Зловещий админбарьерище
ЭКГ-Рейтинг, разработанный в недрах приближённых к ФНС структур, при ближайшем рассмотрении довольно зловещ… И членам СРО, и саморегуляторам мало не покажется!
После пятничной ироничной статьи эксперта За-Строй.РФ о новой системе рейтингования, проиллюстрированной добрым Чебурашкой, под названием «Что ты за зверь такой, ЭКГ-Рейтинг?», не думал, что возьмусь за перо. Но когда позавчера прочитал статью другого эксперта сайта («ЭКГ-рейтингисты, не изобретайте велосипед!»), не выдержал и решил поделиться своими мыслями с читателями сайта.
Согласен с автором, что строительная отрасль России с новой системой рейтингования получает ещё один административный барьер. Только надо уточнить: не барьер, а барьерище! Причём, весьма зловещий как для строительных компаний, так и для их саморегулируемых организаций. Но давайте обо всём по порядку.
Итак, новая система, рассчитанная на то, чтобы в автоматическом режиме отрейтинговать и выстроить по ранжиру (в основном, с точки зрения уплаты налогов и законопослушности) свыше 4-х миллионов юридических лиц, тем не менее слабо приспособлена для нужд стройотрасли и, в частности, реализации нацпроектов и госзаказа.
Понимая это, разработчики, не будучи глубоко погружены в реалии стройки, предлагают «предусмотреть, увязать» новые загогулины…
Спрашиваете, какие именно загогулины?
Во-первых, предусмотреть требования к наличию подлежащих регистрации основных средств (спецтехника, транспорт, здания), дифференцированных в зависимости от уровня ответственности, на которую претендует участник СРО.
Это как вообще?! Есть подъёмный кран на балансе у стройкомпании – доплати ХХХ миллионов рубликов до четвёртого уровня в КФ ОДО и получи этот четвёртый уровень и заодно какое-то количество дополнительных баллов в рейтинге. А если на балансе есть только бобкэт – извини, братан, второй уровень СРО не для тебя. Соответственно, и контракты тоже только по первому уровню ответственности.
Не говоря уже о том, что в строительном бизнесе существует практика сознательного развода активов по юрлицам. В одном и том же холдинге – стройка отдельно, транспорт и техника отдельно, недвижимость отдельно. Но разработчиков с жилкой налоговиков это не сильно волнует.
Одним словом, та ещё история. Вишенку к ней добавляет то, что считать это и подгонять под общий знаменатель, по мнению разработчиков, должны специалисты СРО.
Во-вторых, рейтингеры предлагают увязать минимальное пороговое значение индекса деловой репутации с уровнем ответственности членов СРО при исполнении государственных (муниципальных) контрактов…
Здесь вопросов ещё больше. То есть, если ты не набрал определённое рейтинговое значение, – СРО тебе следующий уровень ответственности не присваивает? И чтобы его поднять, надо или идти покупать с оформлением на фирму стройтехнику (аренда не катит), или делать социальный взнос, или в срочном порядке брать в работу несколько мелких объектов… Можно, наверное, свою квартиру под офис на юрлицо переоформить, ну, или какую другую недвижимость.
На выходе сроки для получения следующего уровня ответственности увеличатся примерно на количество времени, необходимое для того, чтобы переоформить, поставить на учёт технику, объекты недвижимости, дождаться их отображения в реестре и, как следствие, обновления рейтинга. То есть сроки увеличиваются, возрастает нагрузка на работников СРО.
Как всем нам хорошо известно, в 2009 году была создана система саморегулирования взамен лицензированию, которое обходится строителям примерно в 15 миллиардов рублей в год. К ней привыкли, она действует. Даже компенсационные фонды работают.
А нынче ЭКГ-рейтинг ради 6-10% участвующих в госзаказе стройкомпаний предлагает, по сути, увеличить эту сумму. И заодно, в придачу, добавить стресс-тест по юридическому переоформлению активов. По здравому размышлению, плюсик за это получат только налоговики – они смогут собрать дополнительные доходы с уплаты налогов при перерегистрации транспорта и техники, которые увеличится в разы.
В заключении хочется отметить, что саморегулируемые организации в нынешних реалиях, когда количество исков к членам СРО за ненадлежащее исполнение договорных обязательств возросло в сотни раз, как никто другой заинтересованы в реально работающей системе рейтингования, которая позволит допускать к конкурсным процедурам добросовестных подрядчиков. Система должна быть понятной и прозрачной. А к ЭКГ-рейтингу на сегодняшний день пока что больше вопросов…
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
я что-то пропустила? почему эгк-рейтинг сравнивают с чебурашкой-монстром? ;(
По поводу техники и основных средств предлагаю автору взглянуть вот под каким углом на всё это. Представьте себе некую ООО "Рога и копыта", в которой сидят 1-2 шаромыжника-учредителя, у них есть несколько миллионов, и они такие вдруг решают осваивать десятки и сотни миллионов на дорожно-транспортном госзаказе или строить МКД, или делать опоры освещения. Схема стара, как законодательство Российской Федерации. Они, эдакие "умники", банально сговариваются с заказчиком, выходят на торги, заказчик использует форму конкурса, чтобы протащить своих, "нужных" вот этих вот шаромыжников. Но когда заключен контракт или договор, особенно за бюджетные деньги, выясняется, что у этих олухов нет не то, что мини-погрузчика, у них даже ИНСТРУМЕНТА своего нет: всё из проката, даже станции штукатурной и нормального штукатура с корочками и опытом нет, нет квалифицированных рабочих (хрен с ним уж с этим разрядом, хотя бы просто опыт работы с конкретными конструкциями и материалами). А ведь конкурс-то как форма проведения закупочной процедуры как раз нужен, чтобы предложить ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ, а не лучшую цену, и уж тем более чтоб не заработал личный карман заказчика. Я уж не говорю про наличие такого обязательного структурного подразделения, как строительная лаборатория - её действительно трудно создать и иметь собственную, и оно может быть пусть лучше будет действительно по отдельному договору. В итоге мы до сих пор получаем в строительстве то, что имеем - постоянное зарплатное и договорное мошенничество, коррупцию и бюрократию, отсутствие нормального качества. И основной двигатель кстати этого дерьма - малые и микропредприятия, у которых ничего нет, но у них директору, простите, моча в голову бьёт, что надо ему на благоустройство за 50 лямов, потому что у него есть 10. Я понимаю, что национальная идея строительной отрасли в России - это как раз бюрократия, коррупция и маразм, но в данном случае - ну если у тебя в конторе только один экскаватор и трое рабочих, какое тебе нахрен дорожное строительство за десятки миллионов или МКД или благоустройство на площади 100000м2, если у тебя даже геодезиста нормального с оборудованием нет для разбивки и сопровождения масштабных земляных работ, не говоря уже про передачу отметок и координат на монтажный горизонт? Да даже ИЖС-коттедж такому нехрен давать строить! Нахер, простите, это ООО или ИП нужно, кроме как для распила денег и кидалова конечных исполнителей, как на М-12 или на строительстве Крымского моста, если у них ничего нет, и они пойдут также нанимать местных субподрядчиков или брать технику в аренду, а потом ради взяток заказчику обманывать всех и не платить ни деньги, ни зарплаты? К тому времени когда надо будет дорогу или здание сдавать, такая шарага его только делать начнёт. Вот у меня на малой родине так буйствовали и буйствуют, например, татары, питерцы и москвичи на федеральных и региональных трассах: понаберут - и начинают: "А не хотите ли выйти на субподряд к нам за 20%?" Есть местные конторы, у них есть даже техника, есть кадры - нет, вот надо отдать заказ тому, с кем начальник очередного МКУ, ГКУ, ОГКУ или ФКУ учился в одном ВУЗе или ходил на один горшок, или очередная барби-бимбо-любовница-жена-тёща-владелец бизнеса чинуши. А эта система рейтингования хотя бы начнёт создавать настоящих подрядчиков, с кадрами и техникой, с необходимыми ресурсами для строительства, возможно даже получится некое подобие sustainability (устойчивое развитие), как в зарубежных стройконторах.