Мы продолжаем рассказывать об итогах заседания комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, на котором обсуждали вопрос о реформировании института саморегулирования в контексте разработки Министерством экономического развития РФ новой редакции федерального закона «О саморегулируемых организациях». О планируемых изменениях доложил замглавы МЭРа Савва Шипов.
Первый момент из предлагаемых поправок касается контрольно-надзорной деятельности СРО. В связи с этим, замминистра отметил актуальность серьёзных изменений в сфере осуществления контроля и надзора. Уже подготовлены законопроекты «О контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», которые ещё неофициально называют законопроектами о регуляторной гильотине. Учитывая, что СРО как раз тот самый инструмент, который позволяет государству уйти от каких-то функций и передать их на уровень СРО, необходимо повысить эффективность того, как работают эти организации и, собственно говоря, как соблюдать обязательные требования.
«Поэтому для нас чрезвычайно важно было состыковать подходы, которые содержатся в законопроекте о внесении изменений в закон о СРО и подходы, которые как раз связаны с реформами контрольно-надзорной деятельности», – подчеркнул Савва Витальевич.
Он напомнил, что главная задача заключается в том, чтобы создать такую организационную модель, которая была бы универсальной и позволила выстроить более прозрачную систему того, как работает СРО. Доверие к инструменту саморегулируемых организаций надо повысить для того, чтобы было более понятно, для чего они нужны, зачем они нужны предпринимателям, какие выгоды даёт членство в СРО. Также необходимо упорядочить отношение внутри этой системы: и между государством и объединениями СРО, и между СРО и их членами.
По мнению замминистра, к контрольной деятельности, которую осуществляют саморегулируемые организации за своими членами, есть претензии. Не секрет, что многие проверки проводятся формально. Где-то вообще не выявляется никаких нарушений, и проверки практически не проводятся. Чёткого порядка того, как осуществляется контроль СРО за своими членами, сейчас не установлено. При этом разработчики новой редакции закона предлагают ряд необходимых новелл, которые могли бы повысить эффективность этой работы и повысить, в том числе, доверие государства к работе саморегуляторов, и к членам СРО. А, следовательно, такое доверие могло бы способствовать распространению этого института.
Для этого Минэкономразвития России предлагает применить новые инструменты.
Во-первых, это мониторинг. Мониторинг, который позволяет без проведения очного взаимодействия, но за счёт использования информационных систем и современных технологий понимать, какие есть проблемы и нарушения. Анализ этой информации позволит своевременно организовать контрольно-надзорные мероприятия.
Во-вторых, необходимо применить риск-ориентированный подход, что означает чётко разбиение организаций по категориям риска и применение интенсивности контрольных мероприятий на основании этого
В-третьих, планируется зафиксировать административную ответственность за нарушение саморегулируемой организацией порядка осуществления такого контроля. В этой части требуется большая детализация особенно с учётом того, как сейчас формируется законодательство о государственном контроле и надзоре. Появляются дополнительные мероприятия, которые могут использоваться для решения конкретных локальных задач.
Савва Витальевич привёл одну из цифр, характеризующих ситуацию: в 2018 году СРО выявили всего 57 случаев причинения вреда в результате деятельности своих членов. «Здесь важно отметить, что нельзя в качестве такого показателя эффективности работы использовать количество проверок и число выявленных нарушений, потому что мы понимаем, что это может давать неправильную мотивацию для контролёров», – отметил господин Шипов.
Исходя из этого, возникла идея привязать оценку эффективности этой деятельности СРО к тем подходам, которые сейчас есть, формируются для оценки эффективности работы государственных контролёров. В первую очередь, это ситуации, когда измерение оценки эффективности происходит на основе изменения ущерба. Если снижается ущерб в охраняемой сфере, значит, государственные контролёры работают эффективно. В Правительстве РФ предлагают подумать о том, чтобы и в отношении СРО как-то привязать эти оценки к общегосударственной системе.
Стоит отметить, что в законопроекте о контрольной и надзорной деятельности, который внесён в Государственную Думу, предусмотрена специальная переходная норма, которая говорит о возможности неосуществления контрольных мероприятий государственных в случаях, когда соответствующие мероприятия осуществляются в СРО, и это урегулировано законодательством о СРО и отраслевым законодательством.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Сначала надо научиться оценивать работу Ростехнадзора, Минстрой и НОСТРОЙ..., которые не хотят исполнять свои прямые функции...
СРОшники - стрелочники.