Top.Mail.Ru

От тотальных проверок – к профилактике

Контрольно-надзорная деятельность в России претерпевает системную трансформацию, что уже привело к значительным изменениям во взаимодействии бизнеса с регуляторами

180
1
Время чтения 3 минуты
28.11.2025

По итогам девяти месяцев 2025 года количество проверок сократилось в 5,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Если ранее их проводилось около 1,1 миллиона, то теперь – лишь 201 тысяча. Параллельно с этим в 12,9 раза выросло число профилактических визитов, достигнув 246-ти тысяч. Такие данные привёл заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко на прошедшем недавно в Красноярске Всероссийском форуме контрольных и надзорных органов.

Эта статистика наглядно иллюстрирует фундаментальный сдвиг в философии контроля: на смену тотальному надзору приходит риск-ориентированный подход, где приоритетом становится не наказание, а предупреждение нарушений.

Основой для такой трансформации послужила масштабная работа по систематизации законодательных требований в рамках так называемой «регуляторной гильотины», а затем создание единого цифрового контура всей контрольно-надзорной деятельности (КНД). Цифровизация процессов, включая внедрение мобильного приложения «Инспектор» и использование автоматически рассчитываемых индикаторов риска, позволила перевести значительную часть взаимодействия в прозрачный и предсказуемый формат. Эффективность проверок, инициированных по таким индикаторам, выросла за три года с 46% до 87%, что подтверждает точность их алгоритмической настройки и обоснованность выбора объектов для контроля.

Однако, по мнению чиновников, констатации успехов на макроуровне недостаточно. Текущая практика показывает, что для полной реализации замысла реформы требуется точечная донастройка механизмов. Ключевой задачей становится не просто дальнейшее сокращение количества проверок, а существенное повышение качества и эффективности профилактической работы.

Одним из приоритетов является совершенствование формата профилактических визитов. В настоящее время их итоги зачастую фиксируются в устной форме, что значительно снижает юридическую значимость и практическую пользу для предпринимателя. Решением этой проблемы могло бы стать обязательное оформление результатов каждого визита в виде структурированного документа. Такой документ должен содержать не только перечень выявленных несоответствий с прямыми ссылками на конкретные нормы законодательства, но и чёткие технические рекомендации по их устранению с указанием возможных сроков.

Данное предложение не означает возврата к бумажной волоките. Речь идёт о создании юридически значимого цифрового протокола в рамках существующих информационных систем КНД. Такой подход дисциплинирует контролирующие органы, повышает ответственность инспекторов за даваемые рекомендации и предоставляет бизнесу чёткий и документально зафиксированный план действий для исправления ситуации. Для надзорной системы в целом это означает формирование качественной базы знаний, которая позволит проводить аналитику, выявлять системные проблемы и типичные ошибки на разных объектах, тем самым усиливая превентивную функцию.

Ещё одним направлением для донастройки служит развитие аналитических возможностей цифрового контура КНД. Существующие инструменты уже доказали свою эффективность в отслеживании очевидных формальных нарушений, таких как отсутствие необходимых лицензий или разрешительной документации. Следующим шагом должно стать активное внедрение технологий больших данных и искусственного интеллекта для выявления более сложных и скрытых схем. Например, алгоритмы могли бы анализировать финансовые потоки, данные госзакупок и другую косвенную информацию для идентификации системных теневых операторов и сложных нарушителей, которые пока остаются вне поля зрения регуляторов. Это критически важно для обеспечения принципов справедливой конкуренции, когда основная нагрузка от контрольных мероприятий не ложится исключительно на добросовестный бизнес, а направлена именно на тех, кто уклоняется от соблюдения норм.

Таким образом, реформа контрольно-надзорной деятельности переходит в качественно новую фазу. Её успех будет определяться не столько дальнейшим сокращением проверок, сколько способностью системы перераспределить ресурсы в сторону интеллектуальной аналитики и качественной, измеримой профилактики.

Результат для бизнеса, в сочетании с мерами поддержки в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», среди которых льготные кредиты, возможности пройти обучение и получить консультацию, должен стать максимально конкретным, измеримым и полезным. Эволюция КНД движется в сторону создания прозрачной, цифровой и аналитически подкреплённой системы, где профилактика нарушений будет иметь такую же ценность, как и их выявление.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Полианна

    У чиновников прекрасная картина мира…. Что ещё сказать…

    28.11.2025, 15:36