Пока не как положено, а как попало!
Специалист по организации капитального ремонта российских многоквартирных домов – это кто такой?
Многие ли знают, что ещё в ноябре 2020 года Министерство труда и социальной защиты РФ издало приказ № 819н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома»? Кто-то, наверное, подумает, что этот профессиональный стандарт для специалистов-строителей, но только в части осуществления работ по капремонту МКД. Но, к сожалению, нет. Для специалистов, осуществляющих именно работы по капитальному ремонту многоэтажек, действует приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 апреля 2022 года № 231н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации строительства».
Для кого же, спросите, тогда профессиональный стандарт «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома»? Да, практически всех работников ФКРов!
И это становится видно из заявленной цели профессиональной деятельности: обеспечение проведения, организация финансирования и контроль работ по капремонту общего имущества МКД, обеспечивающих сохранность общего имущества многоквартирного дома в течение нормативного срока службы, комфортные и безопасные условия проживания.
Далее это видно из описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (обобщённые трудовые функции):
- аккумулирование взносов на капитальный ремонт;
- процессное управление мероприятиями по подготовке к проведению работ по капремонту многоквартирных домов;
- организация проведения работ и контроль за проведением работ по капитальному ремонту МКД;
- организация финансирования капитального ремонта;
- руководство организацией капремонта общего имущества МКД.
Не станем останавливаться в подробностях на характеристиках обобщённых трудовых функций. Так как это займёт очень много времени. Остановимся только на том, что не только близко, но и прямо пересекается со строительством, а именно – организация проведения работ и контроль за проведением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Для выполнения данной трудовой функции подходят лица, занимаемые такие должности, как: главный инженер, ведущий инженер, инженер, специалист по организации капитального ремонта, специалист по сопровождению проведения мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности МКД при проведении капремонта.
Достаточно высшего образования – бакалавриат или магистратура, и не менее трёх лет в области жилищно-коммунального хозяйства или строительства. Дополнительно рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в сфере строительного контроля.
И вот тут-то возникает давно обсуждаемая коллизия, когда строительный контроль осуществляется лицом с меньшей квалификации и опытом чем у специалистов, включённых в НРС Национального объединения строителей.
Собственно, отсюда и возникают все проблемы с качеством приёмки выполненных работ по проведению капитального ремонта МКД, так как строительный контроль фактически осуществляется специалистами ФКРов не как положено, а как попало.
До сих пор нет конкретного ответа ни в законодательстве Российской Федерации, ни в позиции Минстроя России о необходимости включения в Национальный реестр специалистов, осуществляющих строительный контроль, особенно у тех лиц, которые не обязаны состоять в членах СРО.
Можно привести ряд писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о том, что высказывалась позиция его правовым департаментом о необходимости наличия специалистов, проводящих строительный контроль, в Национальном реестре специалистов. Например, письмо Минстроя России от 19 сентября 2017 года № 33529-ТБ/02.
Правовой департамент ведомства рассмотрел обращение и по поставленному в нём вопросу сообщил следующее. Исходя из совокупности норм пунктов 2 и 4 части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, только специалистами по организации строительства в должности главного инженера проекта, сведения о которых включены в НРС в области строительства, подписываются документы, оформляемые в процессе проведения строительного контроля.
Согласно пункту 12 Положения о проведении строительного контроля, при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468, к ним относятся, в том числе, акты освидетельствования скрытых работ.
Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года № 1128 (РД-11-02-2006). Указанные акты должны быть подписаны представителями застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля, лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства.
Сведения об иных лицах, участвующих в подписании акта освидетельствования скрытых работ, в том числе, представителя лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, НРС могут не содержаться.
Такова позиция правового департамента Минстроя России.
Однако нужно учесть, что статья 55.5-1 ГрК РФ изменена с 1 сентября 2022 года, а приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006-го № 1128 (РД-11-02-2006) утратил свою силу в связи с изданием приказа РТН от 23 августа 2023 года № 306. Таким образом, ранее выпущенные письма Минстроя России утратили свою актуальность.
Правда, выпущен приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 мая 2023 года № 344/пр «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», и в нём, конечно же, есть требование для подписания отдельных документов исполнительной документации лицами, включёнными в НРС, в том числе, и для регионального оператора (ФКР). Но с оговоркой – за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.
И в перечне исполнительной документации нет обязательных документов, подписание которых выполняется только специалистами НРС, согласно пункта 2 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ.
Таким образом, представляется, что в 2024 году сотрудникам НОСТРОЙ необходимо подробно проработать вопрос обязательного включения специалистов ФКР, осуществляющих строительный контроль, в Национальный реестр специалистов.
Поддерживаете ли Вы, уважаемые читатели, данное предложение?
С уважением,
Добрило Мастеровой
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Конечно поддерживаем...))) Мы всегда за любые планы НОСТРОя по покорению строительного ландшафта...даже за самые экзотические...
За работу всех работ!!!)))
Добрило, а НОСТРОЙ это надо? Или планируется принудиловка? А основание?
И как тут не напомнить, что собираясь общей братией ФКРовцев никто не вспомнил про НОСТРОЙ и НОПРИЗ…