Постарели мои старики...
Строительная отрасль в России стремительно стареет – такие данные опубликовали в своём совместном исследовании платформа HeadHunter и застройщик СК10
В 2025 году средний возраст персонала в строительной отрасли – от 35-ти до 44-х лет, в этом возрастном диапазоне находится каждый третий работник. При этом ещё 20% работников принадлежат к возрастной группе 45 лет и старше. Таким образом, на категорию зрелого и старшего возраста в строительстве приходится более половины (53%) работников и соискателей. Динамика не радует – ещё два года назад при аналогичном замере доля возрастных работников в отрасли составляла 49%.
Молодых женщин в строительстве, что интересно, больше, чем молодых мужчин: работниц и соискательниц в возрасте 25-34-х лет сейчас 33%, в то время как мужчин в этом возрасте лишь 28%. Мужчины в строительстве чаще встречаются в возрасте 35-44-х лет (33% работников). На 5 процентных пунктов женщины опережают мужчин и в возрасте 18-24-х лет.
Эксперты объясняют такие тенденции влияем «демографической ямы 90-х», но, думается, сваливать все проблемы на лихое десятилетие было бы не вполне справедливо. Невзирая на многочисленные разговоры о привлечении молодых людей на стройплощадки и даже ведущиеся кое-где мероприятия такого рода, сама молодёжь не торопится схватиться за мастерок и бетономешалку. Низкая оплата, высокая доля ручного труда, отвратительные условия работы, печальная ситуация с обеспечением безопасности на рабочем месте, а зачастую и откровенный обман со стороны работодателей – всё это явно не способствует популярности профессии.
Вместо того, чтобы наводить порядок на предприятиях, добиваясь от владельцев и топ-менеджеров создания достойных условий труда, чиновники предпочитают критиковать «обленившуюся молодёжь». И предлагают административные методы решения проблемы. Например, для выпускников медицинских вузов и техникумов будет вводиться обязательное распределение и отработка, обсуждаются и аналогичные механизмы для педагогических работников. Уже звучали такого рода предложения и для строителей.
Специалисты сомневаются, что это поможет. При таком подходе и общем уровне коррупции в стране ребята со связями и деньгами смогут уехать в мегаполисы, получить при распределении хорошие места. А остальные фактически окажутся в условиях крепостного права, будучи вынуждены жить в любых предложенных условиях и терпеть все хотелки работодателя. Которые, в свою очередь, потеряют и без того слабую мотивацию хоть как-то повышать зарплаты рабочим и следить за порядком на производстве.
В самой компании СК10 делают философские выводы из результатов своего исследования. Мол, в каждом возрасте есть свои достоинства. Директор по персоналу Елена Мачихина поясняет для «Российской газеты»:
Старшее поколение приносит в команду опыт и глубокое понимание всех процессов, молодёжь – свежие идеи. По нашему опыту, когда в штате преобладают молодые специалисты, бизнесу легче развиваться: внедрять новое ПО, цифровизацию, запускать новые направления.
Компания привлекает молодёжь, активно сотрудничая с вузами и техникумами, выплачивая стипендии и организуя практики. Выпускники, которых поддержал девелопер, омолаживают команду. Средний возраст коллектива сегодня – 33 года, хотя ещё недавно составлял 50 лет. Что же, хорошая тенденция. Остаётся только надеяться, что «омоложение» было достигнуто не за счёт массового выбрасывания на улицу сотрудников предпенсионного возраста.
У отраслевых ведомств, которым положено держать руку на пульсе, свои цифры. Руководитель Университета Минстроя России Алина Постовалова сообщает, что в перспективе до 2030 года в этой сфере будет кадровый дефицит в 850.000 человек. Снизить потребность в работниках может, в числе прочего, цифровизация отрасли. Помогают в этом модульное строительство, 3D-печать зданий, автоматизированные системы учёта, в ЖКХ – умные счётчики, роботизированная уборка и тому подобное.
Высказывание довольно спорное. 3D-принтеры и роботы на стройплощадках остаются редкой диковинкой, которую богатые компании если и содержат, то только ради поддержания своего передового статуса. И даже перевод проектирования на пресловутый BIM-ТИМ пока порождает только рост трудозатрат среди проектировщиков, в связи с дублирование документации в цифровой форме, появлением новых форм отчётности и новых реестров.
Также, по мнению госпожи Постоваловой, персонал можно переманить из других отраслей. Для этого людям, а особенно молодёжи, нужно дать зарплату, хорошие условия труда и перспективы карьерного роста. Молодёжь хочет современное оборудование, программное обеспечение, если им будет интересно работать, они пойдут даже на меньшую зарплату, считает эксперт.
Золотые слова! Осталось убедить в этом владельцев компаний, которым при сегодняшней экономической модели гораздо проще не думать про автоматизацию и механизацию труда или какое-то воспитание кадров, а банально завезти ещё партию трудолюбивых иноземцев. Ну, а продолжающееся снижение качества и свою неспособность работать по техническим стандартам прикрыть жалобами на экономические трудности и распоясавшихся «экстремистов».
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Вчера, в одну из школ Москвы, на 1 сентября собрали только 1(один) первый класс.... ОДИН.... Такого я ещё не видела за 11 последних лет.... Это явно кризис и большая яма.....
Если условия труда не поправить, то так оно и будет. Хуже и хуже.
По прогнозам Федеральной службы государственной статистики в прошедшие 10 лет (начиная с 2013 года) число молодых людей (в возрасте от 15 до 29 лет) в России, уменьшались в прогрессии. например, в 2009 году в России насчитывалось 33,7 млн молодых людей, в 2011 году их число составляло 32,4 млн, а в 2012 году — 31,6 млн. Медленно, но верно, молодежь убывает в связи с чем остаётся только констатировать: опыт это хорошо, но передавать его некому.