Парадокс СРО: право есть, а отказаться нельзя
Членам СРО и самим саморегулируемым организациям нужен механизм добровольного отказа от права заключать контракты с использованием конкурсных процедур с сохранением статуса члена СРО
1. Актуальность проблемы
В действующем законодательстве (Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, Постановление Правительства № 615) не предусмотрен механизм, позволяющий юридическому лицу добровольно отказаться от права заключать контракты через конкурсные процедуры при сохранении членства в саморегулируемой организации.
При этом наделение члена СРО соответствующим правом осуществляется на основании добровольного заявления самой организации.
2. Исторический контекст и текущая ситуация
С 2017 года, после введения в Градостроительный кодекс РФ понятия компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), СРО придерживались достаточно либеральной политики в вопросе предоставления членам права заключать контракты через конкурсы. Это обусловливалось:
- чётким соблюдением законодательных норм в судебной практике;
- отсутствием прецедентов со стороны заказчиков.
В настоящее время ситуация изменилась: СРО вводят дополнительные требования к членам, имеющим или планирующим получить право работы с госконтрактами. Основные направления ужесточения:
- увеличение требований к количеству квалифицированных специалистов;
- повышение размера членских и целевых взносов;
- усиление требований к материально‑технической базе.
На конец 2025 года во многих СРО запланированы изменения, направленные на:
- дальнейшее ужесточение условий членства с правом заключения госконтрактов;
- введение дополнительных финансовых обременений для членов СРО.
3. Проблема «неактивных» членов СРО
В каждой СРО сформировалась группа компаний, обладающих правом заключать договоры через конкурсные процедуры, но не использующих это право по различным причинам:
- ошибочные рекомендации юридической компании при вступлении («берите всё»);
- некорректное прогнозирование собственной деятельности;
- использование компаний как «техничек» для имитации конкурсных процедур;
- прекращение деятельности в сфере госконтрактов при сохранении иной строительной деятельности.
При этом большинство таких организаций продолжают работать в строительной сфере по договорам подряда, не требующим конкурсных процедур. Для них членство в СРО необходимо, а право ОДО – избыточно.
4. Последствия отсутствия механизма отказа
Наличие в СРО компаний, не использующих право заключения конкурсных контрактов, приводит к следующим негативным последствиям:
- раздувание КФ ОДО – фонд не соответствует реальному количеству активных участников;
- избыточный контроль – СРО вынуждены мониторить лиц, фактически не осуществляющих соответствующую деятельность;
- несправедливое распределение ответственности – члены с правом ОДО, не ведущие деятельность, участвуют в пополнении КФ ОДО.
5. Анализ смежных правовых механизмов
Для поиска возможных решений изучен механизм добровольного отказа от лицензии, регулируемый статьёй 20 Федерального закона № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Процедура отказа включает:
- Подача заявления в лицензирующий орган не позднее, чем за 15 календарных дней до прекращения деятельности.
- Рассмотрение заявления в течение 10 рабочих дней.
- Внесение изменений в реестр и официальное прекращение действия лицензии.
Ключевые особенности:
- отказ осуществляется по инициативе лицензиата;
- несоблюдение процедуры может привести к административной ответственности;
- в отдельных сферах действуют дополнительные нормативные акты (например, для розничной торговли алкоголем).
6. Правовая природа отказа от права
Согласно гражданскому законодательству, отказ от права – это односторонний акт, прекращающий возможность дальнейшего использования данного права (пункт 6 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ).
Основные принципы:
- Отказ допустим только в предпринимательской сфере.
- Право должно быть предусмотрено законом или договором.
- Отказ возможен лишь после возникновения самого права (нельзя «заранее» отказаться от будущего права).
- Форма отказа должна быть ясной и недвусмысленной.
Формы выражения отказа:
- явное заявление (письменное или устное);
- конклюдентные действия;
- пассивное поведение (при условии, что закон или договор связывают неосуществление права в срок с его утратой – пункт 7 статьи 45 Гражданского кодекса РФ).
Примеры допустимого отказа от права:
- отказ собственника от права собственности (статья 236 ГК РФ);
- отказ от преимущественного права покупки доли (пункт 2 статьи 250 ГК РФ).
7. Выводы и предложения
- Отсутствие процедуры добровольного отказа от права заключать контракты через конкурсные процедуры при сохранении членства в СРО может рассматриваться как нарушение норм гражданского права в отношении юридических лиц.
- Текущая ситуация обязывает СРО требовать соблюдения всех правил и положений от членов, даже если компания:
- не имеет контрактов;
- не планирует их заключать.
- Целесообразно разработать и внедрить в законодательство механизм добровольного отказа от права ОДО с сохранением членства в СРО по аналогии с процедурой отказа от лицензии. Это позволит:
- оптимизировать размеры компенсационных фондов;
- снизить административную нагрузку на СРО;
- устранить необоснованные финансовые обязательства для «неактивных» членов;
- привести регулирование в соответствие с принципами гражданского права о свободном распоряжении своими правами.
Источники:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Градостроительный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ (статьи 450.1, 236, 250);
- Федеральные законы № 44‑ФЗ, № 223‑ФЗ;
- Постановление Правительства № 615;
- Правовая база КонсультантПлюс.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Мне кажется, что это настолько выдержанный материал, что можно прям перекладывать на бумагу, подписывать и отправлять в НОСТРОЙ и Минстрой.
Безусловно готова поддержать данные предложения!!!
Однако при разработке законодательного механизма добровольного отказа от права ОДО необходимо обратить внимание на обязательность сохранения КФ ОДО в СРО при минимальной численности членов в 50% членов от первоначальной численности членов СРо сформировавших КФ ОДО. Тут нужно тоже подумать.
Для подкрепления изложенной позиции о необходимости добровольного отказа от права ОДО почему бы СРО:
1. Не внести ли такое право в свои внутренние документы?
2. Не пройти ли судебную практику по оспариванию возможности добровольного отказа от права ОДО?