Top.Mail.Ru

Время обновления для ЖКХ

Уже этой осенью в жилищно-коммунальном хозяйстве России могут начаться радикальные преобразования

292
4
Время чтения 4 минуты
28.08.2025

Цель поставлена амбициозная – из чёрной дыры, где исчезают деньги граждан, превратить ЖКХ в реальную отрасль экономики. О том, какие изменения нас ждут, рассказал заместитель председателя Экспертного совета по ЖКХ при комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, исполнительный директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединённый жилищно-коммунальный Совет» Марк Геллер. Полное интервью с Марком Витальевичем выйдет в сентябрьском номере журнала «Вестник НОПРИЗ». А пока наши коллеги из данного издания любезно разрешили приоткрыть завесу тайны и опубликовать ключевые мысли из этой, в высшей степени интересной беседы.

***

Реформирование ЖКХ – комплексная работа

Она ведётся уже не первый год параллельно сразу по широкому спектру задач, связанных с модернизацией всех сегментов отрасли. Уже несколько лет плотно вовлечён в эту системную работу, и новые должности – это не старт новых активностей, а органичное продолжение текущей деятельности, но теперь уже с новыми возможностями и ресурсами. Поэтому, рассчитываю, что эффективность и результативность при таком совмещении только возрастут.

Конечная цель – повышение качества услуг для населения, которого можно достичь через грамотное правовое регулирование, значение которого трудно переоценить. Ведь именно оно позволяет сбалансировать интересы всех участников отрасли, минимизировать почву для конфликтов между ними, а в случае их возникновения – культивировать эффективные способы разрешения.

Что ждёт управляющие компании?

Во-первых, усиление контроля за управляющими организациями и совершенствование системы управления МКД. Это потребует объединения всех действующих нормативных актов в один обязательный документ, который будет включать, в том числе, общие обязательные стандарты управления.

Во-вторых, повышение прозрачности отчётности управляющих организаций перед собственниками помещений в МКД, в частности, установление обязанности УО предоставлять отчёт о проделанной работе по фиксированной форме. Отнесу сюда также исключение возможности подделывать протоколы общих собраний.

В-третьих, отладка государственного учёта жилищного фонда. Это свяжет техническую эксплуатацию с экономикой управления. Нужна реформа контрольно-надзорной деятельности ГЖИ, включая оптимизацию полномочий этих органов.

Это далеко не всё, перечень инициатив и начинаний довольно обширен, и они тесно связаны между собой. Реализация этого комплекса мер поможет улучшить качество управления МКД, но потребует чёткой координации между государством, участниками рынка и собственниками.

Новый подход к ресурсоснабжающим организациям

Мы предлагаем целый ряд законодательных инициатив, по некоторым достигнуто понимание, и они будут рассмотрены российским парламентом уже в этом году. Например, мы предлагаем установить на уровне федеральных законов возможность включения в инвестиционную программу всех мероприятий инвестиционного характера, в том числе, не связанных с объектами теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Другая инициатива – не применять в 2025 году положения федерального законодательства о непревышении объёма финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ, над объёмом таких потребностей, определённым в соответствии с НЦС. При установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, а также платы за подключение, стоимость мероприятий по строительству, реконструкции объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предлагаем определять исходя из рыночных цен, сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, подтверждённых договорами поставщиков, подрядчиков, а в случае их отсутствия – на основе федеральных единичных расценок и (или) территориальных расценок. И вообще правильным будет придать этим нормам постоянный характер.

Также предлагаем обеспечить получение данных о потребителях коммунальных услуг поставщиками таких услуг из ГИС ЖКХ. Именно на этой единой платформе должна консолидироваться вся информация, необходимая организациям ЖКХ для выполнения своих функций, в том числе для взыскания задолженности за предоставленные услуги и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. В качестве решения было бы правильным установить для организаций ЖКХ исключение из общего запрета доступа к персональным данным.

НОК для ЖКХ

Требования к руководителям управляющих организаций и руководителям региональных операторов капитального ремонта нуждаются в пересмотре. Сегодня таким лицам достаточно иметь высшее юридическое, экономическое или отраслевое образование, один раз перед вступлением в должность сдать квалификационный экзамен и далее не попадать в реестр дисквалифицированных лиц. Сейчас для проведения экзамена Минстроем России утверждаются 200 вопросов. Все они есть в открытом доступе. При этом правильные ответы никем не оцениваются и не утверждаются, что заведомо ставит под сомнение объективность решения о результатах сдачи экзамена. К председателю ТСЖ и ЖСК какие-либо квалификационные требования вообще отсутствуют, им может стать любой собственник помещения в МКД с высшим образованием.

Мы предлагаем ввести требование о периодическом подтверждении квалификации. А также создать соответствующие центры оценки квалификации (ЦОК). Они будут проверять подлинность документов об образовании и опыте работы. Вопросы и ответы для проведения экзамена должны быть закрыты, для сдачи экзамена потребуются реальные квалификационные знания. Комплекты оценочных средств будут ежегодно пересматриваться и утверждаться СПК ЖКХ. Это обеспечит реализацию принципов актуальности и объективности.

Внедрение НОК позволит сформировать реальный реестр специалистов всех уровней. Это, в числе прочего, поможет оценить объём дефицита кадров в отрасли. Также будут налажены учёт и понимание кадрового ресурса, работающего в отрасли, аналитика по его распределению среди участников рынка.

И, конечно, инфраструктура!

Приоритеты заданы чётко – это обновление инфраструктуры ЖКХ, улучшение качества городской среды, повышение эффективности управления жилищным фондом, а также цифровизация и оптимизация административных процедур, рост инвестиций и увеличение вклада в ВВП страны.

Не забываем, кстати, и о социальной составляющей – о проблемах эксплуатации и управления объектов социальной инфраструктуры. В стране только школ – 40 тысяч. И важно обеспечить правовое регулирование и актуальные требования к эксплуатации таких объектов. А заодно и должное финансирование эксплуатации объектов, созданных с участием средств бюджетной системы. Нужны и новые полномочия для органов государственного контроля в сфере эксплуатации зданий и сооружений, а также введение императивных норм об обязательности и периодичности проведения обследования состояния зданий социального назначения.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы благодарим своих коллег из журнала «Вестник НОПРИЗ» и лично Марка Витальевича за возможность ознакомить наших читателей с его мнением о преобразованиях в одной из самых сложных отраслей российской экономики. А от дорогих читателей, конечно, ждём комментариев на нашей дискуссионной площадке!

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Полианна

    ЖКХ не изменится в лучшую сторону никогда....

    28.08.2025, 17:02
    • Северный Олень
      отвечает пользователю

      @Полианна, куда же делась вера во всё хорошее? :=)

      28.08.2025, 17:31
      Толябыч
      отвечает пользователю

      @Северный Олень, надо сойти с ума, чтобы верить в то, что лучшее и ЖКХ могут стоять рядом

      28.08.2025, 19:00
    Musyako

    wr-960.webp

    Или так, или я отказываюсь верить в институт ЖКХ

    28.08.2025, 21:55