Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение строителей Кировской области» (Ассоциация СРО «ОСКО») на своём официальном сайте опубликовала ответ на своё письмо Президенту России Владимиру Путину. Это обращение в адрес Главы государства было направлено в феврале, и касалось оно заложенных в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ мотивов для демпинга со стороны недобросовестных подрядчиков в области строительства.
В ситуации, когда основная часть критериев при выборе подрядчика приходится на предложенные им ценовые условия, и заметно меньшая часть – на его опыт и квалификацию, у недобросовестных участников рынка возникает соблазн предложить очень низкую цену за выполнение подряда, чтобы выиграть торги и получить заказ.
Но качественно выполнить работу с таким низким бюджетом они не могут. В итоге контракт расторгается, возникает необходимость в поиске нового подрядчика, сроки строительства серьёзно увеличиваются. Устранить проблему может пересмотр критериев, которые используются при оценке претендентов на получение подряда, чтобы большее значение придавать опыту подрядчика, который делает своё предложение на торгах.
Ответ на обращение к Президенту России саморегуляторы получили от Министерства финансов РФ, подписанный заместителем директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Натальей Конкиной. Она сообщает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции (здесь и далее – выделено Минфином) между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В этой связи Минфин отмечает, что снижение начальной (максимальной) цены контракта способствует реализации принципа эффективности осуществления закупок и обеспечивает экономию бюджетных средств.
В отношении качества выполнения подрядных работ по строительству департамент отмечает, что проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, разработанной с учётом методик и нормативов строительных работ и утверждённой в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации. Следовательно, победитель закупки на выполнение подрядных работ по строительству выполняет работы в соответствии с условиями проектной документации.
При этом в целях недопущения участия в закупках недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) положениями 44-ФЗ предусмотрена необходимость установления к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительных требований, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определённого уровня квалификации для исполнения контракта. Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2571.
Таким образом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена обязанность предъявления дополнительных квалификационных требований к участникам закупок на выполнение отдельных видов строительных работ в отношении объектов капитального строительства, линейных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, а также в отношении дорожных сооружений.
Госпожа Конкина также напоминает, что положениями части 2.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ установлена «универсальная предквалификация», предусматривающая, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования, в соответствии с частью 2 указанной статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учётом правопреемства) в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключённого в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора.
Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта. Положения указанной нормы направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в закупках, и исключение участия в государственных и муниципальных закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
В завершении письма отмечается, что предусмотренные 44-ФЗ антидемпинговые меры направлены на недопущение заключения контракта с участниками закупок, необоснованно занижающими цену контракта, и которые предусматривают обязанность предоставить полуторное обеспечение исполнения контракта, а также информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки.
Помимо необходимости предоставления полуторного обеспечения исполнения контракта участником закупки, предложившим цену контракта на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, статьёй 37 Федерального закона № 44-ФЗ, предусмотрен запрет на выплату аванса по контракту, заключаемому с таким участником закупки. Таким образом, вышеуказанные аптидемипинговые меры позволяют подтвердить добросовестность участника закупки, а также защитить заказчика от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих товар, работу или услугу по необоснованно низким ценам.
На основании изложенных аргументов заместитель департамента Минфина делает вывод, что законодательством о контрактной системе в сфере закупок установлена всесторонняя и объективная система необходимых механизмов, направленных на эффективное осуществление государственных и муниципальных закупок, в том числе подрядных работ по строительству. И отмечает, что любые предложения о внесении изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны быть рассмотрены с учётом анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость внесения предлагаемых изменений.
Интересно, что думаете об ответе главного финансового ведомства Вы, дорогие наши читатели и эксперты? С нетерпение ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Хорошо, когда у Минфина всё хорошо, плохо, что при этом у подрядчиков всё плохо. И если даже всё время им говорить, что у них всё хорошо, лучше им не станет.
Да Минфин с ФАС вообще интересные товарищи. Отвечают, что конкуренция должна быть добросовестной. Площадки обязаны проверять документы - пп "г" п.4 ПП РФ 1202, ч. 13 и 15 ст. 24.2 44-ФЗ. Допускают кого попало, потом сбрасывают эти "редиски" на торгах цену и сливаются, а подрядчик добросовестный остаётся со сброшенной в незаконной конкуренции ценой вместо НМЦК. Бестолковые. Или допускают на торги со вторым уровнем СРО участников с первым уровнем СРО; на торги с первым уровнем СРО участников без СРО. Опять сброс и опять редиски в сторону, а добросовестный сидит и думает "нафига я сбрасывал вообще". А у Минфина и ФАС всё хорошо, так и должно быть, не нужны изменения в 44-ФЗ. Здесь не хватает фразы Лаврова.