Фискальный план вместо развития
Каким образом российская налоговая система препятствует развитию производства в нашей стране и можно ли это изменить?
Ещё не столь давно официальные СМИ любили рассказывать про удобство российской налоговой системы для бизнеса и граждан, а также про нежный, как прикосновение кошачьей лапки, уровень собираемых налогов. Обычно при этом упоминали 13% НДФЛ, приводя аналоги в других странах, которые могли быть гораздо выше.
При этом за скобки выносили платежи граждан во внебюджетные фонды, которые составляют около 30% от оплаты труда, а также налоги и акцизы для бизнеса. Но практика показывает, что российская налоговая система не такая уж и вольготная для налогоплательщиков. Бизнесмены вынуждены ужами крутиться, чтобы придумать, как выплатить одновременно и более-менее приличные зарплаты персоналу, и всё, что требует с них государство. Придумывают схемы и относительно законные способы обхода статей Налогового кодекса РФ. А мытари ведут непримиримый бой против самозанятых, договоров гражданско-правового характера и «фальшивых» индивидуальных предпринимателей.
Отчего же бизнес проявляет такую удивительную злокозненность и никак не хочет работать по-честному? Блогер Владимир Иванов, который темой своих публикаций выбрал фискальную систему, предлагает не гадать, а взглянуть на цифры. Посмотрим, что же показывают расчёты эксперта.
За исходную точку он взял условное производственное предприятие в вакууме с оборотом 300 миллионов рублей и рентабельностью 12% (до налогообложения).
Предприятию предстоит выплатить НДС в размере 27 миллионов рублей (9% выручки) – огромная сумма, возникшая из-за невозможности зачесть весь «входной» НДС (25% расходов – зарплата без НДС).
Но это только начало. Далее идут:
- страховые взносы: 19,8 миллиона рублей (6,6% выручки) – непомерная нагрузка на фонд оплаты труда;
- экологический сбор: 9 миллионов рублей (3% выручки) – чистый налог с оборота, не связанный с прибылью;
- налог на прибыль: 7,2 миллиона рублей (2,4% выручки);
- прочие налоги (имущество, земля, транспорт): 2,2 миллиона рублей (0,74% выручки).
Итоговая налоговая нагрузка достигла 65,2 миллиона рублей или 21,7% от выручки!
На практике это означает очень неприятный результат для компании. Прежде всего, заявленная рентабельность 12% (36 миллионов рублей прибыли до налога) превращается в чистую прибыль около 28,8 миллиона рублей (9,6% выручки) после налога на прибыль. Но ключевой удар наносят не налог на прибыль, а оборотные платежи (НДС, экосбор) и взносы, которые съели 18,6% выручки до расчёта прибыли! Реальная маржа, доступная для развития, крайне мала.
Во-вторых, становятся невозможны инвестиции. Процент по коммерческим кредитам в 2-4 раза превышает норму прибыли. Условным инвесторам тоже проще положить свои денежки на депозит или купить облигации, чем вкладываться в производство с огромными рисками и микроскопической рентабельностью. Проводить IPO и выходить на Мосбиржу? Это само по себе требует огромных расходов и доступно только компаниям, уже имеющим серьёзный оборот. Искать деньги у государства за счёт фондов прямых инвестиций? Но эти фонды, по понятным причинам, активно поддерживать отрасли, связанные с оборонкой, на всех там денег просто не хватит.
По идее, вложения в НИОКР, модернизацию и новое оборудование можно было бы зачесть в счёт налоговой базы. Но этой опции у бизнеса тоже нет – как раз в силу устройства налоговой системы. Производство требует долгосрочных вложений, но система наказывает за них, не признавая многие инвестиционные расходы в полном объёме.
В-третьих, подрывается импортозамещение. Пресловутые насмешки над дорогими и некачественными российскими товарами возникли не на пустом месте. Российский товар становится дороже импортного аналога из страны с рациональной налоговой системой, где НДС работает как должно, а взносы ниже или иначе структурированы.
При этом, как ни странно, многие промышленники с лёгкой ностальгией вспоминают времена до нового Налогового кодекса в 1999-2001 годах, когда в России действовала множественность законов о налогах. Это создавало хаос, но в этом хаосе были и островки спасения для производителей. Например, предприятия могли существенно уменьшать платежи по налогу на прибыль (иногда до 50%) в обмен на инвестиции в модернизацию, техническое перевооружение, создание рабочих мест. Это был прямой и мощный стимул к развитию производственных мощностей.
Также были целевые льготы по налогу на прибыль. Региональные власти и федеральные законы часто предоставляли льготы по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих конкретную производственную деятельность (выпуск социально значимых товаров, импортозамещение, работа в депрессивных регионах). Льготы были привязаны к реальным производственным показателям.
Были льготы по имущественным налогам. Новое производственное оборудование, вводимое в эксплуатацию, часто на несколько лет освобождалось от налога на имущество. Это снижало стартовую нагрузку на инвестпроекты.
Налоговый кодекс РФ, провозгласивший целью унификацию и прозрачность, по сути, вымел большинство отраслевых и инвестиционных льгот. Вместо них появилась общая ставка налога на прибыль 20% (сложная для реального сектора из-за нормирования расходов) и строгие, часто невыполнимые условия для получения оставшихся льгот.
В целом, по мнению эксперта, государство сделало ставку на фискальную составляющую, а не на стимулирование. По принципу – вы платите налоги, а что развивать и стимулировать, мы разберёмся сами. Результаты мы видим. Если крупные корпорации обладают достаточным ресурсом, чтобы оптимизировать свои бизнес-процессы, добиться льгот и преференций, сбросить убытки на субподрядчиков и клиентов, то малые и средние предприятия с трудом сводят концы с концами.
Периодически власть анонсирует поддержку производства, но эти меры больше похоже на имитацию деятельности и, в лучшем случае, приводят к созданию отдельных островков благополучия на фоне общей неприглядной картины.
Например, одно время уделялось огромное внимание развитию технопарков и ОЭЗ (Особые Экономические Зоны). Регионы вкладывали колоссальные средства в обустройство инфраструктуры под ключ, давали льготы компаниям по налогам (на прибыль, имущество, землю), предоставляли таможенные преференции. На практике идея так и «не взлетела». Технопарки носят островной характер. Льготы действуют только на территории парка (зоны). Для действующего производства физически и экономически невозможно «переехать» с цехами и инфраструктурой. Это стимул только для новых проектов на пустом месте.
Никто не отменял бюрократию и коррупцию, когда статус резидента получали не настоящие производители, а сомнительные фирмы-однодневки, через которые перекачивали финансовые потоки. Наконец, технопарки часто создаются в отрыве от существующих промышленных кластеров, что затрудняет кооперацию. Итогом стало появление отдельных небольших фирмочек, работающих в тепличных условиях, которые годятся только для того, чтобы показывать их приезжающим из Москвы ревизорам.
Другим направлением поддержки стали субсидии и гранты на развитие. Но и с ними вопросов больше, чем ответов. Гранты покрывают ничтожную часть реальных затрат на модернизацию или НИОКР. Выделяются точечно по сложным и не всегда прозрачным критериям. Прохождение конкурса, отчётность, проверки отнимают огромные ресурсы у предприятий. А победители, как правило, заранее известны и аффилированы с теми людьми, которые занимаются распределением денег.
Самый яркий пример – печально известное «Роснано», которое щедро выделяло бюджетные денежки на высокотехнологические стартапы, а в итоге превратилось в чёрную дыру с безвозвратными расходами. Не меньше вопросов возникает к таким «наукоградам», как Сколково или татарский Иннополис.
Автор делает вывод, что без смены фискальной системы развитие производства в стране невозможно. Сегодня реальный сектор задыхается под налоговым прессом, который препятствует работе через оборотные платежи (НДС, экосборы) и непомерные взносы.
Точечные меры – профанация. Нужна системная реформа, признающая производство приоритетом. Среди предлагаемых мер:
- Отмена нормирования расходов по налогу на прибыль для производственных инвестиций и НИОКР. Включение в состав затрат для налоговой базы не только проценты по кредитам, но и само тело кредита.
- Гарантированный зачёт входного НДС без ограничений, ликвидация НДС как оборотного налога.
- Отмена экологических и прочих «оборотных» сборов.
- Снижение совокупной нагрузки на труд (реформа взносов).
- Действующие общеотраслевые льготы по имущественным налогам для производственных активов.
- Прямые инвестиционные вычеты из налога на прибыль для модернизации.
Очевидно, что сейчас на фоне санкций, боевых действий и беспрецедентного внешнеполитического давления власти не будут радикально реформировать налоговую систему. Но, тем не менее, о завтрашнем дне думать необходимо. Жить исключительно за счёт нефтегазового сектора и гигантских госкорпорации экономика не сможет, а для того, чтобы стало возможным существования частной инициативы, нужно не только собирать деньги, но и стимулировать развитие.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Давайте поучим налоговую работать.
Бизнес давят со всех сторон. И меры дельные. Но кто будет это слушать, тем более принимать в работу?
дельные все, деваться некуда. интересно, кто считал сколько орг-ций уходит от налогов и на какую сумму ежегодно? ;)
Минутка юмора в студию
Автор ещё мягко описывает налоговую базу. Если разобраться много что нельзя зачесть, иначе будут вопросы.