Top.Mail.Ru

Дорожникам протянут руку помощи

Российские власти решили-таки всерьёз отнестись к тревожным сообщениям строителей дорог и готовятся оказать меры реальной поддержки

5342
9
Время чтения 3 минуты
27.08.2025

Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин утвердил план действий по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства. Документ был разработан по просьбе Национальной ассоциации инфраструктуры компаний (НАИК). Эта общественная организация объединяет крупнейшие предприятия отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Автобан», «Трансстроймеханизацию».

Официально программа пока не опубликована, однако наши коллеги из РБК сообщили, что реализация необходимых мер будет проходить в 2025-2026 годах. Сами предложения затронут вопросы, связанные как с ценообразованием контрактов, так и с финансированием, исполнением, казначейским и банковским сопровождением соглашений в сфере строительства. Их разработкой НАИК занималась вместе с федеральными органами власти.

План мероприятий согласовали в середине августа. Всего в него вошло около полутора десятков предложений. Для поддержки инфраструктурных подрядчиков, как следует из документа, планируется проработать вопрос о возможной компенсации затрат на оплату процентов за пользование займами, привлекаемыми для целей досрочного исполнения контракта. Кроме того, будет рассмотрена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета и банкам, которые выдали строителям кредиты по льготной ставке.

Таким образом, дорожники смогут возместить недополученные доходы по подобным ссудам, говорится в плане мероприятий. Субсидии предлагается выдавать по договорам со сроком погашения не позднее трёх месяцев после окончания действия контракта. Будет рассматриваться вариант и об осуществлении ежемесячных выплат уполномоченным банкам с момента принятия решения о предоставлении субсидии до окончания срока действия кредитного соглашения.

В плане мероприятий ещё предложено утвердить типовые условия контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на проведение строительного контроля. Там же говорится, что будет обсуждаться и возможность снижения размера обеспечения гарантийных обязательств по договору по мере их истечения на отдельные виды работ.

Снизить нагрузку на компании, занимающиеся возведением дорог, поможет и обновление норм сметной прибыли. Этому будет способствовать и пересмотр порядка учёта дополнительных затрат, возникающих в ходе строительства инфраструктурных объектов. Здесь предполагается учитывать расходы на устройство дорог вдоль трассы и на возведение титульных зданий и сооружений при строительстве магистралей с использованием передвижных асфальтобетонных заводов.

Среди других решений – расчёт актуальной заработной платы в соответствии с «реальными рыночными показателями оплаты труда», следует из документа. Ранее НАИК предлагала установить для отрасли актуальную нормативную зарплату для рабочих первого разряда. Она должна была учитываться при формировании цены госконтракта: расчёте накладных расходов, сметной прибыли, заработных плат рабочих иных разрядов и итогового фонда оплаты труда.

По оценке специалистов ассоциации, из-за отсутствия актуального норматива заработной платы общая недооценка себестоимости строительства достигает 19%, что увеличивает финансовую нагрузку на подрядные компании, которые вынуждены привлекать дорогие кредиты и доплачивать сотрудникам до рыночного уровня за счёт собственной прибыли.

Добавим, что в конце 2024-го и начале 2025-го НАИК направляла предложения по мерам господдержки предприятий в федеральные органы власти. В частности, Правительству России предлагали разрешить направлять часть авансов по госконтрактам на банковские депозиты, разрешить менять существенные условия контрактов по соглашению сторон, не устанавливать требования обеспечения государственных и муниципальных контрактов. В противном случае отрасль ждут банкротства подрядных компаний и «массовое высвобождение» персонала и техники, предупреждали в ассоциации.

В июне НАИК сообщала, что почти половина системообразующих компаний отрасли инфраструктурного строительства находится на грани банкротства. В своих данных организация ссылалась на данные мониторинга, который проводило Министерство экономического развития РФ при участии Федеральной налоговой службы России. Тогда выяснилось, что 47% от списочного количества компаний отрасли находятся в предбанкротном состоянии, а ещё 35% – «в группе высокого риска». Похоже, что российские власти решили всерьёз отнестись к тревожным сообщениям со стороны автодорожников и готовятся оказать меры реальной поддержки.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Полианна

    Всё равно найдут как эту гос поддержку в нужное русло запустить..... Совершенно не беря в расчёт тот же ФОТ....

    27.08.2025, 15:00
    • Толябыч
      отвечает пользователю

      @Полианна, надо контролировать. Без контроля всё разворуют.

      27.08.2025, 19:54
      Федор
      отвечает пользователю

      @Полианна, для того, чтоб не разворовывали, все позиции в сметах должны быть расшифрованы, а особенно - накладные расходы. И кстати говоря, вопрос к этим "умникам"-работодателям: а какого собственно хрена подоходный налог зачастую, если не всегда, платится из ФОТ, если должен платиться из НР? Поэтому хотя бы по строительным госконтрактам 44-фз и договорам 223-фз ГИТ и ФНС должны проверять доведение сумм до исполнителей. Деньги бизнеса в смете - только сметная прибыль, остальную прибыль пусть получает из интенсификации и эффективности техпроцесса.

      28.08.2025, 08:37
      Полианна
      отвечает пользователю

      @Федор, не помню.... Вы читали историю как один умник выписывал премии сотрудникам и забирал их???? А их таких оооочень много....

      28.08.2025, 17:05
    Федор

    Таааааак падаажжиииии.... Ерунда какая-то - доплачивать зарплату до рыночного уровня. Большего бреда в жизни не слышал. Пусть не врут - у НПС и Крапивина жизнь неплохо идёт: финансовые показатели за 2024 год выручка 38,8 млрд руб., чистая прибыль 31 млрд руб. И у АО Дороги и мосты, и ООО 1520 тоже всё ок. Просто не надо раздувать штат экономистов в строительстве. Если экономист рулит стройкой и строительной конторой - это пиши пропало: там никогда не будет ни нормальных условий, ни профессионального качественного инструмента, ни грамотно выстроенного техпроцесса.

    27.08.2025, 22:49
    • Марк Андреевич
      отвечает пользователю

      @Федор, без экономистов и финансистов ни один бизнес теперь дела не ведет.

      27.08.2025, 23:17
      Федор
      отвечает пользователю

      @Марк Андреевич, одно дело вести, а другое - когда экономят на том, что работодатель обязан обеспечивать, особенно вахтовым методом, которым сейчас ведётся почти 100% строек в стране: проживание, питание, условия и технологию без ползания в грязи и по обледенению, инструментах, и т.д. и т.п. Ни в одной конторе, даже таких крупных, я не видел, чтоб были нормальные условия. Везде всё через ж..., зато целый штат кадровиков, ничего не понимающих в твоей профессии и опыте, но отказывающих при собеседованиях и переходе на должность, и целая когорта экономистов и планировщиков, которые в этой ситуации как паразиты, присосавшиеся к процессу.

      28.08.2025, 08:30
      Марк Андреевич
      отвечает пользователю

      @Федор, позиция работодателя и работника всегда будут диаметрально противоположными.

      29.08.2025, 22:21
    Федор

    И кстати говоря, считал и всегда буду считать, что СИЗы для ОТ должны быть в ресурной части сметы, а не в накладных расходах. Exempli gratia - для работы с УШМ ни у кого не видел и не слышал, чтобы были антивибрационные перчатки и одноразовые (индивидуально выданные) беруши. Так что пусть этот НАИК над этим еще поработает.

    28.08.2025, 09:08