О том, что рынок труда в России, а в особенности в строительной отрасли, мягко говоря, выглядит специфически, было известно давно. С началом коронавирусных ограничений и сокращения стабильного потока дармовой рабочей силы из республик бывшего СССР эта специфика стала видна во всей неприглядной красе. Неожиданно выяснилось, что наши орлы-застройщики могут возводить свои миллионы квадратных метров только за счёт армии бесправных рашидов и джамшутов. А вот работать со своими российскими рабочими им почему-то не хочется.
В итоге возник парадокс. Граждане жалуются на растущую безработицу, в то время как директора и владельцы фирм плачут по поводу кадрового голода. При этом одни не хотят идти работать за такие копейки, которые предлагает работодатель, а другие не хотят платить такие зарплаты, которые могут заинтересовать работника. В качестве примера можно привести оценку по Приморью от наших коллег из ИА PrimaMedia. Безработица по региону выросла в два раза, но при этом на каждого соискателя приходится больше одной вакансии!
По состоянию на 1 ноября 2020 года в Приморье числилось 21.513 официально зарегистрированных безработных, в 2,4 раза больше, чем в ноябре 2019-го. Во Владивостоке этот показатель вырос в 5,4 раза и к 1 декабря составил 2.928 человек. Нагрузка на 100 вакансий, заявленных организациями города, – 13,5 человека.
В то же время в крупных городах Приморья на одного безработного приходится до двух вакантных рабочих мест. В органы службы занятости населения работодателями заявлено 63.783 вакантных рабочих места. Особенно силён кадровый голод в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. Примерно три четверти от общего количества заявленных вакансий предназначены для рабочих профессий.
Особенно острый кадровый дефицит испытывает строительная отрасль, которая пережила двойной удар – новые квоты на иностранную рабочую силу и отток мигрантов из-за пандемии.
Например, руководитель компании ООО «Дальневосточный завод «Эколос» Дмитрий Бобков пожаловался:
Наша компания наняла субподрядную организацию для выполнения строительных работ. Из-за отсутствия мигрантов субподрядчик не смог найти квалифицированную рабочую силу. На корейцев и китайцев пока рассчитывать не приходится, а русские работники в большом дефиците. Проблема до сих пор не решилась полностью.
Как показывает мониторинг агентства, ситуация широко распространённая. Немало проектов отстали от графика и даже оказались под угрозой срыва именно из-за нехватки рабочих рук. А между тем, в том же Приморском центре занятости сообщают о высоких зарплатах строителей. Бетонщик в среднем получает 46,7 тысячи рублей, арматурщик – 61 тысячу, каменщик – 59 тысяч, монтажник – 49 тысяч рублей.
В строительных саморегулируемых организациях Приморья подтверждают, что зарплаты действительно высокие, и дефицит кадров присутствует. В частности, в одной из местных СРО на правах анонимности поделились своими данными о расценках:
В районе 100 тысяч рублей в основном зарабатывает инженерный состав высокой квалификации – организаторы строительства, руководители проектов, те, кто осуществляет строительный контроль. А есть ещё мастера, начальники участков. У них зарплата порядка 70-80-ти тысяч рублей. Рабочие могут получать и 50, и 60, и 70 тысяч в зависимости от должности и объёмов работ.
Однако стоит немного присмотреться к реальной ситуации, как всё оказывается уже не столь радужно. В объявлениях работодатели привычно приукрашивают свои возможности, указывают зарплату «грязными» до вычета налогов или вместе с премиями, которые при спущенных нормативах, практически невозможно заработать.
А если идти ещё дальше – то выясняется неприятная правда о нарисованной на коленке проектной документации, некачественных материалах, с которыми предстоит работать строителям, заниженных сметных расценках, где рассчитана стоимость выполнения работ. И далее – зарплата в конвертах, многомесячные задержки выплат, отсутствие официального трудоустройства и социальных гарантий. А то и вообще высокая вероятность не получить ничего по итогам выполненной работы. Если гастарбайтеры готовы работать даже на таких условиях, то местные рабочие предпочитают искать счастья в других отраслях и регионах. Вместо того, чтобы тратить своё здоровье на местных стройках с высокой вероятностью в итоге остаться без оплаты.
Те же представители СРО, понятно, предлагают вникнуть в положение застройщиков и подрядчиков – мол, им самим тяжело, компании оказались в экономическом кризисе. Выживать сложно. И если задерживают зарплату, то делают это не по своей вине, а из-за заказчика. Но рабочие строительных специальностей в положение вникать не хотят. Хотя бы по той причине, что ни работодатель, ни заказчик, в случае чего в их положение тоже вникать не будет. Ничего личного, только рынок. И в итоге сохраняется всё то же положение, когда одна сторона сидит без работы, а вторая без работников, выжидая дешёвых и сговорчивых мигрантов.
Стоит отметить, что на втором месте после строительства по дефициту рабочих рук приморские эксперты ставят сельское хозяйство. Причины всё те же – тяжёлая работа, неквалифицированная работа и низкая оплата без гарантий. В сельской местности к ним смело можно приплюсовать проблемы с социальной и транспортной инфраструктурой, которые делают жизнь в сельской местности не слишком привлекательной для молодых семей.
По официально статистике с начала 2020 года на 1 ноября 1.260 организаций в Приморье подали сведения об увольнении работников в связи с ликвидацией компаний или сокращением штата, а также переводом сотрудников на неполный рабочий день или неполную рабочую смену.
Но рать безработных не создала резерв ни для строительного комплекса, ни для села. Речь идёт в основном о «белых воротничках» – менеджерах, маркетологах, дизайнерах и прочих криэйторах с копирайтерами, которым на стройке никто не рад, да они и сами не готовы надевать спецовку и таскать кирпичи. Поэтому вопрос о престиже рабочих профессий становится как никогда острым. Но чтобы сделать эти профессии престижными, мало одних конкурсов и агиток – нужны жёсткие требования к работодателям в части соблюдения трудового законодательства, нужна поддержка предприятиям, которые нанимают местных специалистов, сами занимаются обучением и подготовкой кадров. Иначе в один прекрасный день окажется, что без гостей из солнечного Таджикистана или Узбекистана мы сами уже не можем ни построить дом, ни подмести мусор.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Если гастарбайтеры готовы работать даже на таких условиях, то местные рабочие предпочитают искать счастья в других отраслях и регионах.
А высококвалифицированные специалисты уезжают из страны. Это тоже немаловажный факт.
Так и уплывают спецы :(
За-Строй, что же вы так правду матку то рубите? В Правительстве совсем другие данные и причинно-следственные связи ;(
А легче всего сослаться на своих зажравшихся.... и пригласить мигрантов, конечно....
Не, не правильно. Мы УЖЕ не можем без гостей из Таджикистана и т.д. подмести мусор. И я это знаю из первых уст. Человек идёт устраиваться, а ему от ворот поворот. Потому что русские не нужны. Мы денег хотим, а те итак мести согласны. Хотя, к слову, не знаю правда с чем связано, у нас в этом году даже дворника своего во дворе нет. Может и гостям уже эта работа непрестижная?