Ни для кого не секрет проблема, когда саморегулируемые организации в отношении своих членов применяют меру дисциплинарного воздействия в виде приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а Фонды капитального ремонта с такими членами СРО… заключают новые договоры! Да и государственные заказчики с муниципальными этим грешат сплошь и рядом. Об одном из таких случаев недавно рассказывал наш добровольный эксперт.
При этом судебная система категорически отказывается признавать недобросовестное поведение заказчиков при заключении контрактов с членами СРО, у которых приостановлено право, взыскивая причинённый вред и убытки такими подрядчиками с саморегулируемых организаций.
Данную проблему обсуждали на заседании Президиума Государственного Совета, которое было посвящено Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Это было больше года назад – 21 июня 2022-го. Саморегулируемое сообщество представлял президент Национального объединения строителей Антон Глушков. По итогам заседания даны были поручения, одним из которых явилось:
м) в целях повышения эффективности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: обеспечить расширение перечня видов работ, осуществляемых в рамках капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, увязав программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с планом модернизации коммунальной инфраструктуры;
представить предложения по уточнению квалификационных требований к отбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Срок – 20 ноября 2022 года.
И вот 12 октября сего года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписывает постановление № 1690 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вносящее дополнения в правительственное постановление № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В частности, дополняется:
- подпунктом «е» пункт 157, запрещающий допускать комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе заявки участников в случае: «е) применения в отношении подрядной организации саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства»;
- подпунктом «г» пункт 220, предусматривающий, когда заказчик обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона: при «г) установлении факта, указанного в подпункте «е» пункта 157 настоящего Положения, в отношении лица, с которым должен быть заключён договор о проведении капитального ремонта».
Представляется, что таким образом, ФКР заключивший контракт на проведение работ по проектированию, капитальному ремонту МКД с подрядчиком, у которого приостановлено соответствующее право на выполнение работ не сможет переложить свою ответственность на СРО.
Но в любом случае пройдёт ещё немало времени пока сформируется положительная практика в защиту компенсационных фондов саморегулируемых организаций по таким случаям.
Несмотря на появление новых норм, интерес СРО заключается в их неукоснительном соблюдении Фондами капремонта. А как у нас говорится: «Под лежачий камень вода не течёт». Другими словами, если саморегулируемое сообщество не возьмёт на себя инициативу по искоренению практики заключения контрактов с подрядчиками, у которых приостановлено право, – к лучшему ничего не изменится. Поэтому очень важно взаимодействие СРО с ФКРами.
Но как это сделать? Вопрос довольно непростой. Да и каждой в отдельности СРО обработать, проанализировать и выявить необходимую информацию просто не под силу.
Какие вводные для решения задачки есть?
- Реестры квалифицированных подрядных организаций, которые все ФКРы размещают на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок;
- Единые реестры сведений о членах СРО и их обязательствах, ведение которых осуществляют НОСТРОЙ и НОПРИЗ;
- Реестры закупок и по их итогам заключённых договоров, которые также размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.
Представляется, что данные из реестров квалифицированных подрядных организаций могут сопоставляется с данными из реестров сведений о членах СРО и их обязательствах. В случае приостановления права члена саморегулируемой организации, который выполняет работы по договорам, заключённым с ФКР, информация об этом направляется Национальным объединением в соответствующий Фонд капремонта и саморегулируемую организацию, или направляется в СРО, которая уже сама направляет в ФКР письмо о приостановлении права своего члена с указанием на последствия не несения ответственности по заключённым договорам после даты применения меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления права. При этом саморегулируемое сообщество в защиту своих членов обязано будет направить в Фонд капитального ремонта информацию о прекращении такой меры дисциплинарного воздействия.
Аналогично предлагается выявлять уже заключённые договоры в период приостановления права у члена СРО.
Конечно для решения данной проблемы взаимодействия понадобится разработка некоего программного продукта, который обеспечивал бы решение описанных задач. А под силу это сделать только совместными усилиями НОСТРОЙ и НОПРИЗ с учётом их возможностей и бюджетов.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
В общем создается впечатление, что возможное невозможно. Выявление, взаимодействие - красивые слова, которые пока неосуществимы.
Непонятно, почему не осуществимы?
Пока не вижу реальной возможности совместной работы НОСТРОЙ, НОПРИЗ, ФКР и СРО. Это басня про Лебедя, рака и щуку.
Так, а если заставить ФКР сотрудничать?
Сначала их оповещать что в случаях приостановления права членов СРО, СРО не будет нести ответственность. потом в суде неоднократно подтвердить данную практику. Мне кажется ФКРы вынуждены будут пойти на сотрудничество.
Но скорее всего не ФКР Москвы. С принимаемым бюджетом на 24-26 год Москва 95 триллионов потратит на Донецк и Луганск. А где брать деньги? Думаю ответ очевиден...
Вот сами же и начинаете отвечать на свой вопрос порассуждавши. Москва - нет, другой не напишет, третий не будет создавать судебную практику. Нулевые просто промолчат.
всем миром соберёмся и поможем, может быть ;)