Скорость – хорошо, но лучше бы количество
ЩЛЗ увлёкся запуском производства подъёмников со скоростью движения 8 метров в секунду. И это на фоне приближающегося лифтового коллапса в России…
Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ) получил сертификат соответствия Евразийского экономического союза на производство высокоскоростных пассажирских лифтов со скоростью движения 8 метров в секунду. Разработка отвечает актуальным запросам высотного домостроения в России, но этим ли должен быть озабочен лидер лифтостроительной отрасли, которая сейчас переживает сильнейший кризис?
Как следует из официальных выступлений представителей ЩЛЗ, в свою новинку компания вложила немало трудов. Описание лифта звучит впечатляюще – он оснащён усовершенствованной силовой частью и усиленными канатами, а также специальными обтекателями купе кабины для снижения сопротивления воздушным потокам внутри шахты. Помимо этого, здесь применяется новая система управления, усовершенствованные устройства безопасности, более мощная лебёдка и новая система позиционирования. Всё это позволяет лифту стремительно взмывать в вышину аки крылатые качели, преодолевая почти десяток метров каждую секунду.
Для современного домостроения подобные решения крайне актуальны. Более 50% строящихся объектов в России сегодня – здания выше 18-ти этажей. Высотки от 25-ти этажей составляют почти треть от общего объёма всех новостроек! Города растут ввысь, экономя ограниченные земельные ресурсы, и начинка современных домов должна идти в ногу с этой тенденцией. В этом плане разработка ЩЛЗ действительно отвечает «текущим рыночным запросам» и «задаёт новые отраслевые стандарты», как отмечает генеральный директор предприятия Валентин Чернобаев.
Но на этот ли запрос должен отвечать такой крупный завод-производитель в первую очередь? Ведь о том, что в стране разворачивается беспрецедентный лифтовый кризис, сегодня не слышал, пожалуй, только глухой. Да и тот в курсе, потому что, скорее всего, прочитал тревожное сообщение об этом на одной из первых страниц новостных лент в интернете.
Лифтостроительная индустрия впервые зашаталась ещё в 2022 году, когда на фоне известных геополитических событий нас покинули компании, игравшие не последнюю роль в своевременном оснащении страны новыми подъёмниками. К примеру, до 2022 года второе после ЩЛЗ место по производству лифтов занимала американская контора Otis Elevator Company, а третье – финская KONE. Все они, а также парочка немецких и швейцарских производств спешно ретировались, оставив в отрасли дыру. Заделать быстро её не получилось, так как на фоне санкций и разрыва многолетних торговых отношений российские производители столкнулись с нарушениями в цепочках поставок комплектующих, а из-за роста цен на стройматериалы число проектов существенно сократилось.
Ещё один «лифтовый канат» оборвался в виду, мягко скажем, несовершенства отечественной отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Безграмотно посчитанные ставки на капремонт, нерациональные траты на модернизацию домов, скачущая галопом инфляция и прочие факторы привели к тому, что у собственников жилья попросту не оказалось отложенных средств на столь дорогостоящее мероприятие как замена лифтов.
Ситуация приближалась к критической точке: по подсчётам Минстроя России, к началу 2025 года в стране необходимо было заменить более 100.000 лифтов (с учётом жилого фонда и социальных учреждений). Разумеется, никто даже не подумал замахнуться на столь масштабную операцию. Срок эксплуатации конструкций просто продлили на бумаге, по сути, предложив жильцам многоэтажек полагаться на старый, добрый «авось» каждый раз, когда они нажимают кнопку пуска.
За год ситуация заметно не улучшилась. Ведь помимо того, что государству в принципе не хватило ресурсов заменить все устаревшие лифты, так за минувшие двенадцать месяцев истёк срок ещё у нескольких тысяч подъёмников. По самым оптимистичным подсчётам Российского лифтового объединения, на устранение проблемы потребуется более 15-ти лет и 300 миллиардов рублей!
Возвращаясь к радостной новости ЩЛЗ о производстве ультрасовременных лифтов, хочется сказать, что мы за отечественных инженеров, безусловно, рады, но хотели бы, чтобы они спустились с небес (куда они, похоже, унеслись на своих лифтах со скоростью 8 метров в секунду) на нашу грешную землю. Не разумнее ли сейчас сосредоточить все производственные мощности на решении надвигающегося коллапса и помочь стране восполнить дефицит обычных, медленных, как улитка, лифтов?
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Старенькие медленные - дешевые, относительно новых ультрасовременных. А денежки охота не чайной ложкой, а лопатой собирать.
@Толябыч, если эти новые технологии не будут покупать, то и денег не будет: ни ложки, ни лопаты....
Лучше всего качество и количество.... Но судя по всему это вообще нереальная потребность....