Министерство строительства и ЖКХ РФ представило проект нового закона об архитектурной деятельности. Как отмечается в опубликованных на портале проектов нормативных актов сопроводительных материалах к документу, принятый в 1995 году действующий федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» устарел и требует актуализации. Его предлагается признать утратившим силу.
Отмечается, что действующий закон не ориентирован на рыночную систему, ограничивает сферу услуг и профессиональной ответственности архитектора, регулирование деятельности архитекторов сведено к минимуму. Положения действующего закона, регулирующего правоотношения в сфере архитектурно-строительного проектирования, не применяются на практике или применяются в части, не противоречащей Градостроительному и Гражданскому кодексам РФ.
Разработанный законопроект предусматривает упрощение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в архитектурной сфере, а также повышение роли главных архитекторов российских регионов и муниципалитетов. В частности, документ определяет круг полномочий и пределы ответственности ГАПов. Он устанавливает, что главный архитектор субъекта Российской федерации должен занимать должность руководителя или первого заместителя регионального органа исполнительной власти в области архитектурной деятельности, а главный архитектор муниципального образования – только должность руководителя органа местного самоуправления в этой сфере.
Также законопроект определяет субъекты архитектурной деятельности и закрепляет сами понятия «архитектурная деятельность», «архитектурное решение», «архитектурный проект», «архитектурный объект», «архитектор», «главный архитектор проекта». Так, согласно документу, «архитектор – это физическое лицо, имеющее высшее архитектурное образование и осуществляющее архитектурную деятельность на профессиональной основе».
Кроме того, законопроектом вносится ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ. В частности, предусматривается, что архитектурная часть правил землепользования и застройки и проект планировки территории до направления их на публичные слушания или общественные обсуждения подлежат согласованию с главным архитектором муниципалитета.
Также вводится норма, чтобы при подготовке градостроительного регламента для исторических поселений предельные параметры разрешённого строительства или реконструкции предусматривали требования к архитектурным решениям, распространяющиеся на цветовые решения, стройматериалы, объёмно-пространственные и архитектурно-стилистические характеристики, влияющие на внешний облик объектов, композицию и силуэт застройки населённых пунктов. Применительно к иным территориям необходимость отражения в предельных параметрах требований к архитектурным решениям, согласно законопроекту, будет определяется главой местной администрации.
В пояснительных записках только не указывается о том, сколько многолетних мытарств выдержал данный законопроект и сколько сил профессиональное сообщество потратило, чтобы он, наконец-то, стал нормативно-правовым актом…