Top.Mail.Ru

Три пути спасения строителей

Ещё больше банкротств и проблем в важнейшей отрасли России предрёк глава крупного строительного холдинга, при этом предложив способы спасти ситуацию

568
1
Время чтения 3 минуты
31.07.2025

В роли буревестника выступил генеральный директор Группы компаний «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин. Свои невесёлые предсказания топ-менеджер сделал, комментируя для РБК ситуацию на жилищном рынке. Относительно влияния ключевой ставки непосредственно на бизнес господин Крапивин ответил, что бизнесу приходится повышать финансовую дисциплину, а некоторые инвестиционные программы переносить на будущее:

Особенность инфраструктурных проектов – высокая капиталоёмкость и долгий срок реализации. При этом окупаемость далеко не всегда можно рассчитать классическим методом, без оценки комплексного социально-экономического эффекта. Если посчитать окупаемость инфраструктуры только арифметически, без учёта комплексных эффектов, то строить сейчас вообще не выгодно. Проще положить деньги на депозит.

А если всё-таки оставаться в бизнесе, то вопросы приходится решать «нелинейно» и помнить, что строить сегодня, то есть строить быстрее, всегда дешевле, чем строить завтра. По словам Алексея Андреевича, это понимают и власти:

Государство и частный бизнес работают над тем, как снизить негативное влияние ключевой ставки, сохранив темпы развития инфраструктуры. Один из путей — расширение рынка ГЧП-проектов, EPCF-контракты. Уверен, что ситуация будет постепенно меняться в лучшую сторону, я оптимист.

Наша справка. ГЧП – государственно-частное партнёрство. EPCF-контракт (от английского Engineering, procurement, construction, financial) – вариант договора, при котором подрядчик выступает также в качестве инвестора и участвует в софинансировании проекта. Такая модель позволяет реализовать перспективные и капиталоёмкие проекты, для воплощения которых у заказчика недостаточно собственных средств.

Строительный бизнес как таковой – это сложная и не высокомаржинальная отрасль, резюмирует глава Группы компаний. Даже в лучшие годы хорошей рентабельностью считался уровень 10-15% по проекту. Рентабельность компаний в автодорожном строительстве традиционно ниже рыночной. Если по российской экономике это 12-14%, в жилищном строительстве 9-10%, то в строительстве автодорог может быть 2-3%. Откуда Алексей Крапивин делает вывод, что без мер поддержки строителям очень сложно пройти этот непростой период.

Эксперт выделяет три основных направления господдержки отрасли инфраструктурной стройки.

Первое – это формирование чёткого плана проектов на среднесрочную перспективу с фиксацией соответствующих лимитов финансирования, чтобы строители могли планировать загрузку своих мощностей.

Второе – точечные меры, которые необходимы сегодня. Например, размещение части авансов по госконтрактам на обособленных банковских счетах с неснижаемым остатком. Сегодня эти средства находятся на казначейский счетах и заморожены как для подрядчиков, так и для банков. В случае их перевода на банковские счета банки смогут начислять процент на остатки, хотя бы частично компенсируя таким образом удорожание контрактов.

Третье – внесение изменений в нормативное регулирование, чтобы привести его в соответствие с текущей ситуацией на рынке. По мнению Алексея Андреевича, необходимо утвердить зарплаты в строительном секторе, от которых рассчитываются сметы, на реалистичном уровне. В качестве антипримера он привёл дорожное строительство, где эти параметры до сих пор не скорректированы. При этом разрыв между сметным расчётом и фактической зарплатой до 70%. Это означает необходимость доплачивать зарплату за счёт подрядчика, иначе люди будут попросту уходить.

Другой принципиальный вопрос – внедрение отдельных прогнозных индексов-дефляторов для строительства, которые позволят реалистично рассчитывать стоимость контрактов на перспективу как первый шаг на пути перехода к формульной цене контракта. В настоящее время применяется общий для всей экономики дефлятор, который не отражает реальный уровень инфляции в стройке.

Ещё одной давно назревшей необходимостью господин Крапивин назвал уточнение нормативных значений величины накладных расходов и сметной прибыли в дорожном строительстве с учётом современных реалий. Макроэкономическая ситуация существенно изменилась, выросла ключевая ставка, повысился налог на прибыль, а в отрасли пользуются неактуальными нормативами многолетней давности.

Кроме того, по словам главы холдинга, давно обсуждается и в некоторых регионах уже внедряется так называемый скоринг (рейтингование) строителей, чтобы освободить добросовестных и финансово устойчивых участников рынка от необходимости предоставлять различные виды обеспечений по строительным контрактам, в первую очередь в виде банковских гарантий, что влечёт дополнительные издержки для отрасли, хотя в реальности у добросовестных компаний они практически не востребованы.

Алексей Крапивин напомнил, что, по статистике Национальной ассоциации инжиниринговых компаний, участники рынка заплатили десятки миллиардов рублей банкам за прошлый год за предоставление банковских гарантий в обеспечение своих обычных обязательств по возврату авансов. Однако почти никто из заказчиков этими гарантиями не пользуется. Более того, часто практикуется подход, при котором одновременно применяется и казначейское сопровождение, и банковская гарантия. И это ещё одно избыточное обременение, которое мешает российским строителям.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Полианна

    Слушайте, никак не пойму как при постоянном сокращении админ барьеров крупные холдинги умудряются жаловаться на них ещё и ещё.... Ну это же просто не прилично как-то даже...

    31.07.2025, 14:27