РТН умывает руки?
Ростехнадзор предложил возродить СРО в лифтовой отрасли и возложить на них ответственность за ситуацию с подъёмниками
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) считает, что необходимо ввести механизм саморегулирования или лицензирования для организаций, занимающихся монтажом, ремонтом, техобслуживанием и эксплуатацией лифтов. С такой инициативой на днях выступил заместитель руководителя ведомства Вадим Сергеев в ходе круглого стола в Совете Федерации, который был посвящён защите прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг. По мнению чиновника, это позволит повысить безопасность подъёмных устройств.
Аргументировал своё мнение Вадим Иванович следующим образом. В России зарегистрировано более 595.000 лифтов, в том числе в многоквартирных домах и различных организациях. На сегодняшний день поменять надо свыше 71.000 лифтов. К 2030 году количество отслуживших свой срок подъёмников увеличится до 106.500.
За девять месяцев 2025 года по согласованию с прокуратурой в лифтовом хозяйстве провели около 446-ти проверок. Состоялось 2,3 тысячи профилактических мероприятий, выявили больше 6,5 тысячи нарушений обязательных требований. Вынесено 172 предупреждения, назначено 2,5 миллиона рублей штрафов.
Представитель РТН отметил, что ситуация «управляемая, но требует внимания». Эффективные решения принимают на уровне Федерации и регионов. Действуют программы по замене и модернизации лифтов. Ростехнадзор предлагает принять новые меры, направленные на повышение качества и надёжности лифтового обслуживания.
И вот для того, чтобы гарантировать безопасность на глазах ветшающего лифтового хозяйства, надзорное ведомство как раз и направило предложение Правительству РФ – рассмотреть вопрос о введении механизма или саморегулирования, или лицензирования в отношении организаций, работающих в сфере монтажа, ремонта, технического обслуживания, эксплуатации лифтов.
Сейчас указанная деятельность никак не регулируется, а количество таких организаций растёт. Информация о качестве их работы и соответствии персонала требованиям отсутствует. Новые правила позволят повысить качество монтажа, ремонта и обслуживания лифтов. По словам господина Сергеева, российский Кабмин уже рассматривает эту инициативу.
Также в РТН хотят создать единую цифровую платформу данных о лифтах. В идеале она позволит отслеживать каждое устройство с момента изготовления на заводе до демонтажа и утилизации. Платформа поможет оперативно получать информацию о техническом состоянии лифтов и принимать упреждающие меры, чтобы избежать аварий.
Инициатива о саморегулировании для лифтовых организаций выглядит достаточно спорной. Как известно, в России уже был период отраслевого саморегулирования, когда существовали специализированные СРО дорожников, метростроевцев, атомщиков и, в том числе, лифтовиков. Например – почившая в бозе Ассоциация «Межрегиональное объединение лифтовых организаций» (СРО «МОЛО») Ивана Дьякова. В связи с реформирование системы строительного саморегулирования объединилась с Союзом «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (СРО «МООСС»), куда перешли все члены «МОЛО», и в 2017 году прекратила своё существование, как юридическое лицо.
С тех пор отдельные активные саморегуляторы пытались возродить отраслевые организации, в частности, в дорожной и атомной отрасли, – но всякие раз получали однозначно отрицательную реакцию Минстроя России.
Сегодня компании, занимающиеся ремонтом, монтажом и обслуживанием лифтов состоят в строительных СРО на общих основаниях, проходят проверки и несут ответственность, в том числе и за счёт средств компенсационных фондов. Не вполне понятно, почему в РТН неожиданно возникла идея возродить саморегулирование в отдельно взятой лифтовой сфере.
Инициатива очень похожа на попытку чиновников Ростехнадзора умыть руки и переложить ответственность за контроль специализированных предприятий на СРО. Мол, давайте-ка, вы будете сами себя проверять и сами нести ответственность, а мы ограничимся сугубо бумажными проверками саморегулируемых организаций.
При этом очевидно, что появление ещё одной структуры в виде отраслевой системы СРО никак не поможет ни продлить срок службы лифтов, ни заменить устаревшее оборудование. Единственный результат, которого удастся достичь таким образом – это подорожание ценников на обслуживание лифтового оборудования. Не будем забывать и о средствах, которые придётся вынуть из реального сектора для того, чтобы сформировать компенсационные фонды СРО и разместить из в банках. Так не лучше ли будет вложить эти же деньги в замену устаревших лифтов вместо того, чтобы создавать новые сущности?
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Интересно сколько будет СРо лифтовиков?
Когда строительные СРО формировались их было 3....
А мне вот кажется, что толком ничего не изменится, просто появятся новые конторы для откатов и контроля, отчетов и сбора данных, как лифты хорошо живут у нас
Никто не хочет ответственности?