За фотошоп – в РНП!

«Государево око» предлагает закрепить возможность внесения компаний в реестр недобросовестных поставщиков за подачу подложных документов при участии в госзакупках

779
7
Время чтения 3 минуты
18.04.2025

С таким предложением выступил генеральный прокурор РФ Игорь Краснов во время недавнего ежегодного доклада в Совете Федерации:

Зачастую ради своей победы участники торгов предоставляют госзаказчикам ложные сведения. Мы предложили Правительству определить порядок их внесения в реестр недобросовестных поставщиков.

Речь идёт о предоставлении в составе конкурсных заявок фиктивных договоров, недостоверной информации об опыте исполнения, ресурсах или персонале. Прокуратура резонно полагает, что такая практика позволяет недобросовестным участникам побеждать в тендерах, вытесняя добросовестных конкурентов.

В этой связи «государево око» обратилось к Федеральной антимонопольной службе России с требованием усилить контроль в сфере госзакупок, включая проверку достоверности сведений, заявленных участниками, и отслеживание признаков сговоров.

Также Генеральная прокуратура РФ настаивает на усилении контроля за крупными контрактами в рамках нацпроектов: они будут попадать под прокурорский надзор в течение месяца после заключения, даже при отсутствии жалоб. Проверке подлежат не только условия исполнения, но и цепочки финансовых расчётов между заказчиками, подрядчиками и субподрядчиками.

Проблема, действительно, серьёзная. По итогам 2024 года прокурорами возбуждено 1.158 уголовных дел по фактам нарушений в сфере госзакупок, включая обход конкурентных процедур, хищения и коррупцию. В общей сложности выявлено более 216.000 нарушений.

Добавим, что отдельное внимание господин Краснов в своём докладе уделил злоупотреблениям при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. По словам Игоря Викторовича, собранные с граждан взносы на капремонт МКД, нередко расходуются неправомерно, сметы на него завышаются, а работы проводятся некачественно.

В связи с чем, по инициативе Генпрокуратуры, Минстроем России была определена методика формирования оценочной стоимости капремонта, установлено обязательное участие в ходе таких работ строительного контроля. Во многом состояние жилого фонда зависит от добросовестности управляющих компаний, которые порой представляют из себя лишь стол, стул и два работника. Нередко их бездействие покрывается жилищными инспекциями. Кроме того, Министерство строительства и ЖКХ РФ должно ввести новые критерии оценки работы жилинспекций. Их эффективность напрямую зависит от реального восстановления прав граждан.

Возвращаясь к вопросу поддельных документах на торгах, отметим, что новые кары и ужесточения в адрес участников конкурсов уже неоднократно обсуждались на площадке Общественного совета при Федеральной антимонопольной службы России. На проходившем 28 марта заседании ОС при ФАС обратили внимание на правовую неопределённость в вопросе включения подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков. Территориальные управления ФАС, несмотря на аналогичные факты, – в частности, предоставление победителями закупок подложных договоров, – принимают диаметрально противоположные решения.

Заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Дмитрий Бомбырь признал субъективность подходов и подтвердил, что ведомство готовит законодательные изменения по поручению заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Григоренко. Предоставление недостоверных сведений также планируется трактовать как ограничение конкуренции.

Председатель Общественного совета Андрей Шаронов призвал Управление контроля размещения госзаказа «мобилизовать усилия» и сформировать единый подход: наличие подложных документов – основание для безусловного включения в реестр. В противном случае, как выразился Андрей Владимирович, «этот вал трудно будет остановить». Теперь, как видим, с этой позицией солидарна и Генпрокуратура.

Несомненно, госзаказы привлекают огромное внимание мошенников, манипуляторов, фирм-прокладок и коррупционеров всех мастей. Наводить порядок в этой сфере нужно, в том числе и силовыми методами. Однако довольно странно, что все ужесточения касаются исключительно исполнителей, которые при действующем законодательстве и без того находятся в положении самой бесправно и уязвимой стороны.

То и дело судебная практика и статьи в СМИ рассказывают нам о том, как заказчики злоупотребляют своей властью, вынуждают подрядчиков подписывать кабальные договоры, не выплачивают аванс или задерживают расчёты, кошмарят необоснованными замечаниями и целенаправленно срывают работы. Такой подход вредит не только бизнесу, но и эффективному использованию государственных средств. Тем не менее про создание реестра недобросовестных заказчиков почему-то ничего не слышно…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • image
    Интересующийся

    Интересно, почему прокуратура не предлагает заказчику проверять предоставляемые документы? Когда им надо они пользуются такой возможностью?

    18.04.2025, 11:42
    image
    Толябыч

    Кто продавил себе лучшие условия того и тапки. Это же понятно.

    18.04.2025, 13:02
    • image
      Полианна отвечает пользователю

      @Толябыч,есть ли справедливость на свете?? Или нет?? Этого пока науке неизвестно.....

      18.04.2025, 16:45
    image
    Федор

    "Прокуратура резонно полагает, что такая практика позволяет недобросовестным участникам побеждать в тендерах, вытесняя добросовестных конкурентов."

    Я бы сказал, что такая практика позволяет коррупционерам протаскивать на торги своих и говнить всем в случае победы "ненужного". Конкурсы нужно вообще отменить для строительной отрасли, и продумать особую форму, при которой по ведомости объемов работ и проекту будет УЧАСТНИКОМ составляться смета, и она будет приложением к заявке. И вообще НМЦК должно для смр, проектирования, диагностики, изысканий как начальная минимальная. И вообще прежде чем допускать к подаче ценовых предложений, нужно чтобы участники отсеивались по опыту сразу. Это нужно для того, чтобы всякие недосубподрядчики (особый привет Татарстану и Москве) не могли торговаться в принципе. Потому что обычно картина какая.

    Бывший суб подает на аккредитацию, площадки ни черта не смотрят доки в реестрах по пункту 4г пп рф 1202, а у него договор субподряда на снятие растительного грунта при реконструкции. Этот хрен допускается ПЛОЩАДКОЙ до торгов и сбрасывает до хз какого дна, но занимает второе место. Надлежаще допущенный участник-победитель аукциона думает при сбросе, что борется с равным, ну и может сэкономить за счет бу временных материалов типа знаков, плит для площадки и т.п. Потом заказчик его отклоняет по опыту. Тогда пусть заказчик бы и заключал контракт с победителем по НМЦК, но в 44-фз написано "шиш вам без масла". И ладно если всего 2 заявки, но если больше - другие участники скажут "эй сбербанк-аст, какого х ты допустил этого чудика вообще? Ты почему не проверил его доки в соответствии с пп рф 1202 п4 пп "г"?, а сберу пох, там олигархат, его прикрывают. В итоге мало того, что схема "таран" ничем не противодействуется, так ещё и деньги теряются. А так есть НМЦК, проверили доки, и вперед - подавайте ценовые. Причем передача доков по опыту должна быть обезличенной, а вот выписку СРО должен участник направлять для аккредитации. Только так можно всё это остановить.

    18.04.2025, 14:21
    • image
      Полианна отвечает пользователю

      @Федор, думаете такую схему не обойдут??? Сомневаюсь....

      18.04.2025, 16:48
    image
    Инкогнито

    Система, как и многие другие, сломана. Но никто не хочет этого признавать, просто передвигая стрелки. Как итог: ничего не меняется. Сломайте и постройте заново. Может быть со второй попытки получится лучше.

    18.04.2025, 18:55
    image
    Марк Андреевич

    Послушайте, кто-то в любом случае должен отвечать за подделку документов.

    18.04.2025, 23:06