СРОчно! На финишной прямой
Проект закона об ужесточении ответственности саморегулируемых организаций строительной отрасли России готов к принятию
Депутатами Государственной Думой подготовлен к принятию сразу во втором и третьем чтении проект федерального закона № 779131-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании саморегулирования в строительстве). Принятие законопроекта состоится в самое ближайшее время, а вступит он в силу с 1 марта 2026 года.
А пока наши эксперты подготовили редакцию Градостроительного кодекса РФ с учётом принятого законопроекта № 779131-8 (красным шрифтом выделено всё то, что появится в новом законе, зачеркнутое – то, что исключено из действующего документа)
***
Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
2. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам договорам подряда на выполнение инженерных изысканий обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации) работы по договорам о подготовке рабочей документации, внесении изменений в рабочую документацию, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам таких работ обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Указанные специалисты несут ответственность за качество проектной документации, рабочей документации и их соответствие требованиям технических регламентов.
5.2. Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
5.2. Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено обеспечение получения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, технических условий.
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
5. Основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" основанием является:
1) неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4, и (или) статьи 55.16, и (или) статьи 55.16-1 настоящего Кодекса, а также несоблюдение саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, снос объектов капитального строительства (далее - саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство), требований, предусмотренных частью 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса, за исключением оснований, указанных в пункте 1.1 настоящей части;
1.1) несоответствие такой саморегулируемой организации требованиям к количеству членов саморегулируемой организации и (или) требованиям к размеру и (или) размещению на специальном банковском счете ее компенсационного фонда (компенсационных фондов), установленным статьями 55.4, и (или) 55.16, и (или) 55.16-1 настоящего Кодекса, а в случае саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, также несоответствие такой саморегулируемой организации требованиям к составу членов такой саморегулируемой организации, предусмотренному частью 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;
2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным статьей 55.5 настоящего Кодекса к этим документам, или отсутствие у нее документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса;
3) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требований, предусмотренных ее документами, утвержденными в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса;
4) необеспечение такой саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
5) утратил силу с 1 июля 2017 г.;
6) непредоставление такой саморегулируемой организацией сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 7 – 9 и 13 части 8 статьи 55.20 настоящего Кодекса, или предоставление ею недостоверных сведений;
7) предоставление такой саморегулируемой организацией недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) саморегулируемой организации, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями;
8) непредставление такой саморегулируемой организацией в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 настоящего Кодекса.
Статья 55.5. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации
- Некоммерческая организация до внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций обязана, в том числе на основе правил саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, устанавливаемых национальными объединениями саморегулируемых организаций в соответствии со статьей 5520-1 настоящего Кодекса (далее также – правила саморегулирования),разработать и утвердить документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях и Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", а также следующие внутренние документы саморегулируемой организации:
2. Саморегулируемой организацией могут быть разработаны и утверждены внутренние документы:
1) о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования;
2) о страховании риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, а также условия такого страхования;
2.1) об установлении в отношении членов саморегулируемой организации, выполняющих работы по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительных требований, дифференцированных в зависимости от наличия (отсутствия) в таких договорах условий о поэтапном их исполнении и (или) выплате аванса и (или) в зависимости от размера аванса, предусмотренного такими договорами;
3. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не могут противоречить законодательству Российской Федерации, правилам саморегулирования и уставу некоммерческой организации.
9. Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы не могут противоречить настоящему Кодексу, законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, а также правилам саморегулирования, стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденным соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
11. Порядок разработки стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящей статьей. В случае утверждения национальным объединением саморегулируемых организаций правил саморегулирования саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить соответствующий стандарт саморегулируемой организации, внутренний документ саморегулируемой организации либо при наличии соответствующего стандарта саморегулируемой организации привести его в соответствие с правилами саморегулирования.
12. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 4 настоящей статьи, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией являются обязательными, изменения, внесенные в такие документы, решения о признании утратившими силу таких документов вступают в силу не ранее чем со дня внесения сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с частью 5 статьи 55.18 настоящего Кодекса.
13. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частью 2 частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, изменения, внесенные в эти документы, решения о признании таких документов утратившими силу вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их принятия.
Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства
15. В случае прекращения трудовых отношений физического лица, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, с членом саморегулируемой организации такое физическое лицо вправе уведомить об этом Национальное объединение саморегулируемых организаций с приложением копий документов, подтверждающих факт расторжения трудовых отношений.
16. Федеральный орган исполнительной власти, исполнительные органы субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственные указанным органам государственные (бюджетные или автономные) учреждения, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», организации негосударственной экспертизы проектной документации, проводившие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, органы государственного строительного надзора, предусмотренные частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса, информируют соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций о специалистах по организации инженерных изысканий, специалистах по организации архитектурно-строительного проектирования или специалистах по организации строительства, выполнивших инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, по результатам которых указанными лицами выданы отрицательные заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий или отказано в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, предусмотренным частью 16 статьи 54 настоящего Кодекса. Информирование осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня выдачи таких заключений посредством использования информационного ресурса, указанного в части 14 настоящей статьи, через личные кабинеты, ведение которых обеспечивается соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства
2.1. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, если размер обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частью 10 или 12 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
4. Член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
4. Член саморегулируемой организации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о заключенных им договорах подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорах строительного подряда, договорах подряда на осуществление сноса, а также о фактическом совокупном размере обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров. Уведомление направляется членом саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, расторжения или исполнения таких договоров, с приложением документов, подтверждающих фактический размер обязательств по таким договорам. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы в случае, если содержащаяся в них информация размещается в форме открытых данных.
5. Член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос возмещения вреда и (или) компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частями 10 – 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан внести дополнительный взнос и (или) дополнительные взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и (или) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
6. Член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос указанные в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос и (или) дополнительные взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и (или) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов
6. Саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
10. Саморегулируемая организация в целях обеспечения защиты законных интересов своих членов имеет право в установленном законодательством Российской Федерации порядке подавать иски и участвовать в качестве лица, участвующего в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, одной из сторон которых является член саморегулируемой организации. Член саморегулируемой организации обязан уведомлять саморегулируемую организацию о предъявлении к нему иска о взыскании причиненного вреда и (или) ущерба, возмещение которых предусмотрено статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.
Статья 55.17. Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах
1. В единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.
2. Состав сведений, содержащихся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, дополнительные требования к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
- В государственный реестр саморегулируемых организаций вносятся следующие сведения в отношении каждой саморегулируемой организации:
6) сведения о документах (их реквизитах), разработанных и утвержденных саморегулируемой организацией в соответствии с частями 1 и 4 статьи 55.5 настоящего Кодекса.
5. Саморегулируемая организация направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, об утверждении или изменении документов, указанных в частях 1 и 4 статьи 55.5 настоящего Кодекса, и сведений, предусмотренных пунктами 4 - 6 части 2 настоящей статьи, с приложением соответствующих документов. В течение десяти рабочих дней со дня поступления указанного уведомления орган надзора за саморегулируемыми организациями вносит соответствующие изменения в государственный реестр саморегулируемых организаций и направляет в саморегулируемую организацию уведомление о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций либо направляет уведомление об отказе во внесении изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций с указанием причин отказа. Во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций может быть отказано только в случае, если документы саморегулируемой организации, изменения в такие документы, которые поступили в орган надзора за саморегулируемыми организациями, не соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 55.5 настоящего Кодекса.
Статья 55.19. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
2) поступление в орган надзора за саморегулируемыми организациями обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями), органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, из средств массовой информации о фактах:
а) совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования настоящего Кодекса, других федеральных законов, правил саморегулирования и права членов саморегулируемой организации;
5. В случае поступления в орган надзора за саморегулируемыми организациями предусмотренного частью 10 статьи 55.20 настоящего Кодекса уведомления соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях в части отсутствия у саморегулируемой организации сформированных с учетом положений статьи 55.16 настоящего Кодекса компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае принятия саморегулируемой организацией решения о формировании такого фонда), необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления указанных уведомления, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении.
5. В случае поступления в орган надзора за саморегулируемыми организациями от национальных объединений саморегулируемых организаций сведений, предусмотренных статьей 55.22-1 настоящего Кодекса, обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях требований, предусмотренных частью 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, другими федеральными законами, правилами саморегулирования (далее – требования к саморегулируемой организации и ее деятельности), орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем двадцать дней со дня поступления указанных сведений, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении.
10. В случае неисполнения указанного в части 9 настоящей статьи предписания в установленный им срок орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в целях получения заключения Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направить в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций необходимую для подготовки этого заключения информацию.
10. В случае неисполнения указанного в части 9 настоящей статьи предписания об устранении нарушения, являющегося основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, предусмотренным пунктом 1.1 части 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, в установленный таким предписанием срок орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в целях получения заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций необходимые для подготовки этого заключения сведения и информацию.
11. Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение тридцати дней со дня поступления указанных в части 10 настоящей статьи обращения и информации утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, которое подлежит направлению на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти дней со дня его утверждения.
12. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с частью 11 настоящей статьи или частью 11 статьи 55.20 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение тридцати дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
12. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций в соответствии с частью 7 или 8 статьи 55.22-1 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение двадцати рабочих дней со дня поступления указанного заключения вправе либо принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций без проведения внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации либо вернуть указанное заключение на доработку с обоснованием причин возврата.
13. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, а также в случае, если решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций не было принято в установленный частью 12 настоящей статьи срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
13. В случае неисполнения указанного в части 9 настоящей статьи предписания об устранении нарушений, предусмотренных пунктами 1, 2 – 4, 6 – 8 части 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, в иных предусмотренных федеральными законами случаях в установленный таким предписанием срок орган надзора за саморегулируемыми организациями обращается в суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
8. Основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются:
12) разработка и утверждение правил саморегулирования;
13) оценка соблюдения саморегулируемыми организациями требований к саморегулируемой организации и ее деятельности.
10. В случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении в указанные в данном уведомлении сроки, а также направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, в орган надзора за саморегулируемыми организациями. Уведомление о выявленных нарушениях, а также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, могут быть направлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в саморегулируемую организацию и в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
11. В случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 настоящей статьи уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного частью 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направляет указанное заключение на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями не позднее чем через пять рабочих дней со дня утверждения указанного заключения.
Статья 5520-1. Правила саморегулирования
1. Для достижения саморегулируемыми организациями целей, предусмотренных частью 1 статьи 551 настоящего Кодекса, и повышения эффективности контроля саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов национальными объединениями саморегулируемых организаций разрабатываются и утверждаются правила саморегулирования, являющиеся основой для разработки саморегулируемыми организациями стандартов и внутренних документов саморегулируемой организации, предусмотренных статьей 555 настоящего Кодекса.
2. Правилами саморегулирования могут устанавливаться требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы специалистов иных профессий, сведения о которых не включаются в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 555-1 настоящего Кодекса, а также требования к минимальной численности таких специалистов.
3. Порядок разработки, согласования и утверждения правил саморегулирования, внесения изменений в них, порядок отмены правил саморегулирования, перечень таких правил и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
4. Проекты правил саморегулирования подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности.
5. Правила саморегулирования в течение трех дней со дня их утверждения соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций размещаются таким объединением на официальном сайте в сети «Интернет» и направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и орган надзора за саморегулируемыми организациями.
Статья 55.22-1. Оценка Национальным объединением саморегулируемых организаций соблюдения саморегулируемыми организациями требований к саморегулируемой организации и ее деятельности
1. Национальное объединение саморегулируемых организаций проводит оценку соблюдения саморегулируемыми организациями, являющимися его членами, требований к саморегулируемой организации и ее деятельности (далее – оценка соблюдения саморегулируемыми организациями требований к саморегулируемой организации и ее деятельности) путем сбора и анализа информации, сведений, размещенных в сети «Интернет», в том числе на сайтах саморегулируемых организаций в сети «Интернет», ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, национального реестра специалистов, рассмотрения поступивших документов саморегулируемых организаций, представляемых ими в национальные объединения саморегулируемых организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также обращений, заявлений, ходатайств, жалоб, указанных в части 15 статьи 555-1, пункте 5 части 8 статьи 5520 настоящего Кодекса.
2. В случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций несоответствия саморегулируемой организации требованиям к саморегулируемой организации и (или) нарушения саморегулируемой организацией требований к деятельности саморегулируемых организаций Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию уведомление о выявленных нарушениях и (или) несоответствиях (далее – уведомление о несоответствии), содержащее предложение об их устранении с установлением срока устранения, который не может составлять менее двух месяцев с даты получения саморегулируемой организацией уведомления о несоответствии.
3. Уведомление о несоответствии, а также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, могут быть направлены в саморегулируемую организацию на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
4. Саморегулируемая организация на основании результатов оценки соблюдения саморегулируемыми организациями требований к саморегулируемой организации и ее деятельности может быть признана советом Национального объединения саморегулируемых организаций не соответствующей требованиям:
1) к размеру и (или) размещению на специальном банковском счете компенсационного фонда (компенсационных фондов), установленным в соответствии со статьями 554, и (или) 5516, и (или) 5516-1 настоящего Кодекса;
2) к минимальному количеству членов саморегулируемой организации, установленному в соответствии со статьей 554 настоящего Кодекса;
3) к составу членов саморегулируемой организации, предусмотренному частью 3 статьи 556 настоящего Кодекса (в отношении саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство).
5. Саморегулируемая организация при получении уведомления о несоответствии представляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций документы и сведения, подтверждающие устранение указанных в уведомлении о несоответствии нарушений, в том числе информацию, предусмотренную частью 7 статьи 5516-1 настоящего Кодекса, если выявлены факты несоответствия такой саморегулируемой организации требованиям к размеру и (или) размещению на специальном банковском счете компенсационного фонда (компенсационных фондов), установленным в соответствии со статьями 554, и (или) 5516, и (или) 5516-1 настоящего Кодекса.
6. Решение совета Национального объединения саморегулируемых организаций о признании саморегулируемой организации не соответствующей требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и об утверждении заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций Национальным объединением саморегулируемых организаций принимается в случаях:
1) поступления в Национальное объединение саморегулируемых организаций сведений и информации от органа надзора за саморегулируемыми организациями, предусмотренных частью 10 статьи 5519 настоящего Кодекса;
2) неустранения саморегулируемой организацией нарушений, указанных в уведомлении о несоответствии, являющихся основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и предусмотренных пунктом 11 части 5 статьи 552 настоящего Кодекса.
7. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 6 настоящей статьи, Национальным объединением саморегулируемых организаций в течение десяти рабочих дней со дня поступления сведений и информации от органа надзора за саморегулируемыми организациями проводится оценка поступивших сведений и информации и подготавливаются проекты заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Если нарушения, выявленные органом надзора за саморегулируемыми организациями, носят систематический характер (совершены более одного раза в течение одного года) или неустранимый характер, советом Национального объединения саморегулируемых организаций принимается решение о признании саморегулируемой организации не соответствующей требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и утверждается заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Если Национальным объединением саморегулируемых организаций не выявлено несоответствие саморегулируемой организации требованиям, являющимся основаниями для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, советом Национального объединения саморегулируемых организаций утверждается заключение об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Указанные заключения Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями и саморегулируемую организацию в срок не позднее чем через пять рабочих дней со дня их утверждения.
8. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 настоящей статьи, совет Национального объединения саморегулируемых организаций в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока устранения нарушений, указанных в уведомлении о несоответствии, принимает решение о признании саморегулируемой организации не соответствующей требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Указанное заключение направляется на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями
и саморегулируемую организацию в срок не позднее чем через пять рабочих дней со дня его утверждения.
9. Саморегулируемая организация, в отношении которой Национальным объединением саморегулируемых организаций утверждено заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, вправе оспорить данное заключение в судебном порядке.
10. В случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в уведомлении о несоответствии предложения об устранении в установленный срок нарушения, являющегося одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, предусмотренных пунктами 1, 2 – 4, 6 – 8 части 5 статьи 552 настоящего Кодекса, Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями сведения и информацию о выявленных нарушениях требований к деятельности саморегулируемой организации на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Статья 55.23. Федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций
4. Предметом федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций является соблюдение ими требований, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.1. В целях предупреждения нарушения Национальным объединением саморегулируемых организаций, саморегулируемой организацией, членом саморегулируемой организации, физическими лицами, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов, требований к таким лицам и их деятельности, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – установленные требования), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, направляет в совет Национального объединения саморегулируемых организаций требование о необходимости проведения Национальным объединением саморегулируемых организаций оценки соблюдения саморегулируемыми организациями требований к саморегулируемой организации и ее деятельности и о принятии мер по недопустимости нарушения установленных требований (далее – требование о предупреждении нарушений). Совет Национального объединения саморегулируемых организаций информирует указанный федеральный орган исполнительной власти о принятых мерах в соответствии с настоящим Кодексом в срок, предусмотренный требованием о предупреждении нарушений.
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы с огромнейшим нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев, уважаемые читатели!
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Я так понял, что теперь все, кто знает слово "проектирование" и "стройка" должны быть в СРО?
@Иван Трышкин, ..... Я по другому поняла. Кто инженерные изыскания и проектирование делает вне зависимости от суммы должны быть в СРО. В стройке также до 10 млн не надо СРО, кроме договоров с ФКР - там с любой суммы надо в СРО. Строительство ИЖС не в СРО вне зависимости от суммы.
@Сроница, забыли про ИЖС? Которых тоже загоняют. Вот вам и сегмент до 10 млн.
@Иван Трышкин, вот только цель глобально какая у этого всего???…
Про правила саморегулирования интересно я правильно поняла?
1. Принимать их будет Совет Национального объединения СРО.
2. Обязательно согласовать с Минстрой и Миэконом.
3. Направить после принятия их в Минстрой и РТН и разместить на сайте Национального объединения СРО.
@Сроница, спросите у Минстрой….Они обязательно ответят)))
"Член саморегулируемой организации обязан уведомлять саморегулируемую организацию о предъявлении к нему иска о взыскании причиненного вреда и (или) ущерба, возмещение которых предусмотрено статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса."
А если не уведомил? Допустим применяем меры дисциплинарного воздействия. А штраф в размере присужденного по решению суда можно будет применить? И насколько это будет эффективно?
@Сроница, меры должны быть прописаны, иначе отказ, оспаривание, и проигрышное дело.
Непонятно так же как будет работать "право" специалиста НРС по представлению сведений о смене места работы.... Может кто-нибудь пояснить или рассказать?
Опять заплатки лепим? И опять только в Градкодекс?