Там царь Кощей над златом чахнет – 3.1
Часть 3.1 Не является ли система саморегулирования «веригами на теле» российской строительной отрасли? О нормативных и фактических выплатах из КФ СРО
(Продолжение. Часть 1. Часть 2)
Рассмотрим здесь с точки зрения знаменитого ленинского тезиса об учёте и одну из основных функций системы саморегулирования в сфере строительства (далее – система саморегулирования или СРО-система) – возмещение вреда. Правда, возмещение вреда лицам, пострадавшим на незавершённых строительных объектах, не является, согласно статье 55.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градкодекс, Кодекс, ГрК РФ), целью системы саморегулирования (см. часть 1). Однако, исходя хотя бы из самого названия одного из компфондов – компенсационный фонд возмещения вреда (далее – КФ ВВ), можно утверждать, что возмещением вреда система саморегулирования должна всё-таки заниматься.
Попробуем рассчитать общую сумму нормативных и фактических выплат, которые система должна была произвести и произвела фактически.
Вначале поясню, что я имею в виду под понятием нормативные выплаты, которые должна произвести СРО-система. Понятие «нормативный» в юридическом аспекте означает – установленный законом. Выплаты, общих размер которых мы рассчитаем ниже, в том числе и из компенсационных фондов саморегулируемых организаций, я называю нормативными, потому что обязательность этих выплат установлена законом – Градкодексом.
Теперь определим предмет обсуждения – вид выплат, о которых пойдёт здесь речь. Это нужно сделать, так как в тексте части 3 статьи 60 ГрК РФ указано два вида выплат, перечисленных через соединительный союз «и», далее цитирую:
Возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда… осуществляются застройщиком…
Полагаю, что первый вид выплат для возмещения вреда осуществляется застройщиком в случае причинения вреда имуществу. Размер этого вида выплат требует индивидуального расчёта, и далее он здесь не обсуждается. А вот второй вид выплат – компенсация сверх возмещения вреда осуществляется застройщиком, в случае нанесения вреда личности. Его размер императивно установлен Градкодексом. Далее в тексте, говоря о выплатах, в том числе, даже применяя выражение «для возмещения вреда», я имею в виду только компенсацию сверх возмещения вреда.
Обращаю внимание, что обязанность по выплате компенсации сверх возмещения вреда, согласно части 3 статьи 60 ГрК РФ, возлагается на застройщика и исключительно на застройщика. Кодекс не только обязывает систему саморегулирования возмещать вред в виде выплаты компенсации сверх возмещения вреда, но и дифференцирует размер этой выплаты в зависимости от степени тяжести вреда, нанесённого личности.
Напомню, что, согласно части 1 статьи 60 Градкодекса, родственникам погибшего выплачивается 3 (три) миллиона рублей, 2 (два) миллиона рублей выплачивается потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью и 1 (один) миллион рублей выплачивается потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью.
Кодекс устанавливает следующий порядок выплат для возмещения вреда. При нанесении вреда личности на своем незавершённом объекте застройщик обязан осуществить выплату компенсации сверх возмещения вреда потерпевшему без всяких условий, в том числе, и без обращения потерпевшего в суд за защитой своих прав (подробнее об этом ниже).
Далее застройщик, который выплатил компенсацию сверх возмещения вреда в соответствии с частью 5 статьи 60 ГрК РФ, имеет право обратного требования (регресса) в размере выплаты компенсации сверх возмещения вреда к СРО в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда.
Примечание. Застройщик может предъявлять регрессное требование и к другим лицам, указанным в части 5 статьи 60, однако, здесь рассматривается только требование застройщика к СРО.
Уверен, что застройщик, выплатив лицу, пострадавшему на его строительном объекте, столь значительную сумму, будет вынужден, как правило, обратиться в СРО за возмещением потраченных финансовых средств. Вероятно, можно допустить и исключения из этого правила, но это будут именно исключения.
Придерживаясь этого тезиса, могу утверждать, что наличие фактических выплат застройщикам из КФ ВВ, которые СРО обязаны указывать в своих квартальных отчётах, будет свидетельствовать о выполнении застройщиками своих обязанностей по осуществлению выплаты компенсации сверх возмещения вреда лицам, пострадавшим на их незавершённых строительных объектах. И также уверен, что верно обратное утверждение – не произведены выплаты застройщикам из КФ ВВ, значит, как правило, застройщиками не осуществлены выплаты компенсации сверх возмещения вреда потерпевшим.
Зная установленный кодексом размер выплаты для единичного случая нанесения вреда личности, очень легко подсчитать общую сумму нормативных выплат, который система саморегулирования должна была выплатить застройщикам из КФ ВВ за определённый период времени. Эта сумма должна быть, как правило, равна сумме выплат для возмещения вреда лицам, пострадавшим на незавершённых строительных объектах. Для расчёта нужно просто знать количество несчастных случаев, произошедших на незавершённых строительных объектах страны, за этот период времени.
Анализ состояния и причин производственного травматизма, согласно исполняемым полномочиям, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это ведомство размещает информацию о несчастных случаях, произошедших в отраслях экономики, на своём официальном сайте. Её можно найти в разделе «Соблюдение законодательства о труде» во вкладках «Статистические данные» и «Оперативные сведения». Для примера прилагаю скриншоты двух страниц из таблиц Excel с данными за 2016-й и 2020-й годы, скачанных с сайта Роструда (приложение 1 и приложение 2).
Для проведения расчётов нас интересует количество несчастных случаев, которые произошли на незавершённых строительных объектах страны в период времени, начиная с 01 июля 2013 года (с этой даты введена в действие новая редакция статьи 60 ГрК РФ) по 31 декабря 2024 года.
Для контроля правильности информации о количестве несчастных случаев на производстве в организациях, осуществляющих деятельность в сфере строительства (ОКВЭД F 41-43.99.9), и получения информации, отсутствующей на сайте, я также неоднократно обращался в Роструд с официальными запросами о предоставлении этой информации за разные периоды времени.
Хочу особо отметить, что Роструд – это единственная (!) организация, специалисты которой отвечали не только, придерживаясь предусмотренных сроков, и практически всегда по существу заданных вопросов. Все другие организации, федерального и регионального уровня, с которыми я вёл переписку, направляли мне только отписки, соблюдая при этом установленные сроки.
Прикладываю один ответ Роструда от 5 марта 2022 года № ПГ/05297-3-1 (приложение 3). Обращаю внимание, что указание, содержащееся в письме, о том, что данные являются оперативными, означает, что приведена информация не за год, а только за три квартала соответствующего года. Прошу внимательно ознакомиться не только с приведёнными в нём числовыми данными, но и с самим текстом письма. Это понадобится нам при дальнейших рассуждениях.
На основании информации, полученной с сайта Роструда и дополнительно проверенной путём запросов в эту организацию, привожу здесь информацию о количестве несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (далее – НС), в том числе, и о количестве смертельных случаев в организациях, осуществляющих деятельность в сфере строительства (ОКВЭД F 41-43.99.9) за период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2024 года.
Во второй половине 2013 года произошло 915 НС, в том числе погибло 394 человека, 2014 год – количество НС не указано, погибло 564 человека, 2015 год – количество НС не указано, погибло 373 человека, 2016 год – 1.278 НС, в том числе погибло 414 человек. 2017 год – 1.123 НС, в том числе, погибло 413 человек. 2018 год – 1.062 НС, в том числе, погибло 363 человека. 2019 год – 1.026 НС, в том числе, погибло 374 человека. 2020 год – 914 НС, в том числе погибло 334 человека. 2021 год – 893 НС, в том числе погибло 339 человек. 2022 год – 1.013 НС, в том числе погибло 372 человека. 2023 год – 931 НС, в том числе погибло 339 человек. 2024 год – 967 НС, в том числе, погибло 347 человек.
Примечание 1. Отсутствие общего количества НС за 2014-й и 2015-й годы связано, вероятно, с тем, что формы ведомственной отчётности Роструда менялись и данные в них в разные годы имели иной количественный состав сведений.
Примечание 2. Каждое значение количества несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, в том числе, и смертельных, указанных выше, подтверждается соответствующим документом (скриншотом страницы сайта или письмом Роструда).
Примечание 3. Скептикам, которые сомневаются в достоверности представленных данных, могу только порекомендовать самостоятельно проверить их.
Имея эту информацию, легко подсчитать общую сумму нормативных выплат, которые система саморегулирования должна была выплатить лицам, пострадавшим на незавершённых строительных объектах застройщиков со второй половины 2013 года по 2024-й. Но перед проведением расчёта нормативных выплат для лучшего понимания моей позиции изложу своё мнение о статье 60 Градкодекса.
Относясь с известной долей скептицизма к разделу ГрК РФ, регламентирующему систему саморегулирования, что видно по моему тексту части 1, я высоко оцениваю статью 60 Кодекса. Её появление в действующей редакции я могу объяснить двумя предположениями.
Первое. Статья 60 является калькой с какого-то зарубежного документа, и авторы (именно, авторы, а не законодатели) не учли прогрессивность этой нормы на общем фоне доработанного раздела Кодекса о саморегулировании, содержащего, по моему мнению, элементы «теории заговора».
Второе. В подготовке раздела в авторском коллективе конкурировало две точки зрения и появление статьи 60 в этой редакции является в какой-то мере компромиссом между этими двумя точками зрения.
Но это всего лишь мои фантазии.
Почему я считаю статью 60 прогрессивной, хотя и не совсем недоработанной?
Статья 60 ГрК РФ является специальной нормой права. Специальность нормы означает, что, в соответствии с ней, ответственность за причинённый вред возлагается на лицо, не являющееся причинителем вреда. Согласно части 3 этой статьи, ответственность в случае причинения вреда личности на незавершённом строительном объекте застройщика возлагается на застройщика и только на застройщика, даже при отсутствии его вины в произошедшем. Застройщик освобождается от ответственности только при наличии трёх причин, если вред потерпевшему нанесён вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Не хочу разбирать умысел потерпевшего и действия непреодолимой силы. Здесь все очевидно.
С «третьими лицами» всё гораздо сложнее. Подробно об этом я уже писал в статье «Забанили за «третьи лица». Надеюсь, что после прочтения у читателя сложится ясное понимание – кто такие «третьи лица» в градостроительном законодательстве и чем они отличаются от «третьих лиц», указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Кстати, упорное нежелание Минстроя России привести понятие «третьи лица» в статье 1 Градкодекса, в которой указаны все основные понятия, применяемые в градостроительном законодательстве, считаю одним из элементов «теории заговора» (об этом см. часть 1). Свои рассуждения про статью 60 ГрК РФ продолжу в следующем разделе части 3.2, а сейчас вернёмся к расчёту нормативных выплат.
Общеизвестно, что психология человека устроена так, что он легче всего верит тому, что можно «пощупать руками». Относительно нашего случая – проведения расчётов нормативных выплат под выражением «пощупать руками» я имею в виду самостоятельный расчёт общей суммы выплат самими читателями.
Чтобы предоставить читателю такую возможность – провести расчёт общей суммы выплат по указанным выше данным, я приведу свои расчёты в следующем разделе части 3.2. Делаю я это потому, что читатели, самостоятельно рассчитавшие общую сумму нормативных выплат, не будут сомневаться в её величине. А общая сумма нормативных выплат, которая система саморегулирования должна выплатить, в соответствии с указаниями Градкодекса ,лицам, пострадавшим на незавершённых строительных объектах страны в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2024-го, является, согласно моим расчётам, очень большой.
Все исходные данные для такого расчёта указаны выше. При проведении расчёта обратите внимание на следующее обстоятельство. В общее количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями входят и смертельные случаи. И кроме этого показателя (назовём его первым показателем), рассчитайте, пожалуйста, сразу, «чтобы два раза не бегать», и ещё два показателя: второй и третий.
Второй показатель. Какой процент по состоянию на 1 января 2025 года составляет общая сумма фактических выплат из компфондов возмещения вреда к общей сумме КФ ВВ.
Третий показатель. Какой процент по состоянию на 1 января 2025 года составляет общая сумма фактических выплат из компфондов возмещения вреда к общей сумме нормативных выплат из КФ ВВ.
Если Вы внимательно читали две предыдущие части, то легко это сделаете, – все данные для этих расчётов там есть. От Вас требуется всего два действия деления. Надеюсь, что результаты этих трёх расчётов читатели укажут в своих комментариях.
Продолжение следует. В части 3.2 я приведу мой расчёт общей суммы нормативных выплат из КФ ВВ по состоянию на 1 января 2025 года. Сравним его с читательскими расчётами, если они будут указаны в комментариях. А также поясню, почему общая сумма выплат, полученная даже в результате правильно выполненного расчёта, не является окончательной. Почему окончательную величину выплат невозможно корректно рассчитать. И какой окончательной суммой нормативных выплат можно оперировать при обсуждении проблемы функционирования системы саморегулирования.
Также в продолжение поговорим о фактических выплатах из КФ ВВ по состоянию на 1 января 2025 года.
P. S. И заключительная просьба к читателям (надеюсь, редакция её опубликует). Проблема, которую я пытаюсь обсудить на За-Строй.РФ, касается (пока пишу так осторожно) интересов десятков тысяч простых людей. Я не преувеличиваю – именно ДЕСЯТКОВ тысяч. В связи с этим прошу дать прямую гиперссылку на эту (в принципе не очень сложную для понимания) статью в своих соцсетях, чтобы с ней ознакомилось как можно большее количество людей.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Всё правильно и интересно.
Однако, автор испортил впечатление полной неопределённостью итогов рассуждения. Было бы лучше, что бы он читателям не морочил голову, а выдал им подсчитанные суммы по трем показателям тяжести. Сколько по отчётам чаловек и сколько причинается по Закону денежных средств.
Конечно, было бы прекрасно, что бы привели фактические выплаты.
Уверяю, они мизерные, что показывает нашу общую культуру и нашу ответственность перед семьями пострадавших на строительных площадках.
Очень важная темя, однако пофигизм побеждает, к сожалени.
я поддержала, остальных призываю к тому же. ситуация тяжелая, которая требует резонанса ;(
Всё время говорю, что силой можно быть только объединившись. Остальное не сработает. Если кто-то отсиживается с мыслями, что его это не касается. Зря.
Плюсую
Вот уж всем интересно: когда наконец кто-то начнет думать о людях, которые получают травмы, а то и вовсе умирают на стройках! Всем надо беречь КФ и свои деньги, а отвечать кто-то хочет?
Вношу посильную лепту - репостну.