Салават Истамбаев
Комментарии - 49
Публикации - 12
image

Там царь Кощей над златом чахнет – 2

Часть 2. Не является ли система саморегулирования «веригами на теле» российской строительной отрасли? Единый реестр СРО и общая сумма их компфондов

640
4
Время чтения 10 минут
29.05.2025

(Продолжение. Первая часть здесь)

Знаменитое ленинское изречение «Социализм – это прежде всего учёт», знакомо мне со времён учёбы. Много позднее, уже вычленив интенцию, направленную на общественную формацию, я понял универсальность, даже не побоюсь этого слова, гениальность данного изречения. Основное значение слова «учёт» – это установление количественных характеристик какого-либо вопроса, явления, проблемы. При обсуждении качественных характеристик проблемы всегда присутствует субъективное восприятие и (или) эмоции участников обсуждения. В противовес этому, при обсуждении количественных характеристик проблемы эмоциональная составляющая и субъективизм обсуждения проблемы отсутствует. Обсуждение при этом носит объективный характер, ибо невозможно оспаривать правила математики и логики.

Моё рассуждение полностью относится и к обсуждению проблемы функционирования системы саморегулирования в сфере строительства. Только ссылка на какие-либо количественные показатели может позволить сделать вывод об успешности или неуспешности реализации этого проекта – системы саморегулирования.

Мои попытки поиска в Интернете каких-либо сводных количественных показателей, касающихся СРО-системы, были в основном безуспешны. Возможно, это связано с тем, что я не являюсь экспертом в данной сфере. Вполне вероятно, существуют Интернет-ресурсы, на которых имеется исчерпывающая информация, которая объективно характеризует систему саморегулирования. Однако у меня имеется в этом большие сомнения, поскольку при поиске информации сложилось впечатление, что информация о количественных параметрах функционирования СРО-системы сознательно «уводится в тень», дабы не акцентировать на этом внимание.

В связи с этим все количественные показатели, приведённые ниже в тексте, основаны на информации, представленной мне в ответах органов власти на мои обращения и из произведённых мною расчётов.

О чём заставляет задуматься Единый реестр СРО

Основой учёта системы саморегулирования является количество саморегулируемых организаций. Этот учёт ведётся в форме реестра СРО (далее – Единый реестр СРО, Государственный реестр саморегулируемых организаций, Госреестр СРО). Согласно статье 55.18 Градостроительного кодекса РФ, ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется органом надзора за СРО. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 864 таким органом надзора определена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – РТН и Ростехнадзор). РТН осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО всех трёх видов, указанных в статье 55.3 ГрК РФ: изыскателей, проектировщиков и строителей.

До 11 апреля 2025 года на сайте Ростехнадзора реестр СРО был представлен в только формате таблицы Excel. Данный вариант реестра не выдерживал никакой критики. В одной таблице перечислены СРО всех трёх видов, в отношении которых РТН осуществляет контроль, в том числе, действующие и исключенные из Единого реестра. Особое недоумение у меня вызывает факт нахождения в нём исключённых из Госреестра СРО. Какой-то своеобразный, непонятный мне, оксюморон. Исключённые лишь помечены другим цветом ячеек. Логичнее было бы, как мне кажется, вести два реестра: действующих СРО и исключённых. Возможное объяснение надзорного органа, что такая форма реестра установлена градостроительным законодательством, заранее мне кажется надуманным. За время существования системы саморегулирования в законодательство можно было внести в установленном порядке любые разумные изменения.

Существующий реестр в виде таблицы Excel содержал минимум информации о каждой СРО. В нарушение требований статьи 55.18 ГрК РФ, в реестре отсутствуют сведения о размере сформированного компенсационного фонда на дату включения в реестр таких сведений. Нет в нём даже ссылок на сайты СРО, где, согласно статье 55.9 Градкодекса, должна быть размещена информация о деятельности самой СРО и её членов. По моему мнению, данный реестр составлен на уровне курсовой работы студентов младших курсов учебных заведений, озабоченных лишь целью получить зачёт. Скриншот одной страницы приведён в приложении 1.

И вот, прошло всего лишь чуть больше полутора десятка лет с момента функционирования СРО-системы, и орган надзора решил усовершенствовать реестр. Судя по сроку, который потребовался для усовершенствования документа – 15 лет, никакой необходимости в информации, содержащейся в реестре, у многочисленных специалистов, связанных с системой саморегулирования, никогда не возникало. Специалисты, вероятно, пользовались информацией, размещённой на сайтах СРО, а реестр все эти годы существовал сам по себе, был «вещью в себе».

В апреле 2025 года на сайте Ростехнадзора на странице «Ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций», наконец-то, стала появляться подробная информация в виде карточки о каждой СРО. Сейчас посетителей сайта встречает предупреждение, что реестр находится в опытной эксплуатации. Прилагаю три скриншота с этой страницы сайта (приложение 2, приложение 3, приложение 4), которые показывают, что посетитель сайта мог увидеть в разные даты посещения сайта – 29 апреля 2025 года, 13 мая 2025 года и 14 мая 2025 года (примечание: все рассуждения автора о реестре относятся к середине мая 2025 года).

Разработчиками новой версии Единого реестра указано общее количество СРО, в том числе, включённых в реестр и исключенных из него. При этом нет разделения по видам СРО (имеется в виду таблица Excel). Размеры компенсационных фондов указаны, однако неизвестно – на какую дату. Такая информация, размещённая в реестре, нисколько не облегчила работу по анализу деятельности системы саморегулирования. Таблица Excel со списком СРО никак не связана с размещённой на сайте информацией о каждой СРО. В таблице Excel нет никаких гиперссылок, позволяющих сразу получить доступ к нужной информации. Сводную информацию о деятельности системы саморегулирования заинтересованному лицу и на странице «Ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций» нужно самому собирать, как и на сайтах СРО.

По моему мнению, Госреестр СРО одновременно с осуществлением юридически значимых действий (включение в реестр и исключение из него) должен обеспечивать информационную открытость системы саморегулирования путём предоставления любому заинтересованному лицу СВОДНОЙ информации об основных показателях функционирования системы. Очень важно при этом обеспечить привязку предоставляемой информации к конкретным отчётным датам. Это позволит проследить динамику процесса. Без такой привязки информации к отчётным датам вся информация теряет смысл.

Сейчас, по сути, Ростехнадзор просто пытается скопировать реестр, размещённый на сайте Национального объединения строителей, также не имеющий привязки к отчётным датам.

Обратимся к основному показателю деятельности саморегулируемых организаций – количеству СРО, действующих и исключенных их Госреестра. На момент написания моей статьи (18 мая 2025 года) в реестре значится 324 СРО, из них 235 действующих и 89 – исключённых.

Сайт Ростехнадзора не позволяет получить информацию о количестве СРО на любую отчётную дату. Вот, например, какое количество СРО было на 1 января 2025 года? Поскольку начал изучать систему саморегулирования сразу после Нового года, то я знаю, что на эту дату в Едином реестре было 319 СРО, из них 230 действующих и 89 исключенных. То есть, за четыре с половиной прошедших месяца появилось 5 новых СРО, и ни одной не было исключено из Госреестра. Вот что имел я ввиду под динамикой процесса, позволяющей провести его анализ.

Рассчитаем пока только один показатель – долю исключённых СРО с момента функционирования системы к общему количеству СРО на 1 января 2025 года:

89/319*100= 28%

Запомним эту цифру для обсуждения в дальнейшем.

О чём заставляет задуматься общий размер КФ действующих СРО

Я не зря подчёркиваю, что речь пойдёт о показателях действующих СРО. Обсуждение компенсационных фондов СРО, исключённых из Госреестра, требует отдельного изучения и анализа. Возможно, я проделаю эту работу в будущем.

Достоверным источником информации о размере компенсационных фондов возмещения вреда (далее – КФ ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее – КФ ОДО) любой действующей СРО является её сайт, поскольку саморегулируемые организации обязаны ежеквартально размещать на своих сайтах эту информацию.

Чтобы получить суммарный размер КФ ВВ и КФ ОДО всех действующих СРО на конкретный момент времени (конкретную отчетную дату), нужно просто просмотреть все сайты и суммировать извлечённую информацию.

Первый раз я проделал такую работу в конце 2022 года. Эта информация использовалась мною для направления обращения в департамент строительства Правительства Российской Федерации. Об этом обращении я напишу в одной из следующих частей своей статьи.

На сайтах содержались отчёты на начало четвёртого квартала – на 1 октября 2022 года. На тот момент на сайте Национального объединения строителей содержалась информация о 308-ми СРО, из них 225 были действующими, и 83 – исключёнными из Госреестра.

Все 225 сайтов действующих на тот момент СРО были мною просмотрены. Вся полученная с сайтов информация была не один раз перепроверена и сведена мною в таблицу Excel.

Я бы мог утверждать, что суммарный размер КФ ВВ и КФ ОДО всех действующих СРО, подсчитанный мною, является достоверным, но, к сожалению, из 225-ти сайтов в то время 29 сайтов (13%) не открылись даже при неоднократном обращении к ним.

К слову сказать, сайты СРО работают по незащищённому протоколу, создающему риски для посетителей сайта. У сайтов совершенно различная структура. На многих сайтах очень сложно ищется информация. Не хочется думать, что это сделано намерено, предположим, что это следствие низкого уровня подготовки специалистов, создавших сайты.

Суммарный размер компенсационных фондов 196-ти (225 минус 29) СРО, сайты которых открылись, на 1 октября 2022 года был равен 110.677.797.150 рублей 70 копеек, в том числе, КФ ВВ – 39.627.786.479 рублей 42 копейки и КФ ОДО – 71.050.010.671 рубль 28 копеек. Скриншот итоговой страницы таблицы Excel по состоянию на 1 октября 2022 года прилагается (приложение 5).

При втором просмотре сайтов, через квартал, по состоянию на 1 января 2023 года суммарный размер компенсационных фондов 196-ти (225 минус 29) СРО, сайты которых открылись, на 1 января 2023 года был равен 116.302.843.907 рублей 27 копеек, в том числе, КФ ВВ – 43.586.004.898 рублей 40 копеек и КФ ОДО – 72.716.839.008 рублей 82 копейки. В этот раз открылось на 6 сайтов больше. Скриншот итоговой страницы таблицы Excel по состоянию на 01 января 2023 года прилагается (приложение 6).

Очевидно, что наличие неоткрывшихся в момент моего обращения сайтов СРО, делает эти результаты некорректными. В связи с этим мною была запрошена информация у Ростехнадзора об общем размере компенсационных фондов всех действующих СРО по состоянию на 1 января 2023 года.

Ответ надзорного органа (письмо от 5 октября 2023 года № 11-00-15/6636 – приложение 7) меня удивил. У него не было информации по состоянию на 1 января 2023 года. Это было объяснено тем, что данные были актуализированы более поздними данными (1 абзац стр.2). Напомню, что отчёты СРО делают ежеквартально. Из ответа следовало, что специалисты Ростехнадзора просто вносят новые данные, не сохраняя данные на другие, уже прошедшие даты. Такое обращение с данными – без сохранения и привязки к конкретным датам не позволяет отследить, как я говорил выше, динамику процесса. Хотя, честно говоря, это утверждение мне кажется лукавством.

Из ответа РТН следовало, что по состоянию на 5 октября 2023 года (это дата подготовки ответа) общая сумма компенсационных фондов действующих СРО составляет «144.227.797.939,57 руб., в том числе размер средств компенсационного фонда возмещения вреда 54.366.692.077,67 руб., размер средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств 89.861.105 861,90 руб.».

Из ответа также можно сделать вывод, что данные о размере компфондов СРО имеются в Ростехнадзоре, однако для общего доступа они не выкладываются.

В третий раз я просмотрел сайты действующих СРО по состоянию на 1 января 2025 года для использования информации для подготовки этой статьи. Напомню, что действующих СРО на тот момент было 230. В этот раз после обращения к специалисту мне удалось получить данные со всех 230-ти сайтов.

Суммарный размер компенсационных фондов по состоянию на 1 января 2025 года составил 163.051.779.254 рубля 53 копейки, в том числе, КФ ВВ – 60.267.816.173 рубля 39 копеек, КФ ОДО – 102.783.963.081 рубль 14 копеек. Скриншот итоговой страницы таблицы Excel по состоянию на 1 января 2025 года прилагается (приложение 8).

Желая сравнить мои расчётные данные с данными надзорного органа, я вновь запросил информацию в Ростехнадзоре, однако мне её в этот раз не представили. Причиной отказа в представлении данных о размерах компенсационных фондов действующих СРО было названо участие РТН, далее цитата, «в эксперименте по повышению уровня защищённости государственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений. В рамках указанного эксперимента обеспечивается проведение работ по повышению уровня защищённости, в том числе официального сайта Ростехнадзора, включая Государственный реестр саморегулируемых организаций». Письмо Ростехнадзора от 14 марта 2025 года № 09-00-06/1689 прилагается (приложение 9).

Честно говоря, я даже не понимаю формулировку приведённой причины в отказе предоставления мне информации. Может, кто-то из читателей За-Строй.РФ сможет объяснить связь между участием Ростехнадзора в каком-то эксперименте и его отказом предоставить мне открытую информацию?

Одновременно надзорный орган сообщил, что «Запрашиваемая сводная информация о компенсационных фондах саморегулируемых организаций размещена на официальном сайте НОСТРОЙ: https://nostroy.ru/department/departament-monitoringa-deyatelnosti-sro/ в открытом доступе».

При переходе по этой ссылке на сайт Нацобъединения можно увидеть информацию об общем размере компенсационных фондов, который по состоянию на 1 апреля 2025 года составляет 167,9 миллиарда рублей (приложение 10). При этом на сайте не приведены отдельные данные по КФ ВВ и КФ ОДО.

Учитывая разницу в отчётных датах – один квартал и добавлении в Реестр в этот период пяти новых СРО, мои расчётные данные по состоянию на 1 января 2025 года и данных НОСТРОЙ по состоянию на 1 апреля 2025 года практически совпадают («бьются»). Из этого можно сделать вывод, что расчёт мною выполнен верно.

Запомним эту информацию из моего расчёта для последующего обсуждения:

  • по состоянию на 1 января 2025 года общий размер компенсационных фондов всех действующих СРО составил округленно 163 миллиарда рублей, в том числе, КФ ВВ – 60 миллиардов рублей и КФ ОДО – 103 миллиарда рублей.

В третьей части своей статьи расскажу о нормативных и фактических выплатах из компенсационных фондов СРО.

(Продолжение следует)

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • image
    Сроница

    Я так и не поняла: "О чём заставляет задуматься общий размер КФ действующих СРО"?

    29.05.2025, 13:54
    • image
      Полианна отвечает пользователю

      @Сроница, .... о жизни нашей тяжкой))))

      Простите....

      29.05.2025, 14:09
    image
    Интересующийся

    Немного не понял к чему такой интерес? Автор может пояснить кратко?

    29.05.2025, 17:32
    image
    Марк Андреевич

    Очевидно, что по мнению автора над златом не надо чахнуть - злато надо раздавать. Но от этого охрана труда на объектах не появится, увы. И многое другое не поменяется. Кроме того есть закон, который определенно прописывает когда и за что.

    29.05.2025, 22:55