Этот Новый год саморегуляторы встречали с несколько необычным подарком. Практически под звон курантов Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
А заодно дал поручение председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину до 1 июля 2022 года обеспечить проведение анализа практики применения положений законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, а также практики проведения независимой оценки квалификации в данной сфере. По итогам проведённого анализа премьер-министр должен – «при необходимости» – предоставить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Профессиональное сообщество отнеслось к «подарку» сдержанно. Мало ли было законопроектов, которые реформировали систему строительного саморегулирования? Объединение НОП и НОИЗ, регионализация, создание компфондов ОДО, формирование реестров и утверждение списка уполномоченных банков – всё это были весьма радикальные преобразования, пережить которые смогли далеко не все СРО. В сравнении с предыдущими реформами, 447-ФЗ выглядит гораздо скромнее и приносит в большей степени чисто технические преобразования. Тем более, что о необходимости многих из них саморегуляторы говорили уже давно.
Напомню, формальным поводом разработки и принятия законопроекта стал пункт 3 плана мероприятий по реализации механизма так называемой «регуляторной гильотины» от 29 мая 2019 года № 4714п-П36, который был утверждён ещё Дмитрием Медведевым, бывшим тогда председателем Правительства РФ. А также пункт 7 плана законопроектной деятельности Правительства на 2021 год. В соответствии с принципом наименьшего регуляторного воздействия, предусмотренного пунктом 4.1 методики исполнения плана мероприятий, система регулирования в соответствующей сфере должна быть направлена только на те объекты, в которых могут возникнуть социально значимые риски, и только в пределах этих рисков.
При этом законодатель ссылается на результаты анализа требований законодательства о градостроительной деятельности, в ходе которого было выявлено наличие дублирующих и избыточных требований, не соразмерных допустимому уровню риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Далее, в пояснительной записке к документу содержится отсылка к концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утверждённой распоряжением Правительства от 30 декабря 2015 года № 2776-р. Согласно ей, развитие и внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности рассматривается в Российской Федерации в качестве одного из способов снижения прямого государственного регулирования, позволяющего передать ряд государственных функций саморегулируемым организациям. А именно, речь идёт о создании стимулов для самоорганизации в целях обеспечения более ответственного поведения в отношениях с потребителями и выработке стандартов, отвечающих профессиональным и публичным интересам.
То есть, при принятии закона было декларировано расширение полномочий СРО. То есть, государство не только не собирается каким-то образом ущемлять, отменять или, не к ночи будет сказано, оптимизировать систему строительного саморегулирования, но, напротив, видит в ней своего партнёра при выполнении важнейших контрольных функций и готово передать часть полномочий.
Впрочем, не стоит обольщаться – речь идёт, скорее, про некий кредит доверия, который ещё предстоит выплатить, чем о признании уже существующих заслуг.
Крупный блок предлагаемых норм связан с изменениями в те реестры, которые сегодня ведут Национальные объединения. Можно сказать, что налицо постепенная реализация тех планов, о которых руководители НОСТРОЙ и НОПРИЗ говорили уже давно. А именно, создание единого реестра, который объединит под одной крышкой всю информацию о специалистах, предприятиях и заключённых контрактах, создав тем самым единую базу, в которой собрана вся оперативная информация о строительной отрасли страны.
Пока речь идёт о следующем. Проектируемые изменения статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ предусматривают в дополнение к уже установленным в требованиях только сроки принятия решения по результатам рассмотрения заявлений физических лиц о включении сведений о них в соответствующий Национальный реестр специалистов, а также направления уведомлений о принятых решениях. Одновременно с этим исключаются полномочия федерального органа исполнительной власти по установлению порядка ведения НРС, порядка внесения изменений в сведения о физических лицах, включённые в такие реестры. Регламентные процедуры определяются Национальными объединениями саморегулируемых организаций самостоятельно в своих внутренних документах.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению формы единого реестра членов саморегулируемых организаций, дублирующей положения части 3 статьи 71 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и части 2 статьи 55.17 ГрК РФ.
Одновременно с этим проектируется дополнение реестра членов саморегулируемых организаций информацией о работниках члена саморегулируемой организации, сведения о которых включены в соответствующий НРС. В результате, считает законодатель, государственные и муниципальные заказчики, органы исполнительной власти смогут в любое время установить соблюдение требований о выполнении определённых ГрК РФ трудовых функций «реестровыми» специалистами, имеющими вправо подписывать документы, исчерпывающий перечень которых определён ГрК РФ, исходя из обеспечения качества работ и безопасности строительства.
Отдельно следует сказать о НОК – независимой оценке квалификаций. Эта процедура обсуждалась уже несколько лет и первоначально была воспринята строителями, инженерами и изыскателями с большой долей скептицизма. Понять инженеров, которым предстоит проходить НОК, можно. Произвольные требования, принятые к специалистам НРС и проблемы с ведением этого ресурса, привели к тому, что подрядные организации, фактически, столкнулись с новым админбарьером. Дефицит специалистов с 10-летним стажем, помноженный на необходимость предприятий во что бы то ни стало получить заветный статус СРО породил массовые злоупотребления, торговлю специалистами, появление фиктивных аккаунтов. Поэтому новые требования НОК первоначально были восприняты как появление ещё одного ограничения.
Однако в дальнейшем консультации с профессиональным сообществом и разъяснительная работа, проводимая Национальными объединениями, принесли свои плоды. Законопроект ввёл новый порядок независимой оценки не в добавление к уже существующим требованиям о повышении квалификации физического лица, а взамен. Очевидно, что такой порядок не мог устроить владельцев и руководителей многочисленных «учебных центров», которые проводили курсы повышения квалификации. А если говорить откровенно – просто продавали корочки о прохождении таковой. Вместо этой сомнительной процедуры инженерам предлагает пройти тестирование на базе ЦОК.
Вице-президент Российского союза строителей, вице-президент и член Совета НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, комментируя принятие законопроекта, отметил, что документ прошёл публичное обсуждение, был одобрен ФОИВами и прошёл комиссию по регуляторной гильотине:
Закон вводит важную процедуру – подтверждение квалификации более для того, чтобы обеспечить полную юридическую, финансовую и профессиональную компетентность ГАПов и ГИПов, а их более 370-ти тысяч.
В настоящее время в Национальные реестры специалистов включены сведения о примерно 385-ти тысячах физических лиц, независимая оценка квалификации которых потребует значительного времени. В целях обеспечения возможности выполнения «реестровыми» специалистами своих трудовых функций в период прохождения квалификационных экзаменов и подтверждения квалификации в Национальных объединениях с учётом положений статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ, законопроектом предусмотрено вступление в силу положений о независимой оценке квалификации с 1 сентября 2022 года. То есть, время открыть учебники и подготовиться к прохождению тестирования есть. Равно как можно найти в сети и примерные списки вопросов для проектировщиков, строителей и изыскателей.
Другая важнейшая норма появилась в Федеральном законе благодаря работе Общественного совета по развитию саморегулирования (ОСРС). Речь идёт о возможности организаций, состоявших в исключённых из реестра СРО, вернуть свои деньги в порядке, предусмотренном статьёй 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.
Напомню, согласно упомянутому закону, строительные компании, которые решили покинуть систему строительного саморегулирования, могли до 1 декабря 2016 года направить заявление в свою СРО о намерении добровольно прекратить членство и в дальнейшем вернуть ранее внесённые средства компенсационного фонда. И если у экс-членов действующих СРО эта процедура, хотя и не без трудностей и волокиты, осуществлялась, то компании, союзы и ассоциации которых покинули реестр, столкнулись с серьёзной проблемой.
Национальные объединения, получив на свои счета средства компфондов исключённых СРО, отказывались возвращать взносы, ссылаясь на отсутствие правовой нормы. Вопрос был поднят членами ОСРС Сергеем Афанасьевым и Петром Котенковым, которые вносили соответствующие поправки и направляли их в профильные некоммерческие организации и государственные ведомства. Минстрой России дал ответ на письмо Общественного совета, в котором высказал, что, по его мнению, а также в соответствии с Федеральным законом № 191-ФЗ, средства, внесённые в КФ бывшими членами саморегулируемых организаций, исключённых из Госреестра СРО, подлежат возвращению.
Общественный совет по развитию саморегулирования продолжил работу в этом направлении в интересах бывших членов СРО, имеющих право на получение в Национальном объединении их же денежных средств, внесённых ими в качестве взносов в КФ. Такая работа увенчалась успехом. Предложения членов ОСРС о внесении изменений в 191-ФЗ были положительно оценены в Государственной Думе и обрели статус нормы федерального закона!
Наконец, в статье 3.3 Федерального закона 191-ФЗ появился пункт, значение которого трудно переоценить. А именно, новым законом введена следующая норма:
2.1.В случае, если денежные средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций были размещены в российских кредитных организациях в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 4 июля 2016 года), у которых до 1 сентября 2017 года была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, такие средства учитываются в размере соответствующих компенсационных фондов саморегулируемых организаций, сформированных с учётом требований к размещению средств таких компенсационных фондов, предусмотренных статьёй 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании документа (выписки по банковскому счёту), выданного такой кредитной организацией, с приложением уведомления временной администрации по управлению такой кредитной организацией или конкурсного управляющего о включении требований саморегулируемой организации в реестр требований кредиторов в размере остатка таких средств на банковском счёте саморегулируемой организации.
Таким образом, юристы СРО, которые ведут споры с представителями Ростехнадзора в части «исторических максимумов» компфондов, получают весомый аргумент для того, чтобы раз и навсегда решить этот вопрос в свою пользу. Что, будем надеяться, позволит значительной части добросовестных саморегулируемых организаций, пострадавших от банковской санации, вздохнуть с облегчением и продолжить спокойно жить и работать.
Подводя итоги, можно сказать назвать 447-ФЗ подарком для саморегуляторов уже без всяких кавычек. Во-первых, закон закрывает ряд старых наболевших проблем, которые остались после предыдущих реформ и которые нужно было решать. Во-вторых, он служит хорошим маркером того, что власть нацелена и дальше совместно работать с саморегулируемыми организациями, решая общие вопросы в части развития строительного комплекса.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
11.01.22 в 09:46
Зелёный свет для СРО:
И о самом главном! Теперь все исключенные из реестра СРОшки пойдут в суд оспаривая незаконность исключения и упущенную выгоду??(Я помню про обратную силу...)
А так же: единый реестр потребует единоначалия объединенных НАЦОБов???
Даааа!! Храни Господь Вас от жизни в эпоху перемен.
Нууууу нееееет, перемены то как раз нужны везде....
Да, уж... Работы у юристов добавится. А значит, будет чем накормить семьи!
А судьи и секретари судебного заседания совсем забудут как выглядят их родные и близкие..
Родные и близкие для судей - мы.
Док, что-то мне подсказывает, что вы для судей как кость в горле... Хотя, может я и не права))
Я для судей, как говорится в Моральном кодексе строителя коммунизма, - друг, товарищ и брат.
"Кроме того, законопроектом предлагается исключить полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению формы единого реестра членов саморегулируемых организаций, дублирующей положения части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и части 2 статьи 55.17 ГрК РФ."
Вот тут, автор полностью не прав!!! Во первых это два разных реестра (было во всяком случае).
Теперь будет один реестр - Единый реестр членов СРО. То что форма не утверждается госорганом с одной стороны хорошо, так как оперативно можно подправить недоработки, потому что проще принять решение на уровне НАЦСРО, чем документ зарегистрированный в Минюсте.
Но это же и плохо, с точки зрения того, что есть сейчас, точнее чего нет сейчас. Найдите пожалуйста на сайте НОСТРОЙ документ о порядке ведения Единого реестра членов СРО, кем и когда он принят?
Всё специально скрывается, чтобы такие, как мы с Вами, не умничали и не мешали злоупотреблять правами, выкручивая руки СРО.
Теперь, когда реестры СРО перейдут в руки НАЦОБОВ, СРО будут по каждому изменению в реестр кланяться чиновникам НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Хотите сказать, что такой документ действительно существует, но скрывается? Мне кажется его просто нет....
такого документа как ПОЛОЖЕНИЕ НОСТРОЙ о порядке ведения единого реестра членов СРО - я лично не нашла.
Да мне кажется там даже никто не задумался о том, что такой документ должен быть....
"В результате, считает законодатель, государственные и муниципальные заказчики, органы исполнительной власти смогут в любое время установить соблюдение требований о выполнении определённых ГрК РФ трудовых функций «реестровыми» специалистами, имеющими вправо подписывать документы, исчерпывающий перечень которых определён ГрК РФ, исходя из обеспечения качества работ и безопасности строительства."
Ошибочное мнение уже законодателя - недавно видела решение какого-то суда, что заказчики не вправе это контролировать при заключении контрактов и на этапе торгов.
А вообще хоть кто-то из коллег понимает как будет работать этот новый Единый реестр СРО при всех включенных в него дополнениях, а именно специалистов НОК, обязательств по договорам?
Я вот пока не понимаю, если честно, может кто-то пояснит, если разобрался в этом вопросе?
а что тут понимать? технически - это просто еще две строчки в карточке члена СРО из действующего реестра.
Есть риск, что когда будут форму реестра утверждать, чего-нибудь изобретут, но мне кажется он невелик)
Не уверена, что это чисто технический вопрос. Если со спецами НРС более менее понятно, то вот с договорами нет: кто вносит, откуда берется, как это и на что будет влиять?
Сроница, не понятна также следующая ситуация. Что будет, если у члена СРО на текущий момент отсутствуют договоры генподряда (реализуемые проекты), но, в то же время, есть специалисты НРС, занимающие должности главных инженеров проектов.
Будет ли это означать, что такой член СРО покупает персональные данные "липовых" специалистов НРС для того, чтобы не вылететь из Единого реестра членов СРО?
И, в этой связи, второй вопрос. Данную коллизию придумали и претворил в жизнь те, кто торгует персональными данными специалистов НРС, или, по недомыслию, кто-то другой?
Статья пропитана духом малой грузинской и имеет мало общего с реальным эффектом упомянутого законопроекта.
Опять "духи", "буквы".... Валерий Павлович?))))
Вот если честно, то мне кажется пора реально всё закрыть и открыть заново. Столько г, простите, что сейчас пытаясь из этой массы достать брюллианты и сделать стоющее украшение вряд ли получится.....
И почему-то никто не вспомнил о том, что персональные данные "реестровых специалистов" оказались скомпрометироваными стараниями "коммерческих" СРО-операторов и в момент сканирования документов, предоставленных заявителями в НРС, железно зафиксировались на жёстких дисках компов СРО-операторов.
А это означает, что "реестровые специалисты" будут продаваться точно также, как сегодня. В результат обновленный Реестр членов СРО станет подтверждением того, что член СРО действительно купил персональные данные неких "реестровых специалистов".
Каким образом предполагается ликвидировать возможность так называемого "предоставления специалистов" для вступления в СРО (или для прохождения проверки), лично я пока не понимаю.
Не понимаю я также того, каков функционал должен быть у "реестровых специалистов" у членов СРО, у которых нет заключенных договоров генподряда. По понятным причинам главными инженерами проектов у таких членов СРО "реестровые специалисты" быть не могут, поскольку эти члены СРО не реализуют никаких проектов.
Не понятно также зачем члену СРО, не являющемуся генподрядчиком или генпроектировщиком, платить зарплату, достойную реальных "реестровых специалистов", когда можно при вступлении в СРО и для прохождения проверки тупо купить персональные данные "липовых" "специалистов" из НРС, которые будут в изобилии всегда.
Как-то так...
А теперь вопрос. Удастся ли господину Богданову донести до Президента Российской Федерации и Правительства, что их "развели" в тот момент, когда, наплевав на положения Градкодекса, создали в НОСТРОЙе Институт Операторов НРС?
Есть ещё один злободневный вопрос. Что собирается делать уважаемый лично мной Сергей Александрович Кононыхин с доставшейся ему по наследству организацией, именуемой как "ЦОК НОСТРОЙ" (в девичестве - "Академия НОСТРОЙ")?
чем же он злободневный? как решит - сообщит ;)
С АНО ЦОК НОСТРОЙ все в порядке...)) Ищут только первого владельца, который, как говорят, архив и чековую книжку спер...)))
Ув Е. Д. ! Ваш любимчик Богданов облажался по полной когда мямлил Президенту всякую ахинею не в попад! Думаю он навсегда лишён права нести кому нибудь , кроме своих членов, хоть какую нибудь информацию! Да и те , думаю разбегутся после объединения НАЦОБов.
К сожалению автор удалил свой комментарий
Влад Надеждин, возможно, за время Рождественских каникул я что-то упустил из виду. Можно поподробнее, кто конкретно лишил "моего любимчика" права, о котором Вы написали?
Влад Надеждин, если можно, ответьте и на второй вопрос. Объединение НАЦОБОВ это уже решённый вопрос, и, если решённый, то кем именно?
И последний вопрос. Если я правильно понимаю ваша СРО является одним из операторов НРС. Что сейчас происходит с персональными данными лиц, которые через Вашу СРО заявлялись и продолжают заявляться в НРС?
По порядку: на 1 вопрос - сам себя своим бестолково зловредным выступлением в результате которого мы получили извращенное мнение всей страны о системе саморегулирования. Был такой анекдот про молодую жену которая в присутствии гостей спросила: лаврушку положить или на ср-ть? Ответом по позже ей было: Лучше б наср-ла, но промолчала! - это один в один про г-на Богданова.
на 2 вопрос - выступление г-на Богданова очень сильно подтолкнуло этот вопрос к объединению. Логика в верхах такая: раз в НОПРИЗе так плохо, а в НОСтрое хорошо( по крайне мере тихо) надо их объединить под начало строителей. Вопрос не решенный. Понятно станет после серии ОК куда подул ветер. Но поговорку Не буди лихо... Спасибо г-ну Богданову!
на 3 вопрос - Отправляются в МСК и там, надеюсь, хранятся надлежащим образом. С подачи г-на Богданова, теперь будут храниться ещё лучше. Это ведь будет объединённый реестр :=))
Влад, кажись Вы кого-то зацепили и теперь против Вас начался настоящий обстрел)))
Да ЕД добрый чел, он просто иногда очень откровенно свои интересы пытается замаскировать! :=))
"пошли нафиг, это всё ложь и провокация" - это маскировка?)))
Влад Надеждин, во-первых, смею Вас уверить, что Президент Российской Федерации очень правильно понял все то, что "промямлил", говоря Вашими словами, "мой любимчик". О том, что нужно разобраться с торговлей допусками к работам, в конце выступления Богданова сказал именно Владимир Путин.
Во-вторых, нигде не прозвучала мысль о том, что в НОСТРОЙе в отличие от НОПРИЗа будто бы все хорошо и спокойно. Напротив, оазисом спокойствия всегда был НОПРИЗ. Ваше желание, об объединении строительных, проектных и изыскательских СРО по-человечески понятно. Наверняка, Вам уже стала казаться маленькой Ваша зарплата, и очень хочется, чтобы она была побольше.
И, наконец, в-третьих, при сканировании документов с последующей отправкой сканов в НОСТРОЙ сами исходные сканы продолжают храниться на жёстких дисках компов. Полагаю, что это Вы понимаете, даже не будучи спецом в области IT. Вот я и спрашиваю, за сколько рублей и копеек, Вы или кто-то другой в вашей СРО продаете данные, хранящиеся на жёстком диске?
ЕД ! Ваши слова да начальству в уши... Кто ж откажется от повышения зарплаты??? Я- НЕТ !!! А по поводу объединения, если без ёрничества то я не очень ЗА, Приросту это даст организаций 30 , не более- а работы добавит МОРЕ!!! Плюс огромная движуха и суета, Я по прошлому разу помню одних собраний пришлось организовать и провести штук 20, Потом ругань с МСКовскими комерсами за КФ. НЕ, Я не очень за. Другое дело что в результате выступления г-на Богданова мы все можем остаться без работы - это факт. А в ТИМах-БИМах я уже не разберусь, а на пенсии сидеть дома с супругой ругаться не хочется.
А по поводу перс данных НАШИХ специалистов - ни один из них не засветился на рынке. Мы мониторим. Это вы Москвичи-питерцы готовы за рупь продать душу .. У нас в России немножко совесть есть, правда не все ей пльзуются!!! :=))
Сорока на хвосте принесла, что Апумчик в этом году в Совет НОПРИЗ собрался выдвигаться...;) То-то я смотрю, чуть не самого нового года лизоблюдствовать начал...
Автор, на мой взгляд, сугубо предвзято, порой и безграмотно, толкует нормы закона под общей концепцией "этот закон - благо для СРО". На самом деле, этот закон , скорее, шаг на пути к упразднению СРО или к монополизации СРО посредством сокращения их количества в городах фед.значения до управляемого числа.
Кто расстроится при гонении СРошников? Только те кто зарабатывал! Давно пора начать упразднение!
НОСТРОЙ вел Единый реестр членов СРО с грубыми нарушениями действующего тогда законодательства. После вмешательства Минстроя быстро исправился.
Теперь НОСТРОЙ может делать ВСЁ что УГОДНО и никто ему не указ!!!