Пора наводить порядок в ЖКХ!

Обсуждение: 6
4681
Аркадий Апумчик

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предложило проект закона о введении управляющих компаний в систему строительного саморегулирования

Документ был представлен в ходе круглого стола в Государственной Думе, который состоялся 19 сентября сего года в Доме союзов. Темой мероприятия стали «Проблемы содержания и эксплуатации объектов капитального строительства (многоквартирных домов и зданий общественного назначения с массовым пребыванием граждан)». Ведущим выступил председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Сергей Пахомов. От Минстроя России участие в заседании принял заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько.

 

Дыра чёрная, коммунальная

Пожалуй, сложно найти человека, который назвал бы положение дел в коммунальной сфере страны удовлетворительным. Граждане недовольны непрерывно растущими тарифами, которые явно никак не коррелируют с качеством услуг и беспределом управляющих компаний, на которые очень сложно найти управу. А государству явно не нравится, что отрасль с многомиллиардными оборотами фактически превратилась в чёрную дыру, лишённую какого-либо контроля и присмотра. Приватизация муниципальных учреждений управления микрорайонами – МУУМРов и их превращение в частные компании делу на пользу явно не пошло. А такие экзотические для нашей страны формы управления домом, как ТСЖ, оказались слишком сложны. Они требуют от жильцов специфических управленческих знаний и явно не прижились на русской земле.

Цифирь в официальных отчётах говорит сама за себя. Согласно недавним проверкам Федеральной антимонопольной службы России, россияне переплачивают за коммунальные услуги. По данным регулятора, в 2024-м из расчёта тарифов будут исключены экономически необоснованные средства на сумму 8,2 миллиарда рублей.

В марте сего года Счётная палата РФ выявила нарушения в сфере ЖКХ на 282 миллиарда рублей. Согласно отчёту ведомства, средний процент износа только по теплосетям в стране составлял 30,2%, в 45-ти регионах наблюдается превышение этого показателя, говорится в отчёте. По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, к 2024 году общий износ коммунальных сетей составляет порядка 40%, в некоторых регионах он достигает 80%. Основная причина аварийности в ЖКХ заключается именно в этом, поэтому необходима комплексная модернизация.

Среди самых распространённых жалоб граждан – неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт зданий, некорректное начисление платы за коммуналку, некачественные коммунальные услуги. Российское ЖКХ представляет собой экономический парадокс – отрасль стабильно генерирует убытки и народное возмущение при любых организационных моделях – и будучи в управлении муниципалитетов, и находясь в частных руках. При том, что деньги в коммунальное хозяйство вливаются громадные. По данным, которые обнародовал Минстрой России, ежегодный оборот ЖКХ составляет 4 триллиона рублей, это почти 7% ВВП страны!

 

Саморегулирование, как третий путь 

Система СРО сравнительно неплохо зарекомендовала себя в тех отраслях, где есть большое количество игроков, большинство из которых скорее можно отнести к малому и среднему бизнесу. При этом, с одной стороны, государство делегирует часть контрольных и надзорных функций на уровни Национальных объединений и саморегулируемых организаций, а с другой – сохраняет централизованные механизмы регулирования.

В НОПРИЗ считают, что введение управляющих компаний в систему СРО окажет позитивный эффект и позволит решить ряд наболевших проблем. В своём докладе президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров отметил несовершенство нормативного регулирования процессов эксплуатации, технического обследования конструкций зданий (эта область ошибочно передана в профессиональные обязанности изыскателей), недостаточное внимание к профессиональной подготовке, уровню квалификации и системе оплаты труда специалистов по эксплуатации объектов. По мнению Анвара Шамухамедовича, для решения таких задач необходимо обеспечить взаимосвязь системы нормативного, технического и профессионального регулирования на всём жизненном цикле ОКС, закрепив это соответствующими положениями отраслевой стратегии и законодательными актами.

Действующая система лицензирования управляющих организаций МКД вызывает много нареканий, в общем, схожих с теми, что в своё время имели место в строительной отрасли. Особого внимания требует законодательное регулирование безопасности эксплуатации и управления объектами постоянного или длительного проживания людей (жилые дома, гостиницы, общежития, интернаты, лечебные заведения), массового пребывания граждан (зрелищно-развлекательные, спортивные, торговые, пересадочные и другие), повышенного уровня ответственности и иные требующие высококвалифицированного обслуживания.

 

Что предлагает НОПРИЗ 

Законопроект, о котором идёт речь, был подготовлен по поручению министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина. Документ предполагает перевод сферы ЖКХ на обязательное саморегулирование. Организации должны будут состоять в СРО и нести полную правовую и финансовую ответственность за некачественно оказанные услуги из средств компенсационных фондов возмещения вреда. В том числе, компенсацию в пользу региональных фондов капитального ремонта в случае некачественного проведения данных работ. До настоящего времени действенных инструментов контроля за деятельностью данного сектора в законодательстве предусмотрено не было.

В предлагаемом НОПРИЗ законопроекте реализуются следующие принципы и новации:

  1. Обеспечение преемственности в градостроительном регулировании: формирование обязательного саморегулирования эксплуатации объектов в рамках существующего института обязательного саморегулирования в строительстве.
  2. Завершение формирования единой системы правового регулирования основных этапов жизненного цикла объектов капитального строительства: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  3. Дополнительные меры по защите интересов собственников на этапе эксплуатации (управления): компенсационные фонды и страхование, расширение работы с обращениями граждан, обеспечение непрерывности управления многоквартирными домами, гарантирующая управляющая организация.
  4. Повышение полномочий и роли органов государственного управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления в регулировании эксплуатации объектов и МКД (регионализация СРО, участие представителей таких органов в коллективном органе управления, учёт региональных особенностей и требований).
  5. Сохранение и развитие информационной системы ГИС ЖКХ с заменой региональных реестров лицензий управляющих на региональный реестр управляющих организаций, привлечение саморегулируемых организаций к представлению и верификации информации в указанном реестре.
  6. Сохранение полномочий государственных жилищных инспекций с одновременным сокращением их нагрузки по работе с жалобами и обращениями, предоставление возможности внесудебного наказания нерадивых управляющих с помощью инструментов саморегулирования.

 

Что изменится в законодательстве?

В законопроекте представлен проект структуры института саморегулирования в сфере эксплуатации зданий, строений, сооружений, систему дифференциации взносов в компенсационные фонды СРО в зависимости от площади объекта, обновлённый алгоритм работы реестра управляющих организаций в субъекте Российской Федерации.

Такие радикальные преобразования в сфере ЖКХ потребуют и внесения в российское законодательство, прежде всего в Градостроительный и Жилищный кодексы РФ.

В ГрК РФ законопроектом необходимо ввести:

  • понятия «эксплуатация зданий, строений, сооружений» и «договор эксплуатации (управления) зданий, строений, сооружений»;
  • полномочия Правительства РФ по установлению порядка ведения реестра членов СРО эксплуатации с учётом регионального реестра управляющих;
  • полномочия субъекта Российской Федерации по нормативным требования к эксплуатации и назначению представителей в коллегиальный орган СРО;
  • новую область деятельности СРО «эксплуатация зданий, строений, сооружений»;
  • профессиональную квалификацию «специалист по организации эксплуатации»;
  • положение о том, что на территории субъекта Российской Федерации как правило регистрируется одна СРО по эксплуатации;
  • положение о том, что для получения статуса СРО необходимо наличие 50-ти членов, компенсационного фонда возмещения вреда, стандарты СРО, наличие представителя органов власти субъекта в коллегиальном органе, а также КФ обеспечения договорных обязательств;
  • положения о принятии специалистами градостроительной сферы ответственности и рисков за надлежащее качество выполняемых работ;
  • требования к организации эксплуатации отдельных видов зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении обязательного членства эксплуатантов в соответствующем СРО, а также по обеспечению необходимого уровня квалификации специалистов, назначаемых ответственными за эксплуатацию.

В ЖК РФ законопроектом необходимо ввести:

  • полномочия органов государственной власти – вместо реестра лицензий вводится реестр управляющих, вводится утверждение порядка ведения эксплуатационной документации;
  • полномочия субъектов Российской Федерации – особенности эксплуатации МКД и назначение представителя в СРО;
  • прекращение лицензионного контроля Государственным жилищным надзором, введение контрольных мероприятий СРО в связи с нарушениями управляющего МКД и для обеспечения непрерывности управления;
  • лицензирование заменяется на обязательное членство в СРО эксплуатации;
  • возможность участия СРО в подготовке и проведении собрания собственников и рекомендовать своего члена в качестве управляющей организации;
  • обязательность членства в СРО эксплуатации для управляющей организации;
  • понятие гарантирующей управляющей организации. Её добровольные обязанности: принятие в управление МКД до собрания собственников, а также домов с высоким износом (более 70%), где не полностью покрываются расходы, обеспечение непрерывности управления в соответствии со статьёй 200 ЖК РФ;
  • описание характеристик и некоторых стандартов деятельности СРО эксплуатации в отношении многоквартирных домов (взаимодействие с органами власти и жилищной инспекцией, размещение информации об МКД, верификация реестра УО, работа с жалобами и заявлениями жителей, работа с ресурсоснабжающими организациями, и другое);
  • четыре информационных реестра о деятельности по управлению МКД, в том числе Государственный реестр СРО, Единый реестр членов СРО, Региональный реестр управляющих с привязкой к МКД и Национальный реестр специалистов.

 

Подведём итоги

Общая схема саморегулирования в сфере ЖКХ будет иметь большое сходство с тем, что сегодня мы имеем в части строительного, проектного и изыскательского саморегулирования. В регионах появятся СРО, с численностью не менее 50-ти организаций. Они будут формировать компенсационный фонд, в котором с несколькими уровнями ответственности, в зависимости от территории, контролируемой управляющей компанией. Саморегулируемые организации займутся проверками «управляшек» и возмещением ущерба при возникновения серьёзных проблем.

На следующем уровне деятельность коммунальных СРО будет регулировать Национальное объединение, которое займётся ведением необходимых реестров (в том числе реестра специалистов), проверками саморегуляторов, а также разработкой нормативно-технической документации.

Риски, связанные с системой саморегулирования в любой отрасли хорошо известны – это высокая стоимость её внедрения и содержания, весьма высокая вероятность коммерциализации, конфликты интересов, а также недобросовестное отношение к компенсационным фондам. Тем не менее власти всерьёз настроены довести дело до конца и организовать СРО управляющих компаний, видимо, надеясь, что позитивный эффект превысит возможные издержки.

О таких намерениях неоднократно заявлял председатель профильного думского комитета Сергей Пахомов. Он отметил, что отраслевой Стратегии – 2030 и в практической работе изыскания, проектирование, экспертиза, строительство и эксплуатация перестали рассматриваться как отдельные процессы – всё это является этапами жизненного цикла объекта, которые связаны между собой. Согласно оценке профессионального сообщества, эксплуатация является наименее урегулированной стадией жизненного цикла, но в то же время наиболее длительной. Поэтому логично развивать систему саморегулирования на всём протяжении инвестиционно-строительного цикла, а также подумать о целесообразности её расширения на сферу ЖКХ и эксплуатации ОКС.

Заинтересованность в таком подходе выразил и Минстрой, о чём говорит уже обращение к экспертам НОПРИЗ с поручением разработки обсуждаемого законопроекта. Сегодня Национальное объединение изыскателей и проектировщиков выступает автором единственного варианта полноценной реформы в области саморегулирования ЖКХ. Ни со стороны общественных организаций, ни от чиновников, ни от самих коммунальщиков такого рода инициатив пока не поступало.

В перспективе правовые решения предстоит согласовать со всеми заинтересованными сторонами – и не приходится сомневаться, что время бурных дискуссий, с критикой и противоречивыми предложениями ещё предстоит. Будем ждать публикации проекта документа для широкой аудитории и изучать с интересом. Ведь коммуналка – это то, что касается всех 140-ка миллионов граждан нашей необъятной страны.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

04.10.24 в 08:04
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 2 оценках пользователей
  • Миледи
    Миледи 04.10.2024 в 13:17 пишет:

    Если из расчёта тарифов будут исключены экономически необоснованные средства на сумму 8,2 миллиарда рублей, то деньги вернут?! Или кому отдадут?!

    Ответить
    • Толябыч
      Толябыч 04.10.2024 в 13:50 отвечает пользователю: @Миледи

      Обязательно! Догонят и ещё вернут.

      А если серьёзно, то надо иметь большую смелось, чтобы пообещать закрыть такую дыру.

      Ответить
      Марк Андреевич
      Марк Андреевич 04.10.2024 в 23:32 отвечает пользователю: @Толябыч

      Кто-то это должен взять на себя. Иначе платить будем больше, а услуги качественные получать так и не начнем.

      Ответить
    Интересующийся
    Интересующийся 04.10.2024 в 15:00 пишет:

    А не станет ли от этого коммуналка ещё дороже? Теперь каждой УК надо будет платить взносы?

    Ответить
    Полианна
    Полианна 04.10.2024 в 17:35 пишет:

    Можно пожелать только удачи НОПРИЗ... Не знаю получится ли, не знаю как оно всё будет... Но, то что в ЖКХ бардак - 100%%%... И что-то с этим давно пора делать!!!

    Ответить
    Musyako
    Musyako 05.10.2024 в 09:25 пишет:

    Выглядит это так

    2vd1w2.jpg

    Ответить
САМ - АВТОР
Резерв для сдерживания цен
Дарья Мартынкина
25.12, 10:34 3 460
И суд встанет на сторону СРО
Добрило Мастеровой
24.12, 13:41 7 723
А денежки-то придётся вернуть!
Добрило Мастеровой
23.12, 11:59 4 912
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 1535
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 1811
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2946
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 3898
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 3794
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3960
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 4394
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4761
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 4539
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4753
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4741