«– Право, не знаю, – произнесла хозяйка с расстановкой. –
Ведь я мёртвых никогда ещё не продавала.
– Ещё бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали.
Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?»
Николай Васильевич Гоголь, «Мёртвые души»
В проекте Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года среди статистических данных, в частности, указывается, что «потребность в трудовых ресурсах в строительной отрасли составляет от 5-ти до 7-ми миллионов работников различных категорий, в том числе рабочих – от 3-х до 4-х миллионов, инженерно-технических работников – от 1,5 до 2,2 миллиона, организаторов строительного производства – от 0,5 до 0,8 миллиона». В разных публикациях и источниках цифры существенно разнятся, но прядок примерно одинаковый.
Представляется, что, по аналогии с армейским делением на ИТР и организаторов строительного производства, это средний и старший начсоставы, соответственно, разделённые по уровням квалификации (своего рода, армейские звания).
В соответствии с целевыми показателями проекта Стратегии, заданными в процентах к 2022 году и в последующий период вплоть до 2030-го, предполагается, что все 100% ИТР и ГИПов будут внесены в Национальный реестр специалистов.
Но из этого совсем не очевидно, что в НРС будут значиться в совокупности все два-три миллиона «начсостава» строительной отрасли.
Мало того, имеются серьёзные предпосылки к тому, что в случае внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих уменьшение стажа для специалистов, включаемых в НРС, до 5-ти лет, и внедрением требования о независимой оценке квалификации, численность спецов, состоящих в обоих Национальных реестрах (как НОСТРОЙ, так и НОПРИЗ), останется практически на прежнем уровне.
В настоящее время в оба Национальных реестра специалистов включено 310 тысяч человек. Все они де-юре (но отнюдь не де-факто!) являются спецами формально по документам, соответствующим 7-му уровню квалификации.
Сегодня, чего уж греха таить, в 9-ти случаях из 10-ти специалистов заявляют в Нацреестры только для того, чтобы соответствовать требованиям СРО о членстве.
Согласно сведениям НОСТРОЙ, обеспеченность СРО членами, имеющими в штате по основному месту работы не менее двух специалистов, сведения о которых внесены в НРС, составляет на сегодняшний день 91,6% (84.088 организаций в абсолютных цифрах). Ещё 3,5% (3.213 организаций) членов СРО имеют по одному специалисту, а 4,9% (4.498 организаций) от общего количества членов СРО вообще не имеют в штате специалистов НРС. Схожая ситуация складывается и с НРС Национального объединения изыскателей и проектировщиков.
Ещё 10-15 тысяч внесённых в каждый из Национальных реестров специалистов, и компании – члены СРО будут полностью укомплектованы. При нынешней скорости внесения (100-150 чел./день на два Нацобъединения), с поправкой на снижение объёма потока, эта цель будет достигнута в ближайшие 4-6 месяцев.
Таким образом, можно констатировать, что потенциальная ёмкость Национальных реестров составляет 330-340 тысяч специалистов.
И этот показатель, если мы сравниваем его с зарубежными практиками, сам по себе весьма значительный. В Британском содружестве в реестре инженеров числится примерно 1 миллион инженеров-строителей при численности населения в 1,2 миллиарда человек. Наш же Национальный реестр в ближайшее время достигнет трети миллиона при численности населения Российской Федерации в 146 миллионов человек.
Дальнейший рост численности Нацреестра лишён экономических и административных предпосылок. И в случае, внесения изменений в Градкодекс, допускающих внесение в НРС специалистов 5-го и 6-го уровней квалификации, с опытом работы в 5 лет, с реестром произойдут лишь качественные изменения в лучшую сторону. Настоящие специалисты сменят «рисованных». А это, даже по официальной оценке НОСТРОЙ, порядка 30% (основываясь на статистических данных запросов по дипломам МГСУ и СПбГАСУ). Способствовать этому будет внедрение в качестве условия внесения в НРС независимой оценки квалификаций. Она станет своего рода фильтром, который позволит в течении 3-5-ти лет просеять существующий членский состав, словно бреднем, и заменить фантомных специалистов на действующих, пускай и более низкого уровня квалификации. Практически именно на эти цели и израсходуется потенциал 37-40 тысяч специалистов со стажем 5 лет, которые в одночасье смогут быть внесены в НРС после принятия поправок.
Также, следует учитывать ещё и то, что средняя естественная убыль, по причине смертности специалистов, за каждый год составляет, по приблизительным оценкам, 7,5-8 тысяч человек. Согласно статистике, озвученной исполнительным директором НОСТРОЙ Виктором Прядеиным, доля специалистов моложе 30-ти и старше 70-ти лет составляет не более 4% (2%+2%). Эти данные хорошо коррелируются и с цифрами по средней продолжительности жизни в России, составляющей в среднем 69 лет.
С учётом того, что по причине смерти из НРС за 2,5 года сведения исключены лишь о 130-ти специалистах, то, помимо ежегодных 7,5-8 тысяч, в ходе проведения независимой оценки квалификации и естественной ротации из Национальных реестров будут исключены сведения ещё о 20-ти тысячах специалистах.
Таким образом, можно констатировать, что в после внесения соответствующих изменений численность Национальных реестров к 2022 году не увеличится. А по мере исключения из НРС лиц, не прошедших НОК, возможно, даже и незначительно сократится.
В отсутствия точек роста и действующего законодательства нет оснований к тому, чтобы вся 2-3-миллионная армия прорабов и ГИПов была бы включена в Национальные реестры специалистов.
Впрочем, говорить о росте численности спецов, включённых в НРС, всё-таки возможно, но только в случае расширения оснований для членства в саморегулируемых организациях.
Но найдут ли подобные инициативы поддержку органов государственной власти – это большой вопрос.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
19.11.19 в 16:50
Правильно ли я понял позицию автора статьи: не стоит заменять мертвые души на живые, потому что это не изменит среднюю температуру по больнице?
Проблема в том, что господа Прядеин и Ко не читали Трудовой кодекс РФ, а именно, статью 60.2, в которой идет речь о совмещении должностей. Если бы уважаемые господа удосужились ознакомиться с этим Кодексом, они бы с удивлением обнаружили для себя, что ГИП может дополнительно исполнять обязанности и прораба, и мастера, и даже дворника. И как бы не мечтал об этом господин Прядеин, он не сможет подогнать всех строителей под штатное расписание, которое крутится у него в голове. Все потому, что штатное расписание это локальный акт каждой организации. Так записано в законе, и согласовывать его с Прядеиным никто не будет.
Евгений Карант, Вы можете ответить мне на один вопрос: как думаете, кому нужен НРС? В его натуральном виде, естественно.
Павел Федяев, НРС в условиях саморегулирования это логический парадокс, и вот почему. Специалистов в НРС включает Прядеин, а за действия этих специалистов на стройке своими деньгами должны отвечать СРО. И это при том, что Прядеин вообще ни за что и не перед кем не несет никакой ответственности.
не соглашусь Евгений...нрс это в идеале и есть смысл саморегулирования...)) второй вопрос, что конкретно на нашей отечественной почве оно приняло такие уродливые и крайне неэффективные формы
Евгений Карант, так может Вы считаете, что за действия специалистов на стройке своими деньгами должен отвечать Прядеин? Это же глупость.
Павел Федяев, кто по Вашему мнению должен отвечать за то, что значительное число включенных в НРС специалистов не отвечают требованиям к включению? Известно ли Вам, что при включении первых ста тысяч на обработку документов каждого из них затрачивалось менее 5 минут? (За это время было невозможно даже бегло просмотреть документы заявителя). Если член СРО допустит косяк, то СРО, по идее, перед выплатой денег из КФ должна поинтересоваться соответствуют ли установленным требованиям ГИПы этого члена СРО, которых в НРС включил Прядеин. И, наконец, должен же господин Прядеин хоть за что-то и перед кем-нибудь нести ответственность? Если честно, то мне никогда не приходилось видеть, чтобы лицо, получающее хорошую запрлату ни за что не отвечало.
Евгений Карант, то о чем Вы пишите никогда не найдёт отражения в правовой действительности. НОСТРОЙ не может отвечать за действия специалистов, в отличие от СРО, которую для этого надстроили.
соглашусь с автором который считает, что роста включённых в нрс не будет...он и в самом деле не нужен...приоритетнее для отрасли было бы сосредоточиться на ротации включённых в него фейковых специалистов...
Да только что-то мне подсказывает, что изменения которые будут внесены в градкодекс (но это не точно) добавят к двум имеющимся Энэрэсникам 7-Но Уровня ещё трёх прорабов/инженеров ПТО 5,6 уровней квалификации... вот тогда я думаю сбудется мечта Ишина/прядеина/Карпова о том, чтобы в нрс было 1.5-2 миллиона душ...