоточен, в основном, на вопросах возмещения вреда СРО-системой.

Также хочу поблагодарить читателя Олега за содержательный комментарий к части 3.2. По приведённым в комментарии данным понятно, что рассчитанная мною сумма нормативных выплат пострадавшим на незавершённых строительных объектах страны и родственниками погибших строителей в размере 43 миллиарда рублей значительно ЗАНИЖЕНА. Однако, при обсуждении поднимаемой мною проблемы будем пока использовать её до проведения новых расчётов, которые потребуют значительных усилий.

В предыдущей части 3.3 я привёл гистограмму с величинами трёх сумм денежных средств. Напомню, что означают эти суммы. По состоянию на 1 января 2025 года:

  • 60.000.000.000 рублей (все приводимые денежные величины округлены для лёгкости восприятия) – общая сумма компенсационных фондов возмещения вреда (далее – КФ ВВ) всех действующих СРО;
  • 43.000.000.000 рублей – сумма нормативных выплат пострадавшим на незавершённых строительных объектах страны и родственниками погибших строителей, которую система саморегулирования должна была выплатить на основании части 3 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градкодекс, кодекс, Гр КРФ);
  • 2.000.000 рублей – сумма фактических выплат пострадавшим на незавершённых строительных объектах страны и родственниками погибших строителей.

Также я просил читателей выразить своё мнение по поводу соотношений между приведёнными величинами. На настоящий момент часть 3.3 набрала около 6-ти тысяч просмотров, но к ней нет ни одного комментария. И я понимаю отсутствие комментариев – соотношение между 43 МИЛЛИАРДАМИ и 2 МИЛЛИОНАМИ просто «убийственное» ~ 0,005%. Что тут комментировать?

Это, конечно, не шок-контент для аудитории специализированного сайта. Многие читатели За-Строй.РФ, погружённые в тему саморегулирования в строительной сфере, знают или догадываются об отсутствии выплат из КФ ВВ саморегулируемых организаций. Но даже они получают впервые, я думаю, достоверную информацию о фактических выплатах с момента введения действующей редакции статьи 60 ГрК РФ, основанную на данных с сайтов 250-ти СРО, имеющих статус действующих в Реестре на 1 января 2025 года.

Естественно, что я сделал скриншоты страниц со всех сайтов с этой информацией. Прикладываю в качестве примера скриншот страницы с моего компьютера со скриншотами со страниц СРО (приложение № 1). Для одной СРО может быть от одного до четырёх скриншотов. Количество страниц, на которых размещена интересующая нас информация: общая сумма КФ ВВ, общая сумма КФ ОДО, выплаты из КФ ВВ и выплаты из КФ ОДО, зависит от структуры сайта. Если нет скриншотов с какими-то порядковыми номерами СРО, то значит, эти СРО исключены из Государственного реестра саморегулируемых организаций.

Отсутствие выплат из КФ ВВ застройщикам на основании части 5 статьи 60 Градкодекса весьма наглядно демонстрирует длящееся нарушение системой саморегулирования требований отраслевого законодательства в части выплат компенсаций сверх возмещения вреда.

Не буду возвращаться к объяснению связи отсутствия выплат из КФ ВВ застройщикам с отсутствием выплат компенсации сверх возмещения вреда пострадавшим, это можно посмотреть в предыдущих частях этого цикла.

Мне кажется, что это пренебрежение требованиями законодательства объективно характеризует уровень добросовестности и моральные ориентиры профессионального строительного сообщества, вернее говоря, официальных лидеров строительной сферы.

И всё это происходит с момента образования системы саморегулирования по настоящее время при полном попустительстве органов власти, определяющих государственную политику в сфере строительства (департамент строительства Правительства РФ, Минстрой России), правоохранительных органов (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет России), органа власти, защищающего права человека (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации) и профессиональных союзов, защищающих права работников (Федерация независимых профсоюзов России, Профсоюз строителей России). Но более подробно этот аспект проблемы рассмотрим в последующих публикациях.

А сейчас вернёмся к сумме фактических выплат из КФ ВВ в размере 126-ти миллионов рублей по состоянию на 1 января 2025 года. Таблица EXCEL, в которую я собрал информацию с сайтов действующих СРО, позволяет проводить сортировку. В графе «Сумма выплат из КФ ВВ, руб., (статья 60 ГрК РФ)» ненулевые значения есть только у 23-х СРО.

Хочу сделать важное уточнение. СРО отчитываются ежеквартально. Размеры компенсационных фондов считаются нарастающим итогом. Это означает, что к значению размера фонда, который был на начало отчётного квартала, прибавляется значение, полученное в отчётном квартале. Это положение справедливо и в отношении выплат из компенсационных фондов. Таким образом, если на 1 января 2025 года выплаты из КФ ВВ равны нулю, то, значит, эти выплаты не производились с момента создания СРО.

Интересующие нас выплаты из КФ ВВ застройщикам в порядке регресса, которые уже выплатили пострадавшему компенсацию сверх возмещения вреда, должны быть кратны одному миллиону рублей. Возможно, небольшое превышение этой величины, если судом учтены какие-либо судебные расходы.

Самая крупная выплата равна 95.334.660 рублей 98 копеек. Это спор двух хозяйствующих субъектов. Четырнадцать выплат – до одного миллиона рублей. Восемь выплат – от 1,2 миллиона до 7,4 миллиона рублей. И из них лишь одна выплата из КФ ВВ кратна одному миллиону рублей (приложение № 2). На основании решения Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-2518/24 из компенсационного фонда возмещения вреда Саморегулируемой организации Союз «Строители Ростовской области» (Союз «СРО», СРО-С-111-14122009) в пользу ООО «МегаМаг» произведена выплата 2.000.000 рублей в порядке солидарной ответственности (статья 60 ГрК РФ). Мною учтены только 2 миллиона рублей, так как один миллион рублей пытаются взыскать в порядке компенсации морального вреда, к тому же, спор относительно морального вреда продолжается в судах более высоких инстанций. Судебное решение можно посмотреть на сайте Арбитражного суда Ростовской области по этой ссылке.

Теперь проведём дополнительно выборочную проверку правильности моего расчёта выплат застройщикам из КФ ВВ хотя бы для трёх, рандомно выбранных мною СРО.

Для подтверждения отсутствия выплат из компенсационного фонда возмещения вреда застройщикам в порядке регресса на основании статьи 60 ГрК РФ, посмотрим, какие выплаты произвели, например, три СРО, у которых размеры этого компфонда на 1 января 2025 года превышали один миллиард рублей. При беглом просмотре данных из моей таблицы Excel в глаза бросились следующие СРО:

  1. Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга» (СРО А «Объединение строителей СПб», СРО-С-003-22042009) из Северной столицы. Её КФ ВВ равен 1.177.701.042 рубля 82 копейки, в реестре значится 866 членов СРО (данные с сайта).
  2. Саморегулируемая организация Ассоциация строительных организаций «Поддержки организаций строительной отрасли» (СРО АСО ПОСО, СРО-С-227-01072010) из Москвы. Её КФ ВВ равен 1.338.649.478 рублей 68 копеек, в реестре значится 1.471 члена СРО (данные с сайта).
  3. Ассоциация строителей саморегулируемая организация «Объединение строительных организаций «ЭкспертСтрой» (Ассоциация СРО «ЭкспертСтрой», СРО-С-265-10042013) также из Москвы. Её КФ ВВ равен 1.202.000.957 рублей 31 копейка, в реестре значится 2.097 члена СРО (данные с сайта).

Ассоциация «Объединение строителей СПб» в своём отчёте на 1 июля 2025 года сообщает:

Выплаты из средств компенсационного фонда возмещения вреда не производились.

Скриншот с данным отчётом прилагается (приложение № 3). Эта региональная Ассоциация не произвела выплаты из КФ ВВ в порядке регресса ни одному застройщику – члену СРО, начиная с момента введения в действие статьи 60 ГрК РФ – с 1 июля 2013 года.

СРО АСО ПОСО в своём отчёте показывает наличие выплат из КФ ВВ. При анализе произведённых выплат можно увидеть, что данный выплаты – это возврат члену СРО взносов в КФ ВВ по законным основаниям, а также компенсация убытков по судебным решениям (приложение № 4 и приложение № 4-1). И эта Ассоциация также не произвела выплаты из КФ ВВ в порядке регресса ни одному застройщику – члену СРО, начиная с момента введения в действие статьи 60 кодекса – с 1 июля 2013 года.

Ассоциация СРО «ЭкспертСтрой» в своём отчёте показывает также наличие выплат из КФ ВВ, произведённых согласно судебным решениям (приложение № 5 и приложение № 5-1). Однако, анализ размера выплаченных сумм, показывает, что ни одна из них не подходит под фиксированный размер установленный частью 1 статьи 60 Градкодекса. Значит, и эта Ассоциация не произвела выплаты из КФ ВВ в порядке регресса ни одному застройщику – члену СРО, начиная с момента введения в действие статьи 60 ГрК РФ – с 1 июля 2013 года.

Любой читатель может самостоятельно провести анализ выплат из компенсационных фондов возмещений вреда этих и всех других саморегулируемых организаций на их сайтах.

Я уже писал, что одним из элементов теории заговора (смотри часть 1 и часть 3.1) является отсутствие дифференциации выплат из компенсационных фондов СРО, в том числе и из КФ ВВ. Отсутствие в Градкодексе такой дифференциации или хотя бы отдельного учёта выплат застройщикам в порядке регресса на основании части 5 статьи 60, даёт возможность руководителям СРО и Национальных объединений, а также должностным лицам властных органов утверждать, что выплаты из КФ ВВ производятся. Именно так ответил мне департамент строительства Правительства Российской Федерации и даже назвал семь СРО, которые произвели выплаты из компфонда возмещений вреда, указав и суммы выплат. Но при их анализе установлено, что все случаи выплат, на которые ссылался заместитель руководителя департамента, это либо возврат взносов членам СРО в соответствии с законодательством, либо результат судебного решения по экономическим спорам. Ни одного случая выплаты застройщикам в порядке регресса, которые уже выплатили пострадавшим компенсацию сверх возмещения вреда, в примерах, приведённых в ответе департамента, не было! Подробнее об общении с департаментом расскажу в последующих публикациях.

Возвращаясь к трём рандомно выбранным СРО. Выборочная проверка показала правильность моего расчёта об отсутствии выплат из КФ ВВ. Указанные три Ассоциации, выбранные мною для примера по крупным размерам компенсационных фондов, не произвели в порядке регресса ни одной выплаты из КФ ВВ на основании статьи 60 ни одному застройщику. Это возможно лишь в двух случаях.

Первый вариант. Добродушные саморегуляторы являются жертвами обмана со стороны коварных застройщиков, не предоставляющих информацию о произошедших несчастных случаях на своих объектах. А уж при наличии такой информации эти СРО, безусловно, исполнили бы требования законодательства, о которых мы поговорим в следующей части. Но давайте сразу отбросим эту версию ввиду её фантастичности.

Второй вариант. На незавершённых строительных объектах застройщиков – членов этих СРО не происходили несчастные случаи с нанесением вреда личности, начиная с 1 июля 2013 года. И это не менее фантастичный вариант, учитывая количество несчастных случаев, которое мы рассчитаем ниже.

На всех трёх сайтах отсутствует информация о несчастных случаях на незавершённых строительных объектах членов СРО. Более того, я не нашёл даже текстов годовых отчётов руководителей Ассоциаций, на которые есть ссылка в протоколах общих собраний. А у одной СРО нет даже протоколов общих собраний.

Вообще даже беглый просмотр сайтов этих СРО даёт массу информации об истинных целях всей деятельности системы саморегулирования. Но это требует отдельного обстоятельного разговора, в том числе и о том, как принимаются решения общих собраний.

Я недаром выбрал Ассоциации с крупными размерами КФ ВВ. Это напрямую коррелируется с количеством членов СРО, а, следовательно, и с большим количеством незавершённых строительных объектов, на которых потенциально могут произойти несчастные случаи. Чем больше членов СРО, тем больше вероятность несчастных случаев, тем больше вероятность выплат застройщикам из КФ ВВ в порядке регресса.

Попробуем рассчитать за рассматриваемый период общее количество пострадавших лиц и оценить количество несчастных случаев на незавершённых строительных объектах в целом по стране в единицу времени.

В части 3.1 этого цикла я осторожно писал, что проблема, которую я пытаюсь обсудить на За-Строй.РФ, касается интересов десятков тысяч простых людей. Сейчас, после появления достоверной (с 250-ти сайтов) информации о размере выплат из КФ ВВ в порядке регресса (правильнее говорить о полном отсутствии таких выплат), можно уже утверждать почти со стопроцентной вероятностью, что системой саморегулирования НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕСЯТКОВ тысяч простых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на получение финансовой помощи, предусмотренной отраслевым законодательством. Именно ДЕСЯТКОВ тысяч.

Давайте посчитаем вместе. Все необходимые данные опубликованы в той же части 3.1. Для наглядности скопируем ту информацию сюда.

Вторая половина 2013 года – 915 несчастных случаев (НС), в том числе погибло 394 человека, 2014 год – принято минимальное количество НС – 893, погибло 537 человека (уточнено), 2015 годы – принято минимальное количество – 893 НС, погибло 373 человека, 2016 год – 1.278 НС, в том числе погибло 414 человек. 2017 год – 1.123 НС, в том числе, погибло 413 человек. 2018 год – 1.062 НС, в том числе, погибло 363 человека. 2019 год – 1.026 НС, в том числе, погибло 374 человека. 2020 год – 914 НС, в том числе погибло 334 человека. 2021 год – 893 НС, в том числе погибло 339 человек. 2022 год – 1013 НС, в том числе погибло 372 человека. 2023 год – 931 НС, в том числе погибло 339 человек. 2024 год– 967 НС, в том числе, погибло 347 человек.

Внесем все цифры в таблицу Excel, которая по формулам, без ошибок, посчитает все необходимые нам общие цифры. Скриншот этой таблицы прилагаю (приложение № 6).

Общее количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями за рассматриваемый период составляет 11.908, в том числе, с гибелью людей – 4.599. Таким образом, количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями без гибели людей равно: 11.908 – 4.599 = 7.309.

Для расчёта несчастных случаев, при которых причинён средний вред здоровью пострадавшего, я просто посчитал, что их в два раза больше количества несчастных случаев с тяжёлыми последствиями без гибели людей. По данным, которые привёл читатель Олег в своём комментарии, эта величина сильно занижена. Однако, до получения новых данных продолжаем придерживаться этого соотношения.

Итак, количество несчастных случаев, при которых причинен средний вред здоровью пострадавшего, равно: 7.309 х 2 = 14.618.

Общее количество несчастных случаев, при которых пострадали (с причинением тяжкого или среднего вреда здоровью) или погибли люди на незавершённых строительных объектах страны, начиная с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2024 года составляет: 7.309 + 4.599 + 1.4618 = 26.526.

За каждым пострадавшим или погибшим человеком стоят его близкие, которые оказались в непростой ситуации: супруги, дети, родители. И все они оказались без финансовой поддержки, которая им гарантирована безусловно частью 3 статьи 60 Градкодекса.

Примем средний состав семьи в количестве 4-х человек. Это тоже заниженная оценка (я уже писал про своего знакомого, у которого в семье 5 детей). Общее количество людей, которые оказались без финансовой поддержки, которая им гарантирована безусловно частью 3 статьи 60 ГрК РФ равно: 26.526 х 4 = 106.104 человека.

Из этого расчёта следует вывод, что даже моя осторожная оценка количества простых людей, права которых на получение финансовых выплат, нарушает система саморегулирования, в ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ человек явно занижена. Речь должна идти о нарушении прав СОТЕН ТЫСЯЧ человек, ведь количество несчастных случаев с причинением среднего вреда здоровью пострадавших сильно занижено, занижен количественный состав семей и нарушение системой саморегулирования прав пострадавших строителей и родственников погибших продолжается.

Теперь рассчитаем количество несчастных случаев, которые происходят в единицу времени. Для этого вначале определим общее количество РАБОЧИХ дней с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2024 года. Согласно производственным календарям за это период, общее количество РАБОЧИХ дней составило 2.850. Поделим общее количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, в том числе с гибелью людей на 2.850, получим: 11.905 : 2.850 = 4,2 случая в РАБОЧИЙ день. Поделим общее количество погибших людей на 2.850, получим: 4.599 : 2.850 = 1,6 человека в РАБОЧИЙ день.

Чтобы не делить людей на доли, возьмём данные за неделю (естественно, что расчёты ведутся с каким-то округлением). Получим, что КАЖДУЮ РАБОЧУЮ НЕДЕЛЮ на незавершённых строительных объектах страны происходит 21 несчастный случай с тяжёлыми последствиями, при которых ЕЖЕНЕДЕЛЬНО гибнет 8 человек, также происходит, как минимум, 42 несчастных случая, при которых причиняется средний вред здоровью пострадавшего.

Видя эти цифры, можно предположить, что и на незавершённых строительных объектах тысяч членов СРО трёх названных Ассоциаций происходили несчастные случаи, подпадающие под действие части 3 статьи 60 Градкодекса. Несчастные случаи, о которых умалчивают сайты этих СРО. Совесть – есть такое слово, забытое в наш век…

Погружаясь в тему о системе саморегулирования, я вижу, что руководители СРО и должностные лица органов власти повторяют как мантру, как заклинание тезис о том, что «СРО-система состоялась». Вот пару месяцев назад на этом ресурсе была опубликована статья под названием «СРО-система работает! Осталось её донастроить».

Хочу задать вопрос сторонникам тезиса о том, что «СРО-система состоялась». В чём состоит «состояние» СРО-системы? В том, что по воле руководителей СРО и должностных лиц органов власти, финансовыми средствами, предназначенными государством и законодательством лицам, пострадавшим на незавершённых строительных объектах, пользуются бенефициары системы саморегулирования? По воле формальной и неформальной!

Данное нарушение отраслевого законодательства, по моему мнению, возможно только при финансовой заинтересованности лиц, игнорирующих законодательство. Можно предположить, что какую-то часть этих средств бенефициары направляют вышеназванным руководителям и, возможно, чиновникам.

Что же касается так называемой «донастройки» системы, то вся ее основная суть сводится, как правило, к тезису об обязательности членства в СРО всех субподрядчиков. К обязательности, которая сейчас отсутствует в законодательстве. Аппетит приходит во время еды.

Продолжение следует. Будем говорить о бездействии СРО, разбираться с истинной целью функционирования КФ ВВ и, по возможности, с «механизмом возврата» финансовых средств от бенефициаров руководителям СРО.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Полианна

    Статистика ужасна, безусловно.... Однако на каком основании департамент предоставляет такие данные??? Разве это поддаётся распространению с идентификацией???.... Для меня как-то странно это....

    19.09.2025, 14:37