Три пути спасения строителей
Ещё больше банкротств и проблем в важнейшей отрасли России предрёк глава крупного строительного холдинга, при этом предложив способы спасти ситуацию
В роли буревестника выступил генеральный директор Группы компаний «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин. Свои невесёлые предсказания топ-менеджер сделал, комментируя для РБК ситуацию на жилищном рынке. Относительно влияния ключевой ставки непосредственно на бизнес господин Крапивин ответил, что бизнесу приходится повышать финансовую дисциплину, а некоторые инвестиционные программы переносить на будущее:
Особенность инфраструктурных проектов – высокая капиталоёмкость и долгий срок реализации. При этом окупаемость далеко не всегда можно рассчитать классическим методом, без оценки комплексного социально-экономического эффекта. Если посчитать окупаемость инфраструктуры только арифметически, без учёта комплексных эффектов, то строить сейчас вообще не выгодно. Проще положить деньги на депозит.
А если всё-таки оставаться в бизнесе, то вопросы приходится решать «нелинейно» и помнить, что строить сегодня, то есть строить быстрее, всегда дешевле, чем строить завтра. По словам Алексея Андреевича, это понимают и власти:
Государство и частный бизнес работают над тем, как снизить негативное влияние ключевой ставки, сохранив темпы развития инфраструктуры. Один из путей — расширение рынка ГЧП-проектов, EPCF-контракты. Уверен, что ситуация будет постепенно меняться в лучшую сторону, я оптимист.
Наша справка. ГЧП – государственно-частное партнёрство. EPCF-контракт (от английского Engineering, procurement, construction, financial) – вариант договора, при котором подрядчик выступает также в качестве инвестора и участвует в софинансировании проекта. Такая модель позволяет реализовать перспективные и капиталоёмкие проекты, для воплощения которых у заказчика недостаточно собственных средств.
Строительный бизнес как таковой – это сложная и не высокомаржинальная отрасль, резюмирует глава Группы компаний. Даже в лучшие годы хорошей рентабельностью считался уровень 10-15% по проекту. Рентабельность компаний в автодорожном строительстве традиционно ниже рыночной. Если по российской экономике это 12-14%, в жилищном строительстве 9-10%, то в строительстве автодорог может быть 2-3%. Откуда Алексей Крапивин делает вывод, что без мер поддержки строителям очень сложно пройти этот непростой период.
Эксперт выделяет три основных направления господдержки отрасли инфраструктурной стройки.
Первое – это формирование чёткого плана проектов на среднесрочную перспективу с фиксацией соответствующих лимитов финансирования, чтобы строители могли планировать загрузку своих мощностей.
Второе – точечные меры, которые необходимы сегодня. Например, размещение части авансов по госконтрактам на обособленных банковских счетах с неснижаемым остатком. Сегодня эти средства находятся на казначейский счетах и заморожены как для подрядчиков, так и для банков. В случае их перевода на банковские счета банки смогут начислять процент на остатки, хотя бы частично компенсируя таким образом удорожание контрактов.
Третье – внесение изменений в нормативное регулирование, чтобы привести его в соответствие с текущей ситуацией на рынке. По мнению Алексея Андреевича, необходимо утвердить зарплаты в строительном секторе, от которых рассчитываются сметы, на реалистичном уровне. В качестве антипримера он привёл дорожное строительство, где эти параметры до сих пор не скорректированы. При этом разрыв между сметным расчётом и фактической зарплатой до 70%. Это означает необходимость доплачивать зарплату за счёт подрядчика, иначе люди будут попросту уходить.
Другой принципиальный вопрос – внедрение отдельных прогнозных индексов-дефляторов для строительства, которые позволят реалистично рассчитывать стоимость контрактов на перспективу как первый шаг на пути перехода к формульной цене контракта. В настоящее время применяется общий для всей экономики дефлятор, который не отражает реальный уровень инфляции в стройке.
Ещё одной давно назревшей необходимостью господин Крапивин назвал уточнение нормативных значений величины накладных расходов и сметной прибыли в дорожном строительстве с учётом современных реалий. Макроэкономическая ситуация существенно изменилась, выросла ключевая ставка, повысился налог на прибыль, а в отрасли пользуются неактуальными нормативами многолетней давности.
Кроме того, по словам главы холдинга, давно обсуждается и в некоторых регионах уже внедряется так называемый скоринг (рейтингование) строителей, чтобы освободить добросовестных и финансово устойчивых участников рынка от необходимости предоставлять различные виды обеспечений по строительным контрактам, в первую очередь в виде банковских гарантий, что влечёт дополнительные издержки для отрасли, хотя в реальности у добросовестных компаний они практически не востребованы.
Алексей Крапивин напомнил, что, по статистике Национальной ассоциации инжиниринговых компаний, участники рынка заплатили десятки миллиардов рублей банкам за прошлый год за предоставление банковских гарантий в обеспечение своих обычных обязательств по возврату авансов. Однако почти никто из заказчиков этими гарантиями не пользуется. Более того, часто практикуется подход, при котором одновременно применяется и казначейское сопровождение, и банковская гарантия. И это ещё одно избыточное обременение, которое мешает российским строителям.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Слушайте, никак не пойму как при постоянном сокращении админ барьеров крупные холдинги умудряются жаловаться на них ещё и ещё.... Ну это же просто не прилично как-то даже...