Проблему с лифтами решит… ИЖС?
В настоящее время в России эксплуатируется порядка 605.000 подъёмников, из которых около 50.000 уже отработали установленный срок службы, составляющий 25 лет
А ещё 60 тысяч лифтов выработают свой ресурс до 2030 года. Таким образом, в ближайшие семь лет потребуется замена 110 тысяч подъёмных устройств. Такие цифры привёл исполнительный директор Национального лифтового союза Пётр Харламов в интервью «Российской газете».
По его словам, основная сложность в том, что 47 тысяч из этих лифтов расположены в домах, где капитальный ремонт финансируется через специальные счета. Система накоплений на капремонт существует уже десять лет, но в большинстве регионов собранных средств недостаточно для замены лифтов. В Московском регионе, где взносы составляют 20-25 рублей с квадратного метра, накопления позволяют проводить такие работы. Однако в других субъектах Российской Федерации до недавнего времени собирали менее 10-ти рублей с квадратного метра, что не покрывает даже ремонт крыши, не говоря уже о лифтах.
Стоимость замены лифта за последние пять лет выросла почти вдвое и в среднем по стране превышает 4 миллиона рублей. В эту сумму входит цена самого лифта, демонтаж старого оборудования и монтаж нового.
Где найти деньги?
В 2020 году Правительство РФ выделило 1,5 миллиарда рублей на субсидирование процентных ставок по факторингу (рассрочке) замены лифтов. Благодаря этой мере удалось обновить более 2 тысяч подъёмных устройств. Однако в последние пять лет программа софинансирования не возобновлялась. Более того, при ставке рефинансирования в 21% субсидирование процентов становится экономически нецелесообразным.
В поисках внебюджетных решений был опробован облигационный заём. Через Московскую биржу выпустили облигации, средства от которых направили на замену лифтов. Собственники жилья постепенно погашают задолженность, а купонный доход по облигациям (чуть выше ставки рефинансирования) в идеале должен был сделать их привлекательными для инвесторов. Однако, с учётом реалий российского долгового рынка, спрос на лифтовые облигации не слишком порадовал – что и понятно, есть бумаги более надёжные и доходные.
Третьим вариантом могло бы стать снижение или отмена НДС на услуги по замене лифтов. Это помогло бы сдержать резкий рост цен, наблюдавшийся в последние годы.
Держитесь, старички!
Поскольку денег нет, то остаётся единственный вариант – пересматривать сроки эксплуатации и возносить молитвы во славу Омниссии, чтобы старички-лифты продержались подольше.
Согласно решению комиссии Таможенного союза ЕАЭС, 50 тысяч лифтов с истёкшим сроком службы можно заменять до 2030 года. Однако в ближайшие годы к ним добавятся ещё 60 тысяч – их ресурс подходит к концу, но в законодательстве нет чётких указаний по их дальнейшей эксплуатации.
Пётр Харламов предлагает внести в постановление Правительства РФ поправку, разрешающую продлевать срок службы таких лифтов после полного обследования: сначала на три года, затем ещё на два, но не более, чем на пять лет в общей сложности.
Сейчас сервисные организации проводят ежемесячное обслуживание лифтов, а экспертные компании – ежегодную независимую оценку их состояния. Однако если лифту исполнилось 25 лет, законодательство не позволяет продлевать его эксплуатацию. Ростехнадзор, обладая полномочиями остановить такие лифты, пока не применяет крайние меры, но ситуация остаётся напряжённой.
Что бы ещё монетизировать?
В раздумьях о том, как бы ещё изыскать средства на замену лифтов, предлагаются довольно экзотические решения. Например, почему бы не сделать лифты платными? Зашёл, приложил карточку или кинул денежку – и поехал. Если денежек нет – бодро идёшь пешком по лестнице, прокачивая квадрицепсы и икроножные мышцы.
Идея не такая уж и дикая, платные лифты уже существуют в Грузии и на Украине. В России такой практики нет, расходы на обслуживание вертикального транспорта включены в строку «Содержание и ремонт» в квитанциях. Если установить платный доступ, то люди могут отказаться платить ещё и абонентскую плату, попробуют оспаривать такой двойной тариф в судебном порядке. А если оставить только плату за проезд, то многие перейдут на режим экономии, что снизит нагрузку на лифт, но может привести к нехватке средств на обслуживание.
Более серьёзным решением мог бы стать повышенный взнос на капремонт для домов с лифтами. Впрочем, есть и противоположное мнение: в пятиэтажках, где лифтов нет, затраты на ремонт крыши делятся на меньшее число жильцов, поэтому их взносы логично сделать выше.
Радикальное решение
Впрочем, сам Пётр Геннадьевич полагает, что решить лифтовую головоломку в стране можно только сменой градостроительной политики:
У нас в стране такие площади, такие территории! Зачем нам нужны настолько высотные дома, где ещё и могут быть проблемы с лифтами? Да, можно в Москве небоскрёбы строить, чтобы доказать, что мы можем это делать. Но у нас такая необъятная страна! Может быть, надо больше внимания уделять частным домам или максимум трёхэтажным?
Что и говорить, замечание резонное. Нет гонки за этажностью – не нужны и лифты. Правда, как и во всех рассуждениях про малоэтажное строительство, остаются вопросы. Люди влезают в ипотеку и покупают клетушки в человейниках не потому, что хотят жить в таких условиях, а потому что не могут позволить себе ничего лучше. Пока разговоры о том, что нужно отказаться от многоэтажек в пользу ИЖС, напоминают исторический анекдот о крестьянах, которым пожелали есть пирожные, раз не хватает хлеба…
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
нет лифтов - нет проблем ;)
А что, мне позиция Пётра Харламова нравится. И не только потому, что будут отсутствовать лифты.
Я сама помню из детства, когда приезжала к бабушке. Райончик был застроен кирпичными хрущевками 3-4 этажа. Почти все друг друга знали. А сейчас даже в одном подъезде никто никого не знает. Чисто было всегда. сами убирались и полисадники облагораживали. Ходить по лестнице все же какая-никакая физическая нагрузка, что способствует долголетию.
А еще это пространство между домами - не как сейчас впритык друг к другу. Были и детские площадки, и места для авто, и зелени много было. Еще и футбольное поле для детворы. Всем хватало места.
Так что я за идеи трехэтажных МКД.
@Сроница, а кто вам сказал, что расстояние приличное (например) и сейчас сохраниться? новые высотки строят так, что можно за руку с соседом поздороваться из окна в окно :(