Что импортозаместили, а что не удаётся?
Российская стройиндустрия обеспечивает себя на 96 процентов. Но кое-что ещё приходится закупать
Как рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Юрин на парламентских слушаниях в Совете Федерации, сегодня наша страна импортирует всего 4% от общего объёма рынка строительных материалов – в основном это нишевая продукция для премиального сегмента.
Разумеется, секрет успеха ни для кого не секретен – стройка изначально была не той отраслью, где проблема импортозамещения была критически важной. В отличие от промышленности или энергетики, строительный комплекс и до санкционных войн вполне неплохо обеспечивал себя почти всем необходимым. И тем менее, многое за прошедшие годы было построено у себя.
Так, фактически полностью локализовано производство цемента, бетона, кирпича, железобетонных изделий, арматуры, значительной части теплоизоляции, сухих строительных смесей, кабельно-проводниковой продукции, труб и фитингов, запорной арматуры и части строительной химии. Именно эти позиции и дали основной эффект по снижению импортозависимости в массовом сегменте.
Доцент кафедры логистики Финансового университета при Правительстве РФ Наталия Левошич в комментарии для «Российской газеты» отметила, что импортозамещение стало возможным за счёт расширения мощностей отечественных производителей в сегментах цемента, сухих смесей, плитных материалов, металлических конструкций и теплоизоляции. Эти категории сейчас закрываются нашими компаниями практически полностью, что фиксируют отраслевые балансы производства и потребления.
Активно импортозамещаются такие массовые для строительства материалы, как кирпич, бетон, арматура, песок, щебень, трубы, металл, дерево, стекло, крупный, средний и мелкий инструмент, спецодежда, строительные вагончики, средства освещения, средства защиты, охранные системы. То есть, те материалы и средства производства, которые на 90-95% обеспечивают основу для строительных бизнес-процессов. По данным Росстата, за 2025 год средний рост производства данных видов продукции составляет 45-50%.
Основными драйверами импортозамещения, по мнению экспертов, стали долгосрочные инвестиции в новые мощности и модернизацию заводов, отраслевые планы Минпромторга по импортозамещению, меры господдержки (льготное финансирование, специальные инвестиционные контракты (СПИК), налоговые стимулы), а также передача и локализация активов ушедших иностранных компаний, что ускорило передачу технологий и запуск локальных линеек.
Помогли делу высокая загрузка существующих заводов, запуск новых линий, особенно в цементной и плитной промышленности, государственные меры поддержки капитальных вложений и замещение ушедших зарубежных брендов отечественными аналогами. В результате рынок перешёл в режим почти полной автономности, а импорт сохранился лишь в нишевых позициях.
Руку помощи производству протягивает наука. В российских СМИ постоянно появляются новости о том, что отечественные учёные предлагают разработки новых строительных материалов. Например, в ноябре международный коллектив, работающий на базе Донского государственного технического университета (ДГТУ) предложил новый подход к изготовлению бетона. По расчётам специалистов, добавление фрагментов отработанных покрышек может повысить прочность бетона.
Согласно данным Российского экологического оператора, лишь 5-10% материала из переработанной шины могут быть вновь использованы в производстве новой покрышки. Из отработанной резины производят сантехнические изделия, напольные покрытия, дренажные элементы или асфальтобетонные смеси, однако технология получения этих изделий зачастую трудоёмка и затратна, рассказали ДГТУ.
А их коллеги из Волгоградского государственного технологического университета (ВолгГТУ) предложили материал, сочетающий три разных противопожарных механизма. «Добавка-огнетушитель» из доступных веществ позволяет уменьшить вероятность распространения пламени по материалу в пять раз. Для создания деталей, сочетающих прочность и лёгкость, используются так называемые композитные материалы. Сочетание меди (каталитическое ингибирование пламени), фосфора (образование защитного коксового слоя) и азота (выделение негорючих газов) в одном растворимом модификаторе приводит к комплексному синергетическому снижению горючести. Наиболее оптимальным его содержанием является около восьми массовых процентов от всего материала.
Впрочем, замена классических материалов на более современные и инновационные – дело ближайшего будущего. Гораздо интереснее, что же с теми 4% рынка, которые так и не удалось импортозаместить? Они довольно серьёзны. Это крупная спецтехника, такая как строительные краны, подъёмные механизмы, автопогрузчики, грузовые автомобили, премиальная сантехника и электрооборудование, отчасти лифтовые механизмы, уникальные облицовочные материалы. Что-то можно заменить без особых проблем – например, состоятельные россияне, брезгливо морщась и скрипя зубами, вполне могут прокатиться и на отечественном лифте. А вот строительное оборудование и спецтехнику, наверное, стоит учиться делать самим…
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
