Код доступа: 309-ФЗ
Российское государство намерено усилить контроль в строительной отрасли, используя СРО и их Нацобъединения, как надёжный инструмент
Начался новый этап реформы строительного саморегулирования, по своим масштабам сопоставимый с тем, что происходило в 2016 году, когда на свет появился 372-ФЗ, полностью поменявший правила игры для союзов и ассоциаций.
Главным событием этого года для саморегулируемых организаций стало принятие Федерального закона от 31 июля 2025 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», вступающего в силу с 1 марта 2026-го. На сей раз изменения ожидаются не столь драматичными – членам СРО не придётся «переезжать» в другие регионы, а от саморегуляторов не потребуют ревизии компенсационных фондов. Тем не менее, два этих нормативных правовых акта можно рассматривать как звенья одной цепи. Речь и в том, и в другом случае идёт о намерении государства усилить контроль в строительной отрасли, используя саморегулируемые организации и их Национальные объединения, как надёжный инструмент.
На особом контроле
Стоит напомнить, что ещё накануне подписания документа Президентом России Владимиром Путиным министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин провёл встречи с руководителями двух Национальных объединений с обязательным членством.
В конце июля в главном строительном ведомстве побывал президент Национального объединения строителей Антон Глушков, обсудив вместе с министром вопросы совершенствования правового регулирования в строительной отрасли, снижения административных процедур, обобщения международной практики и развития саморегулирования в строительстве, а также улучшения качества стройматериалов.
На повестке дня было усиление контроля за деятельностью подрядчиков и заказчиков, повышения квалификации специалистов и привлечения профессиональных кадров в строительную отрасль. А также техническое регулирование, нормирование и оценка соответствия в строительстве. Словом, весь тот круг вопросов, которые и призван упорядочить новый 309-ФЗ.
А в августе аналогичная встреча состоялась с президентом Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анваром Шамузафаровым. Обсуждался будущий облик системы независимой оценки квалификации специалистов, включаемых в Национальный реестр в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. А также новые минимальные требования к членам саморегулируемых организаций, выполняющих работы на особо опасных и уникальных объектах, что позволит повысить качество и безопасность проектов.
Таким образом, работа в рамках нового 309-ФЗ – это дело государственной важности, за которым власть будет присматривать особенно внимательно.
Впрочем, аналогии с 372-ФЗ на этом кончаются. Ожидать массового закрытия и перерегистрации СРО, разумеется, не следует, эта страница в истории российского саморегулирования написана и перевёрнута, но и работа предстоит большая – и на уровне региональных СРО, и в Национальных объединениях.
Не случайно уже 3 сентября состоялось заседания Совета НОПРИЗ под председательством Анвара Шамузафарова, а главной темой встречи стала реализация федерального отраслевого законодательства, что потребовало даже перераспределения средств между статьями сметы. С общим докладом о нормах и возрастающей роли Национальных объединений выступил руководитель Аппарата НОПРИЗ Алексей Кожуховский. По итогам обсуждения было принятое решение поручить Аппарату подготовить план мероприятий по реализации Федерального закона от 31 июля 2025 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и обеспечить его исполнение.
Также Национальное объединение изыскателей и проектировщиков пообещало оказывать саморегулируемым организациям правовую и методическую поддержку по исполнению положений закона, при проведении мероприятий в федеральных округах, информировать саморегулируемые организации о дополнительных возложенных на них функциях.
Аналогичная работа начата и в Национальном объединении строителей.
Начнут с Единого реестра
Тем временем Министерство строительства и ЖКХ РФ разработало и представило на публичное обсуждение проект постановления Правительства России, который содержит дополнительные требования к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов.
Это один из подзаконных нормативных актов, которые должны обеспечить выполнение норм 309-ФЗ. Полностью с документом можно ознакомиться на официальном портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно проекту приказа, к сведениям, представляемым членами СРО в Единый реестр, будут введены дополнительные требования – это следует из проекта постановления Правительства РФ, разработанного Минстроем России и представленного на публичное обсуждение.
Так, компания-член СРО дополнительно к действующим требованиям по сведениям о себе, должна будет предоставить в реестр членов СРО следующие сведения:
- Количество по месту основной работы специалистов с необходимыми компетенциями, в том числе, членов Национального реестра специалистов – в соответствии с действующими положениями Градостроительного кодекса РФ.
- Сведения о количестве заключённых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, общий размер обязательств по ним, а также фактический максимальный размер обязательств по такому договору.
- Сведения о количестве заключённых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда за бюджетные деньги и фактический совокупный размер обязательств по ним.
- Сведения о количестве исполненных договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, и общий размер обязательств по ним.
- Сведения о количестве исполненных конкурентных договоров, и фактический совокупный размер обязательств по ним.
- Сведения о соответствии члена саморегулируемой организации правилам саморегулирования (при наличии), устанавливающим требования к членству в СРО, в том числе требованиям к членам саморегулируемой организации, с перечислением таких требований.
Документ разработан во исполнение поправок, внесённых в Градостроительный кодекс РФ на весенней сессии Государственной Думы в этом году. Публичное обсуждение проекта завершается сегодня, 5 сентября.
Как отмечается в сопроводительных документах, принятие нормативного акта будет способствовать информационной открытости деятельности СРО и их членов и позволит потребителям работ (услуг), в том числе государственным, муниципальным и иным заказчикам, органам исполнительной власти, в режиме реального времени на одном информационном ресурсе определять фактическую правоспособность члена саморегулируемой организации выполнять работы по договорам подряда, государственным и муниципальным контрактам, а также наличие у члена СРО квалифицированных специалистов, обеспечивающих качество подрядных работ.
Стоит отметить, что документ регламентирует возможность для СРО более оперативно (в течение 3-х дней) получать сведения от членов о заключении, расторжении, исполнении договоров, заключённых на конкурентной основе, об общем размере обязательств членов по таким договорам и вносить их в Единый реестр.
И это на самом деле большое подспорье для саморегуляторов. У них прибавится работы по внесению новых сведений в Единый реестр, но одновременно появится механизм более точного отслеживания исполнения обязательств членов по формированию компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств. Ранее такие сведения, при условии их добросовестного направления, поступали в СРО только раз в год. А это, в свою очередь, порождало массу проблем с оценкой допустимого суммарного объёма договоров члена СРО и создавало дополнительные риски для КФ ОДО.
Работы непочатый край
Формирование Единого реестра по новым правилам – это только первый из шагов, которые предстоит совместно сделать СРО и Национальным объединениям.
Другая важная мера, которая предусмотрена в Федеральном законе № 309-ФЗ, – это общие стандарты работы саморегулируемых организаций. Процесс стандартизации шёл уже несколько лет силами самих СРО и Национальных объединений, но особыми успехами не увенчался. СТО НОСТРОЙ вводились в добровольном порядке и особого энтузиазма ни у кого не вызывали. Теперь им на смену должны прийти «правила саморегулирования».
Ещё в начале августа в стенах НОСТРОЙ прошло совещание, на котором говорилось о том, что эти правила, в отличие от прежних СТО, имеют юридическую силу, они станут обязательными для исполнения всеми саморегулируемыми организациями и, соответственно, их членами. Разрабатывать их будут в тесной координации с Минстроем России и Минэкономразвития России, и сейчас ностроевская Научно-консультационная комиссия уже ведёт эту работу.
После этого работа СРО будет уже унифицирована. Каждый специалист и руководитель саморегулируемой организации будет понимать, каким образом он должен выстраивать организационные процессы и взаимодействовать с членами организации. И в случае возникновения проблем у всех участников будет понимание – выполнила СРО то, что была обязана сделать, согласно регламентам, или нет.
Есть и другие важные моменты, о которых упоминалось, но пока до них руки не дошли. Так, 309-ФЗ закрепил исключительное право членов СРО разрабатывать и корректировать рабочую документацию. Для подрядчиков, не входящих в СРО, закрывается возможность работать с региональными операторами – даже по договорам на сумму менее 10-ти миллионов рублей.
Ужесточены требования к кадровому составу: станет важна не только квалификация специалистов, внесённых в НРС, но и наличие других профильных сотрудников на постоянной основе. Станет обязательным уведомление СРО обо всех этапах исполнения договоров подряда – от заключения до расторжения.
Наконец, законом усиливается персональная ответственность ГИПов и ГАПов за подготовку и внесение изменений в проектную документацию. Дополнительно вводятся ограничения по лимитам обязательств, которые может на себя брать СРО.
Таким образом, ближайшие полгода будут для строительных, проектных и изыскательских саморегуляторов горячей порой. Специалистам и руководителям нужно будет внимательно следить за деятельностью Национальных объединений и успевать «приводить в соответствие» документы и организационные процессы в своих СРО. А финальным призом станет возможность остаться в системе саморегулирования и сократить непомерные сегодня риски для компенсационных фондов.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Моё личное мнение, что каждое внесенное изменение в систему только её потопляет. Работы становится настолько много, что силами штата в настоящее время её не выполнить, а расширение штата приводит к излишним финансовым издержкам, которые взять иначе как с членов СРО неоткуда. Клубок проблем вместо разматывания только заматывается.