Генеральный директор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС)
В прошлую пятницу, 28 октября, в Государственной Думе в рамках парламентских слушаний на тему «Законодательная поддержка инвестиционной активности в условиях санкционного давления» в очередной раз был поднят вопрос о необходимых российскому бизнесу мерах господдержки. Важной темой для обсуждения стала также актуальная проблема возврата государственного контроля за рынком строительных материалов и оборудования.
Ряд участников слушаний, среди которых председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлёв и заместитель министра экономического развития РФ Мурат Керефов, предложили адресовать эти и другие вопросы непосредственно участникам рынка.
Откликнувшись на предложение законодателей, мы, крупнейшая в СНГ Евразийская ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС), в период с 28 по 31 октября провели блиц-опрос среди 25-ти своих компаний-членов из числа крупнейших российских и белорусских производителей отопительного оборудования и комплектующих к нему. Результаты этого опроса совсем не настраивают на оптимистический лад (кстати, мы передали их в редакцию сайта За-Строй.РФ).
На наш взгляд, само понятие «поддержка инвестиционной деятельности» должно включать в себя не только преференции и гарантии будущим инвесторам, но и защиту уже сделанных инвестиций. Ведь российский бизнес с 2014 года вложил в создание новых современных производств отопительного оборудования десятки миллиардов рублей. Да и иностранцы локализовали в России свои передовые производства.
Эти инвестиции пока не только не принесли прибыль, они ещё даже и не окупились. Часть производств создана при поддержке государства, в том числе за счёт средств ФРП, Минэка, госсубсидий и так далее. Поэтому очень важно защитить эти инвестиции и обеспечить цивилизованное развитие рынка. А для этого нужен госнадзор не только за стройкой, но и за выпуском и обращением строительных изделий.
Бизнес, который мы представляем, одним из первых услышал призыв Президента России к импортозамещению и уже проинвестировал миллиарды рублей в создание новых производств радиаторов, конвекторов и других отопительных приборов.
Благодаря этим инвестициям в 20-ти регионах России появились самые современные заводы, а также десятки тысяч новых рабочих мест. За 8 лет отечественная продукция, занимавшая на рынке не более 20%, отвоевала по разным товарным группам от 55% до 90% рынка. Это стало возможным во многом благодаря включению отопительных приборов в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и государственному надзору за производством и обращением нашей продукции.
Но с июля 2021 года государство отказалось от функции надзора (248-ФЗ), и за минувший год мы в полной мере ощутили угрозу сделанным нашими компаниями-членами инвестициям со стороны недобросовестных участников рынка, производящих фальсифицированную продукцию.
Сложилась парадоксальная ситуация. Минэкономразвития России говорит о снижении нагрузок на бизнес. Однако в действительности отсутствие государственного надзора – это, скорее, подарок мошенникам и защита для фальсификаторов. А для добросовестных производителей – большая проблема. Ведь их фактически ставят перед выбором: либо перестать соблюдать государственные стандарты, либо закрываться.
Таким образом, мера, защищавшая добросовестный бизнес была упразднена как избыточная, а реальная финансовая нагрузка на прохождение процедуры в виде обязательной сертификации подтверждения соответствия ГОСТам при этом осталась. Речь про весьма внушительные суммы в миллионы рублей.
Минпромторг России подготовил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», предусматривающий возможность определения Правительством РФ уполномоченного органа по государственному надзору за выпуском и обращением строительных материалов и изделий. И мы считаем принятие этих изменений очень своевременной, нужной и важной мерой защиты для уже сделанных инвестиций.
Говоря о самой системе надзора, отраслевые общественные ассоциации готовы активно включиться в этот процесс. Вероятно, имеет смысл даже говорить о создании новой системы общественно-государственного контроля или надзора.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
02.11.22 в 16:24
Передовые производства разве нельзя выкупить? Как это сделали ИКЕА, Макдональдс, Зара и др.?
Мне кажется тут главное обстоятельство деньги, ну а второе это условие при котором бизнес уходит обратно западному владельцу.
Слушайте, ну понятно, я не готова комментировать необходимость госнадзора в целом, в частности понимаю, что схема рабочая. И тут остаётся «но»… При всем желании государство не может контролировать всё, это приводит к созданию таких контор как НОСТРОЙ и понятно чем заканчивается…