Кто за всё заплатит?
Российские экономисты прогнозируют возможное повышение налогов и оптимизацию расходов, чтобы сократить растущий дефицит бюджета
Недавно мы рассказывали о той непростой ситуации, которая сложилась с российским федеральным бюджетом. Если вкратце, то, согласно отчётам Минфина России, за 7 отчётных месяцев 2025 года он был исполнен с дефицитом в 4,88 триллиона рублей, что уже почти в два раза превышает показатели, заложенные на конец года. При этом имеющиеся источники его пополнения также не бездонны, и их использование связано со своими ограничениями. Всех, кого интересуют подробности, отсылаем к нашей публикации.
Тем временем российские экономисты попытались спрогнозировать дальнейшие действия Правительства РФ. Очевидно, что для пополнения стремительно пустеющей государственной казны придётся повышать налоги и сокращать «гражданские» статьи расходов. Авторитетный Телеграм-канал Proeconomics опубликовал мнения ряда экспертов по этой острой и актуальной для всех российских граждан теме. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с точками зрения экспертов в сжатой форме.
- Член комитета Государственной Думы по охране здоровья Алексей Куринный.
Есть резервы по НДФЛ, можно дополнительно «подстричь» сырьевиков и банковский сектор, ввести налог на сверхприбыль. Но у каждого из потенциальных источников есть свои лоббисты в органах власти. Может получиться, что конечным плательщиком всех «повышений» окажутся в итоге простые люди.
- Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов.
Провести существенное повышение налогов, которое дало бы значимую прибавку в доходы бюджета, в ближайшее время будет достаточно сложно. Дело в том, что в 2024 году уже было осуществлено совершенствование налогового законодательства, в результате которого ставки по налогу на прибыль были повышены, введена прогрессивная шкала по НДФЛ и изменена система уплаты в рамках упрощённой системы налогообложения. Были проведены и другие незначительные изменения в законодательстве, которые в целом сформировали новую картину налогообложения, которую мы ещё не полностью понимаем, поскольку новый финансовый год не завершён.
В этой связи, конечно, потенциал увеличения налогов в нашей стране ещё существует. Всё-таки налоговая нагрузка у нас ниже, чем во многих развитых государствах. Однако проводить её сейчас сложно не только законодательно, но и политически, поскольку многое, что анонсировалось в 2024 году, как раз говорило о том, что налоговая система в ближайшее время сильно меняться не должна. Поэтому точечные изменения по налогообложению, скорее всего, будут достаточно активны. Возможно, они коснутся крупных налогоплательщиков, но именно изменения налогообложения вряд ли произойдёт.
Если говорить про мобилизацию доходов, то скорее нужно вести речь о том, чтобы разобраться с расходами, которые сейчас осуществляются в рамках финансирования льготных программ кредитования или предоставления обратного трансферта нефтедобытчикам. В этой связи говорить об изменении налогообложения всё-таки нужно во вторую очередь. Больше нужно задумываться о расходной части бюджета, которую придётся сокращать.
- Политолог, член Российской ассоциации по связям с общественностью Вадим Попов.
Не согласен с прогнозами, что федеральные власти намерены сократить гражданский бюджет на 2026 год. Обеспечение социальных гарантий людей всегда было ключевым приоритетом государства вне зависимости от геополитических условий и состояния национальной экономики. Да, безусловно режим бюджетной экономии продолжится и даже усилится, но не за счёт сокращения финансирования на национальные проекты и соцпрограммы. Что касается налогов, то повышение будет неизбежно из-за снижения нефтегазовых доходов. Стоит ожидать повышения налогов на прибыль и имущество, акцизы, НДФЛ. Кроме того, скорее всего, появятся новые налоги, и вырастут государственные пошлины.
- Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», кандидат экономических наук Олег Абелев.
Обычно повышают налоги, которые дают максимальный бюджетный эффект. Налог на прибыль организаций. Сейчас основная ставка 20%, для каких-то организаций, в частности, нефтяного сектора – уже 40%. Повышение до 23-24% – прямое эффективное пополнение бюджета.
НДС – ключевой источник пополнения дохода бюджета. Повышение, например, на 2% – уже огромные деньги для бюджета, но вместе с тем, это разгон инфляции и увеличение цен.
НДД – это целевой налог для нефтяной отрасли, его ставки могут быть тоже пересмотрены
Акцизы – очень лёгкая возможность пополнять бюджет. Нельзя исключить введения акцизов на сладкие газированные напитки и повышения акцизов на табак, алкоголь.
Возможна отмена или сокращение льгот. Это не прямое повышение ставок, но это шаг, аналогичный по эффекту. Например, пересмотр льгот по налогу на имущество, транспортному налогу, УСН для МСП через повышение лимитов по обороту.
Эффект для экономики неоднозначный. Краткосрочно – пополнится бюджет и снизится дефицит. Долгосрочно это может замедлить экономический рост, увеличить инфляцию, снизить деловую и потребительскую активность, ухудшить инвестиционный климат.
Долгосрочно увеличение налогового пресса – негативная история. Прежде всего, она отразится на сырьевом, финансовом секторе, крупном ритейле, ИТ секторе, металлургии и химической промышленности.
ОТ РЕДАКЦИИ. Что же, вот такие перспективы видят эксперты. Хотя большинство граждан в соцсетях и приватных беседах высказываются о том, что вместо увеличения налогов, акцизов и штрафов стоило бы присмотреться к расходной части бюджета.
Задаться вопросом о том, стоит ли во время боевых действий и ударов врага по тылам выкидывать огромные средства в проведение постоянных праздников, в так называемое благоустройство, которое выражается в перекладывании зимней плитки на летнюю. Стоило бы провести аудит и по многим социальным программам – а точно ли они помогают больным и нетрудоспособным людям, или пополняют карманы вчерашних мигрантов и многочисленных «чемпионов по юридической грамотности»? Насколько оправдано содержание за счёт госкорпорации элитных футбольных клубов и выплата многомилионных бонусов топ-менеджерам? Всё это, не говоря про борьбу с коррупционными схемами в госзакупках, когда разворовывают деньги не только предназначенные для строительства школ и детсадов, но даже для оборонительных сооружений.
Глядишь, если навести порядок в расходных статьях, и не придётся кошмарить бизнес и население дополнительными налогами и постоянно растущими тарифами. А что на сей счёт думаете Вы, уважаемые наши читатели? Делитесь на форуме мнениями – каким образом можно было бы пополнить государеву казну.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Легче увеличить налоги, чем навести порядок. Факт.
@Инкогнито, и коррупции в России нет.
В нынешних условиях понятно, что надо думать о пополнении казны. Но вместо поиска внутренних резервов и борьбы с неэффективными тратами дорога ведет снова к населению и бизнесу. В первую очередь страдают социальные статьи, неизбежно.