Наши коллеги из пресс-службы Национального объединения изыскателей и проектировщиков передали нам комментарий президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова относительно той большой работы, которою проводит Государственная Дума по совершенствованию системы саморегулирования в важнейшей отрасли России. Приводим дословно мнение Анвара Шамухамедовича:
Необходимость принятия Госдумой пакета законопроектов, направленного на реформирование системы саморегулирования в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, назрела уже давно.
Предлагаемые изменения носят комплексный характер и охватывают весь институт саморегулирования, главным является усиление ответственности не только саморегулируемых организаций, но и Национальных объединений.
Данная инициатива была выдвинута и сформулирована Минстроем России при активном участии и поддержке Национальных объединений – НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Очевидно, что саморегулирование – это живой, подвижный механизм, который требует регулярной донастройки в соответствии с возникающими потребностями отрасли.
Весь 2024 год в тесном сотрудничестве с профильным комитетом Госдумы под руководством Сергея Пахомова, Министерством строительства и ЖКХ РФ под руководством Ирека Файзуллина, Национальные объединения СРО проводили масштабную работу по анализу состояния системы саморегулирования в строительной отрасли, определению направлений, требующих корректировки. НОПРИЗ вёл серьёзную работу с Главгосэкспертизой России по выявлению допущенных ошибок специалистами при проведении инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Мы учли экспертное мнение всех участников системы саморегулирования в строительной отрасли и в результате получили ёмкий федеральный закон, предполагающий формирование полноценной системы контроля и ответственности СРО и Национальных объединений.
Особенно значимым считаю то, что вводятся федеральные стандарты, устанавливающие требования к членству в саморегулируемых организациях, которые будут согласовываться Минстроем и Минэкономразвития, вводится упрощённый порядок исключения саморегулируемых организаций из Госреестра, административная ответственность Национальных объединений и устанавливается персональная ответственность руководителей СРО, вплоть до возможности дисквалификации.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Вот Шамузофаров говорит о том, что все поправки учитывались экспертным мнением саморегулируемых организаций. В связи с этим вопрос: экспертное мнение каких СРО донесло идею или поддержало её о том, что необходим упрощённый порядок исключения саморегулируемых организаций из Госреестра?
да да, огласите весь список СРО пожалуйста....
Лично я в сегодняшнем НОСТРОЙ злоупотреблений в части контроля за СРО не ожидаю. А уверенности в том, что их не будет после ухода Глушкова с его нынешнего поста, у меня нет.
Где же тогда все эти эксперты?
У нацобъединений нет функции контроля за СРО
В Госдуму внесут пакет законопроектов, направленный на регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства, в том числе, предполагающий введение федеральных стандартов, устанавливающих требования к СРО. Законопроект также предусматривает упрощенный порядок исключения из госреестра недобросовестных структур и увеличение ответственности их руководителей.
Пакет законопроектов внесут на рассмотрение парламента члены Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев и Сергей Колунов во главе с председателем Комитета Сергеем Пахомовым. Изменения предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ, а также в КоАП РФ.
«В течение 2024 года мы неоднократно обращали внимание и Минстроя России, и национальных объединений на необходимость проработки следующего этапа реформирования системы саморегулирования в целях формирования полноценной системы контроля и ответственности. Должен отметить оперативную работу Минстроя России в этой части – в достаточно короткий срок мы совместно проанализировали проблемы и выработали консолидированные решения. НОСТРОЙ и НОПРИЗ не оставались в стороне и принимали участие в этой работе», – пояснил РИА Новости Сергей Пахомов.
Депутаты предлагают ввести административную ответственность национальных объединений СРО и расширить ответственность самих СРО (за прием в состав саморегулируемой организации лица, не соответствующего установленным требованиям, за непринятие мер по исключению такого лица из СРО, за нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия), а также ввести персональную ответственность руководителей СРО, кроме того, предусматривается их дисквалификация на срок от одного года до трех лет за повторные нарушения.
Помимо прочего, в законодательстве будет закреплено право Минстроя направлять в национальные объединения обязательные к исполнению уведомления о недопустимости нарушения установленных требований участниками строительства.
Также авторы инициативы предлагают упростить процедуру исключения сведений о СРО из госреестра: «в случае несоответствия количества членов СРО, размера компенсационного фонда и нарушений регионального принципа формирования, Ростехнадзор на основании заключения Национального объединения сможет принять соответствующее решение во внесудебном порядке без проведения внеплановой проверки».
Иногда в некоторых организациях числятся подрядчики, завершившие свою деятельность, или те, кто не обладает компетенцией для работы на рынке. В этом случае правильным дополнением станет введение административной ответственности руководителей СРО и их объединений, считает соавтор законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
Система СРО в стройиндустрии существует с 2009 года. Без членства в такой организации компаниям практически невозможно получить крупные контракты, где заказчиком выступает не только государство, но и коммерческие девелоперы. Это снижает риски неисполнения договоров, поскольку в таком случае заказчик может претендовать на возврат средств из компенсационного фонда СРО. Из этого же источника должны быть выделены средства в случае некачественного исполнения подрядчиками строительных работ.
Фонд пополняется за счет взносов членов СРО. Сейчас в таких фондах аккумулировано 11,3 трлн руб., говорится в материалах к законопроекту. В отрасли действует 452 саморегулируемые организации, в которые входят 175,1 тыс. членов. Из них около 100 тыс. специалистов занимаются непосредственно строительством, 55 тыс. — проектированием, около 19 тыс. — изыскатели, добавляет глава думского комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Назрела упрощенная процедура исключения из госреестра недобросовестных СРО, считает в свою очередь глава НОСТРОЙ Антон Глушков.
Внесение изменений в законодательство стало необходимым, так как зачастую работа СРО сводится к набору формальных действий как по организации своей деятельности, так и по контролю за своими членами, отмечает Владимир Кошелев. Кроме того, СРО не всегда оперативно принимают решения в отношении надзорной деятельности за своими членскими организациями, говорит Антон Глушков. По его мнению, это приводит к тому, что такие организации начинают недобросовестно исполнять свои обязательства, из-за чего страдают потребители.
Сначала руки свяжут, а потом про формальность говорят.
Я в целом может и не против идей законопроекта. НО - где критерии недобросовестных СРО?
Их нет. И ни одной СРО нет кто-бы в своей деятельности не допустил ошибок. Значит все СРО недобросоветные? Отлично. Принимаем закон и сразу всех исключаем нафиг...
Сколько меня шпыняли за упоминания «коммерческих СРО»…. Типо нет критериев… Вот так и тут…
Как власти нравятся реформы,
Без них, наверно, скучно жить,
Пообсуждают для проформы,
А дальше, вся страна, держись!
Реформы дружною толпою,
Ворвались в добрый старый лес,
А нужно ль теребить страною?
Не важно, главное - процесс!
(с.)
Вот же профессиональный балабол.. Что до реформы: конечно, она нужна. Но нужно выявить главные проблемы: кадры, торговля спецами, отсутствие внятного механизма контроля за членами (все эти доморощенные "открытые источники" просто лажа) и работа с заказчиками - ФКР в первую очередь, который, раздавая бюджетные по сути деньги, никак не заботится о проверке контрагента, не исполняет минимального надзора за работами, а просто ждет абзаца, а потом спокойненько обращается в суд за средствами КФов.
Всех собак на сро повесить, конечно, можно (в отсутствии какой-то даже минимальной ответственности нацобов я не сомневаюсь). И "упрощенно" всех почистить. А дальше-то что?
"Саморегулирование – это живой, подвижный механизм, который требует регулярной донастройки".
Никакая донастройка саморегулированию в строительстве не поможет. Только самороспуск.