Курс – на Восток! Говорим о политике, стройка в уме
Главным событием начавшейся недели стал визит Президента России в Китай, открывающим дорогу для новых встреч на уровне как государственных мужей, так и бизнеса
Программа четырёхдневного визита Президента России Владимира Путина в Китайскую Народную Республику большая и насыщенная. Владимир Владимирович станет участником 25-го саммита ШОС, а в Пекине – главным гостем военного парада, посвящённого 80-й годовщине Победы над милитаристской Японией и окончанию Второй мировой войны. Помимо торжественно мероприятий, предусмотрена и деловая часть: круглые столы, встречи, обсуждения, по итогам которых лидеры двух держав подпишут официальные документы и, несомненно, выработают неофициальные договорённости по актуальной политической и экономической повестке.
Скорее всего, вопросы делового сотрудничества в этот раз окажутся на втором плане, по сравнению с ключевыми вопросами безопасности. Об этом говорит и команда, которая вчера высадилась вместе с российским лидером в аэропорту Биньхай. Главу российского государства сопровождали помощник по международным делам Юрий Ушаков, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, министр обороны РФ Андрей Белоусов и заместитель руководителя администрации Президента Максим Орешкин.
Тем не менее, нельзя говорить о том, что экономике вообще не будут уделять внимание. Накануне визита агентство «Синьхуа» взяло письменно интервью у господина Путина, в котором очень большое внимание уделялось, в том числе, вопросам внешней торговли, финансовым расчётам и промышленного сотрудничества двух наших стран.
Китайские коллеги указали, что в последние годы бурно развивалось практическое сотрудничество между Китаем и Россией в таких сферах, как энергетика, сельское хозяйство, автомобилестроение и инфраструктура, а объём двусторонней торговли достиг рекордных показателей. И поинтересовались у Главы российского государства дальнейшими планами сотрудничества.
Владимир Владимирович ответил цифрой – с 2021 года рост товарооборота составил порядка 100 миллиардов долларов, что является небывало высоким результатом. По объёму двусторонней торговли Китай для России стал безусловным лидером, а Россия в прошлом году заняла пятое место среди зарубежных государств – внешнеторговых партнёров Китая. Важно отметить, что показатели товарооборота лишь оцениваются в долларовом эквиваленте, но расчёты между нашими странами практически полностью переведены на национальные валюты, доля доллара и евро опустилась до уровня статистической погрешности.
Между тем, приходится признавать, что пока наша страна поставляет в КНР в основном сырьё и продукцию агропромышленного комплекса. Например, поставки «голубого топлива» по трубопроводу «Сила Сибири» с момента его запуска в 2019 году уже превысили 100 миллиардов кубометров. В 2027-ом планируется ввести в эксплуатацию ещё одну газовую магистраль, так называемый дальневосточный маршрут, развиваются совместные СПГ-проекты в российском Заполярье. Также за последние годы налажен экспорт свинины и говядины. Продовольственные товары и продукция сельского хозяйства занимают одну из ведущих позиций в российском экспорте в Китай.
А вот наши соседи поставляют нам продукцию высокого передела – это автомобили, станки, электроника, строительная техника. Россия является одним из основных в мире рынков для экспорта автомобилей из КНР. Впрочем, наши восточные соседи не просто завозят свою продукцию, но и активно ведут инвестирование в реальный сектор, занимаясь локализацией производства. Строятся совместные предприятия по производству легковых автомобилей, бытовой техники. Также наш Президент упомянул про совместное возведение высокотехнологичных производственных и инфраструктурных объектов. И добавил, что есть масштабные планы в сфере индустрии строительных материалов.
В условиях ухода западных стран на «самоизоляцию» в связи с санкционными войнами пресловутый «разворот на Восток» стал для России неизбежностью. Впрочем, и для Китая тесное сотрудничество с нашим государством также остаётся залогом энергетической, продовольственной и военной безопасности. В условиях распада глобального мира на отдельные сегменты эти процессы взаимодействия неизбежно будут нарастать.
Каким же образом экономические интересы Китая затрагивают российскую строительную отрасль? Ожидать китайских рабочих на наших строительных площадках не стоит – средняя оплата труда в Поднебесной уже давно превышает российскую, и на заработки к нам, скорее, приедут трудолюбивые корейцы или индусы. Не будут из Китая массово завозить и первичные строительные материалы – за исключением, возможно, отдельных дальневосточных объектов. А вот что уже стало привычным фактором – так это поставки строительного оборудования.
В Национальном объединении строителей, куда стекается вся информация по закупкам и аккумулируется опыт эксплуатации импортной техники не менее, чем 104.000 российских компаний, подсчитали, что только за 2024 год в Россию из КНР поставили техники на 1,4 триллиона рублей! Президент НОСТРОЙ Антон Глушков отмечал:
На две основные компании – Sany и XCMG приходится почти 85 процентов поставок новой строительной техники на территорию Российской Федерации, в 2022 году эта доля составляла не более 50-ти процентов, вот буквально за 2,5 года они на 60 процентов смогли увеличить объём поставки строительной техники на территории Российской Федерации.
Не менее важен и другой аспект сотрудничества – это интеллектуальный обмен, взаимные контакты российских и китайских инженеров, архитекторов, менеджеров в области строительного бизнеса. Не случайно восточное направление уже не первый год находится в числе приоритетов для Нацобъединения.
Напомним, что в ноябре прошлого года ностроевский десант высадился в Гуанчжоу, на 136-й Кантонской ярмарке для того, чтобы рассказать китайским коллегам о возможностях российского строительного рынка для ведения их бизнеса и ознакомиться с тем, что Китай может предложить России. В составе делегации были как представители НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций, так и руководители компаний строительной отрасли, которые заинтересованы в налаживании новых связей и развитии российско-китайского бизнеса.
В программе была, например, встреча со специалистами Института архитектуры и городского планирования Университета Гуанчжоу, где российские строители познакомились с наработанными практиками в области архитектуры и строительства и, в свою очередь, предложили рассмотреть возможности сотрудничества с профильными строительными вузами Москвы, Новосибирска и Екатеринбурга.
По итогам прошлогоднего визита были подписаны пять предварительных соглашений о сотрудничестве. В этом году поездка нашего национального лидера в Китай проложит дорогу для новых встреч на уровне как государственных мужей, так и российского бизнеса. А значит, нас ждут новые контракты и новые возможности.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Связи укрепляются и это для нашей страны очень хорошо.