Top.Mail.Ru

Тапочки, телевизор и… квартира!

Много чего оказалось в онлайн-корзине россиянина в 2025 году. Однако известный маркетплейс запустил ещё и продажу недвижимости. Есть ли у этой затеи шансы на успех?

114
0
Время чтения 2 минуты
07.11.2025

Минувшим летом онлайн-маркетплейс Wildberries взбудоражил общественность новостью о том, что на его просторах вскоре можно будет покупать квартиры. Пока простые обыватели и подкованные эксперты судачили о жизнеспособности этой идеи, площадка запустила продажи. С тех пор количество выставленных лотов только растёт.

Вот так лежишь вечером на диване, лениво листаешь ленту товаров на любимом маркетплейсе. Что бы еще в неё закинуть? Стиральный порошок кончился, провод для зарядки давно хотел поменять… а, ну и одну квартиру от застройщика, пожалуйста! Реальность россиянина в 2025 году выглядит именно так.

Первые 14.000 квартир от Группы компаний «Самолёт» стали доступны жителями 14-ти российских регионов на онлайн маркетплейсе Wildberries в конце минувшего августа. Вскоре ряды девелоперов, решившихся ввязаться в эту «авантюру», пополнились другими крупными компаниями: ПИК, ЛСР, Брусника, Level Group, «Инград», «Петербургская недвижимость» и другими известными игроками на рынке недвижимости. К концу лета количество представленных на площадке лотов превысило 55.000, а их география охватывала уже 137 городов.

С точки зрения пользователя выглядит это следующий образом. В разделе «Недвижимость» размещаются карточки товаров, каждая из которых соответствует реальной квартире на первичном рынке. В карточке указываются ключевые характеристики объекта: расположение, цена, срок сдачи, площадь и тому подобное. Одним кликом купить недвижимость пока нельзя, но маркетплейс предоставляет возможность связаться с продавцом и задать интересующие вопросы.

Идею столь необычного формата продажи жилья называют дерзкой, но логичной в контексте расширения экосистемы маркетплейсов. Платформы вовсю торгуют дорогостоящей техникой, предметами интерьера и даже автомобилями (последний пункт, правда, пока идёт туго), почему бы не присовокупить сюда ещё и недвижимость?

Однако многие эксперты полагают, что реальные сделки купли-продажи через маркетплейс осуществляться если и будут, то лишь в очень далёком будущем. Подавляющее число людей покупают недвижимость (особенно по нынешним ценам) один, максимум два-три раза в жизни. Это крайне ответственное мероприятие, требующее от покупателя высочайшей степени включённости на всех этапах: от выбора подходящего варианта до проверки документов и перевода солидной суммы продавцу. Этот процесс невозможно сравнить с онлайн-покупкой даже очень дорогого дивана или телевизора.

Возникают и другие нюансы, связанные, к примеру, с верификацией и оплатой. Возьмёт ли маркетплейс на себя ответственность за проверку юридической чистоты сделки, за предоставление актуальной информации о статусе застройщика и наличии у объекта обременений? Несмотря на то, что Россия активно осваивает формат цифровизации сделок (гражданам уже доступны электронная регистрация, дистанционные показы, подписание договоров с помощью электронной подписи), включение в цепочку купли-продажи маркетплейса в качестве третьей стороны, требует дополнительного уточнения прав и обязанностей всех участников. Тем временем закон, регулирующий отношения между операторами онлайн-платформ, их партнёрами и конечными потребителями, в настоящий момент находится лишь на стадии обсуждения и разработки.

Вероятнее всего, потолок для маркетплейсов в данном сегменте – это исполнение функций рекламной витрины. Застройщики смогут использовать их как дополнительную площадку для размещения своих предложений и привлечения потенциальных клиентов. Покупатели, в свою очередь, получат дополнительный каталог, который позволит оперативно находить и сравнивать потенциальные варианты. Но даже такой формат потребует от маркетплейсов огромной работы: необходимо будет аккумулировать большую базу актуальных предложений на рынке, создать удобный интерфейс для поиска и отображения такого специфического «товара» как недвижимость и завоевать доверие как девелоперов, так и обычных людей. Стоит ли оно того?

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!