В поисках выхода из тупика
Серьёзный разговор о реформировании важнейшей отрасли России на новых принципах предстоит в ходе Съезда НОПРИЗ и на предваряющих его работу мероприятиях
Завтра, 17 апреля начинаются мероприятия в рамках программы XIV Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, входящих в Национальное объединение изыскателей и проектировщиков. Участники соберутся на предсъездовскую конференцию, центральным событием которой станет форум на ключевую для сообщества тему – формирование государственной политики градостроительной сферы.
Как напоминают в своих релизах организаторы крупномасштабного события, непосредственной задачей и предметом деятельности Национального объединения является представление и защита интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации. Таковые интересы НОПРИЗ представляет в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, общественных и иных организациях. Кроме того, в компетенцию Нацобъединения входит формирование предложений и обсуждение вопросов государственной политики в строительной сфере.
Общее дело
Комплексное совершенствование градостроительного законодательства, новые возможности системы технического регулирования в строительстве, внедрение параметрического метода нормирования, развитие компетенций и специализаций – всё это актуальные задачи страны, в стороне от которых не может оставаться профессиональное сообщество. И, как показывает деятельность НОПРИЗ за минувший год, на решение этих задач Национальное объединение сосредоточило очень серьёзные усилия.
Поскольку заниматься государственной политикой без участия представителей государства не получится, то и участие в форуме ожидается многостороннее. Ему предстоит стать площадкой между сообществом и чиновниками, занимающими уровень приятия решений.
Встречи накануне Съезда начнутся с приветственных слов, с которыми к участникам обратятся заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко и ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России Светлана Кузьменко.
А главным событием форума, его стартовой точкой, из которой будет построен сам вектор обсуждения, станет доклад президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова на тему «Комплексная реформа законодательства для обеспечения технологического рывка российского строительного комплекса: систематизация требований к технической документации и специалистам градостроительной сферы, подходы к управлению жизненным циклом ОКС и системой расселения России».
Уже сейчас мы знаем, что собирается донести до профессионального сообщества и российских властей первое лицо Национального объединения. Положения, о которых идёт речь неоднократно озвучивались в ходе окружных конференций НОПРИЗ, на общественных площадках и в отраслевой прессе. Речь идёт о необходимости не просто косметических правок, а кардинальных перемен в градостроительном законодательстве, приведении его к реалиям на земле и вызовам времени. У главы НОПРИЗ есть понимание, как можно осуществить необходимый для отрасли технологический рывок в будущее, но для этого нужно заручиться поддержкой инженерно-архитектурных кругов. Площадкой такой консолидации и станет предстоящий Съезд.
Корень зла – сверхконцентрация
О чём идёт речь? В первую очередь, конечно, это удорожание жилья, которое поставило крест на всех искренних попытках властей сделать квадратные метры в стране доступными и комфортными. Отрасль забралась в зыбучие пески экономических проблем, и любые попытки выбраться, используя прежние рецепты, закапывают её ещё глубже.
Граждане больше не в состоянии брать ипотечные кредиты по астрономическим ставкам, девелоперские холдинги сталкиваются с падением платёжеспособного спроса и сокращают новые проекты, подрядные компании и проектные институты остаются без заказов, банки констатируют снижение кредитных объёмов, а чиновникам удаётся выполнять планы по строительству миллионов квадратных метров исключительно за счёт учёта ИЖС. Которое в основном идёт вообще подручными способами и без всякого участия государства.
Проблема не в экономике, полагает Анвар Шамузафаров, а в изначально неправильно заданных ориентирах. Одной из главных причин удорожания жилья и снижения его доступности стала политика концентрации населения в городских агломерациях и ликвидации сельских поселений. Именно она завела страну в беспросветный тупик.
Возникла вполне ожидаемая ответственными специалистами экономическая ситуация с невозможностью дальнейшей финансовой поддержки государством застройщиков, строивших свои объекты с использованием бюджетной системы страны через механизмы льготной ипотеки. Это сегодня привело к резкому падению объёмов ввода многоквартирного жилья. Без «допинга» в виде льготной ипотеки такое сверхдорогое жильё оказалось не нужным широким слоям населения для решения своих жилищных проблем, а инвесторам, которым всё равно куда вкладывать деньги, это стало совершенно невыгодным способом для преумножения их капиталов.
Немного цифр
Они не утешительны. Средняя площадь введённых по итогам 2024 года жилья в многоквартирных домах в России составляет всего около 50-ти квадратных метров, что равно площади полуторакомнатной квартиры, – этого явно недостаточно для создания полноценной семьи, рождения и воспитания детей. Вместе с тем средняя площадь введённых в 2024 году индивидуальных жилых домов превышает 135 квадратных метров, а их стоимость в два-три раза ниже, чем квартир в многоквартирных жилых домах, что позволяет населению существенно эффективней решать собственные жилищные проблемы.
Как показывают оценки экспертов, приобретение квартиры в ипотеку на общих условиях стало неразрешимой задачей для населения крупных городов. Чтобы стать владельцем скромной однокомнатной квартиры в столице площадью всего 35 квадратных метров, нужно предъявить банку ежемесячный доход в размере более 340.000 рублей. При этом выплачивать ипотеку придётся 15 лет, отдавая ежемесячно по 204.000 рублей. А чтобы приобрести в ипотеку двухкомнатную квартиру, и вовсе нужно получать зарплату в пять раз выше средней по региону.
Это совершенно безумные цифры, которые говорят об одном – жилищная политика зашла в тупик. Покупка жилья недоступна большинству жителей страны, и ситуация с годами продолжает только ухудшаться. Всё это, не говоря про качество и удобство новых жилых кварталов, без социальной инфраструктуры и уродливых многоэтажных коробок, прозванных в народе «человейниками». Говорить о каком-либо качестве жизни, об улучшении демографической ситуации с такой застройкой по меньшей мере, наивно.
Конечно, такой подход к строительству многоэтажек или высотных жилых домов была сверхвыгодна некоторым крупным застройщикам, однако это в целом ведёт к недопустимому углублению проблем с демографической ситуацией, которая сегодня особенно остро стоит перед нашей страной. При том, что большая часть населения, согласно результатам опросов из открытых источников, мечтает жить в частном доме.
Цена политических ошибок
Проблемы с демографией, экономикой, экологией и здоровьем нации во многом коренятся в тех ошибочных решениях, которые были приняты ещё в прошлые десятилетия. Эти решения, казавшиеся тогда оправданными, сегодня обернулись серьёзными вызовами для будущего России.
Эта критическая ситуация прогнозируемо возникла из-за непродуманности ряда норм действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации. Курс был задан ещё во времена сначала сталинской индустриализации, затем хрущёвской «ликвидации неэффективных поселений», достиг апофеоза в виде политических решений Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, которые в своей риторике дошли до признания «неэффективными» целых регионов и территориальных зон России.
С 1959-го по 2010-й годы исчезли от 48% до 55% сельских поселений нашей страны, а их количество с порядка 294.000 резко уменьшилось и сегодня составляет всего примерно 140.000. Точные данные на сегодняшний день отсутствуют из-за того, что последняя перепись населения с установлением точного числа сельских поселений проводилась в 2010 году.
Нормы предусматривают схему территориального планирования в целом по стране, сконцентрированной лишь всего на нескольких важных, но недостаточных для комплексного развития направлениях: безопасность, энергетика, транспорт, оборона. Всё остальное отдано на откуп даже не региональным властям, а отдельным муниципалитетам.
Такой подход приводит к тому, что развитие градостроительной политики страны идёт не от общего к частному, как то диктуют объективные законы диалектики, а в надежде, что никак не регулируемые государством спонтанные решения многих и многих тысяч муниципальных руководителей должны будут сформировать стройную и сбалансированную систему пространственного развития государства.
Результат видим сегодня. И это не только пресловутые человейники, которые растут как грибы-поганки по окраинам агломераций. Это и чиновничий беспредел в муниципалитетах, который рождает градостроительный хаос. Каждый глава района, действуя исходя из своих сугубо локальных интересов, создаёт сложности в градостроительной политике не только общегосударственного развития страны, но даже не позволяет выстроить единую стратегию регионального развития.
Что нужно делать?
Некоторые регионы уже начали решать проблему: Москва, Белгородская и Московская области, Татарстан и Чечня добровольно передали полномочия с муниципального уровня на региональный. Конечно, это важный шаг, но этой инициативы недостаточно.
Это опыт, который можно и нужно обобщать и добиться его масштабирования на всю территорию России. Необходимо добиваться того, чтобы единая политика градостроительного освоения территорий была по федеральному законодательству реализована на уровне всех субъектов и в целом на территории всей нашей огромной страны.
Нужно осознать, что будущее России невозможно без возрождения и развития малых городов и сёл. Уже начат пересмотр закона о местном самоуправлении, и это, конечно, очень важный шаг. Однако этого пока недостаточно. Профессиональное инженерное и строительное сообщество должно активно включиться в процесс пересмотра основ Градостроительного кодекса Российской Федерации. Но, повторюсь, без политической поддержки руководства страны это сделать невозможно.
Следует уделить особое внимание возрождению территорий, которые были ликвидированы и заброшены в результате прежней невзвешенной и мало продуманной политики. Исторически сложившиеся сельские поселения, названные в своё время «неперспективными», сегодня могут и должны стать основой для нового этапа развития России. Их возрождение позволит решить множество проблем, связанных с перенаселением крупных городов, и создать условия для устойчивого и безопасного развития страны.
Сегодня государственная власть разделяет позицию инженерно-технического сообщества и готова совместно работать в нужном направлении. Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, выступая на XXIV Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, членов Национального объединения строителей, поставил перед СРО-сообществом список конкретных задач, которые предстоит решить:
- Формирование эффективной системы допуска на рынок подрядчиков.
- Активизировать выполнение контрольных функций.
- Завершить апробирование механизма рейтингования.
- Сформировать полноценный Национальный реестр специалистов.
- Разработать единые повышенные требования к членам СРО.
- Обеспечить решение вопросов по переходу на технологии, обеспечивающие повышение производительности труда, в том числе цифровизацию оформления документов по охране труда.
И все эти задачи можно решать только в комплексе, с учётом формирования новой градостроительной политики, нового подхода к территориальному планированию и реформированию отрасли на новых принципах. Об этом и предстоит серьёзный разговор в ходе Съезда НОПРИЗ и на предваряющих его работу мероприятиях.
Вместо эпилога
Как известно, кризис бывает двух видов: циклический, когда нужно подождать и всё постепенно вернётся на круги своя, и системный, когда ждать бесполезно, ситуация будет только ухудшаться, и необходимы радикальные перемены. Есть серьёзные опасения, что строительная отрасль в России оказалась именно в системном кризисе. Оказавшись в тупике, бессмысленно биться головой об стену, надеясь пробить себе дорогу к светлому будущему. Нужно, успокоиться, подумать и начать искать выход.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Хорошо, что кто-то взял на себя роль объединить саморегулируемые организации и от имени всех высказать мнение и предложения относительно давно через чур залатанного градостроительного законодательства Российской Федерации. Остается только надеяться, что присутствие представителей саморегулируемых организаций будет сто процентной и нивкоем случае не амебной. Всё в руках САМОуправленцев.
@Павел Федяев, надеемся, что, учитывая выходы на верха вопрос этот урегулируется.