Top.Mail.Ru

Эксперимент на «краю света»

На Дальнем Востоке Минстрой России решил начать масштабный эксперимент по реформе важнейшей отрасли

195
1
Время чтения 3 минуты
19.11.2025

Владивосток называют «краем света»,
потому что здесь заканчиваются материк,
страна и самая длинная железная дорога в мире –
Транссибирская железнодорожная магистраль.
Она тянется через всю Россию,
связывая Европу с Азией.

Хорошей новостью об эксперименте по реформе стройотрасли порадовали нас коллеги из «Российской газеты». Издание сообщает, что изменения коснутся ключевых регуляторных и контрактных механизмов. Они призваны сократить сроки и повысить качество работ, снизить риски на всех этапах инвестиционно строительного цикла.

Особое внимание российские власти планируют уделить ДФО. Как отметил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, объёмы жилищного строительства в этом федеральном округе за последние пять лет выросли в три раза:

Дальний Восток демонстрирует опережающие темпы роста по всем показателям: инвестиции в основной капитал, строительство, особенно жилья. В первую очередь, конечно, благодаря программе «Дальневосточная ипотека». Если пять лет назад в стадии строительства у нас находилось 2,5 миллиона квадратных метров, то сейчас – 7,5 миллиона.

Алексей Олегович также подчеркнул, что параллельно с жильём в макрорегионе активно возводят промышленные и инфраструктурные объекты. На сопровождении у Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики уже более трёх тысяч крупных инвестиционных проектов. Общий объём инвестиций по ним – 11 триллионов рублей. В том числе 123 крупнейших проекта, каждый из которых стоимостью более 10-ти миллиардов рублей.

Федеральным проектом «Жильё» в период с 2019-го по 2030-й годы на Дальнем Востоке запланирован ввод 45-ти миллионов квадратных метров жилой недвижимости. Способствовать достижению поставленных задач должен, в том числе, федеральный эксперимент в строительстве. Он предполагает пять основных нововведений.

Во-первых – переход от предписывающего к параметрическому нормированию – позволит кардинально сменить принцип регулирования отрасли. Главная задача при этом – перейти от строгих указаний к гибким целям, когда здание на всех этапах жизненного цикла должно соответствовать заданным показателям безопасности и эффективности, а не жёстким предписаниям. Это позволит внедрять инновационные технологии и применять современные материалы без ожидания изменения нормативной базы. В идеале вместо детального описания процессов государство будет устанавливать требования к конечному результату. Однако на практике это непростое дело будет внедряться ещё очень долго.

Второе предложенное нововведение – система обязательного страхования участников строительства по аналогии с ОСАГО. Размер страховых взносов будет зависеть от рейтинга надёжности компании. При этом институт страхования может заменить банковские гарантии в части покрытия рисков неисполнения контрактных обязательств. Понятно, что такой режим работы уже давно и активно лоббируют страховые компании, однако не очень понятно, каким образом удастся состыковать их услуги и деятельность саморегулируемых организаций.

Третья опция, также актуальная для ДФО – это механизм ценообразования в режиме «открытой книги». Это такой вид контракта, когда исполнитель предоставляет заказчику полную информацию о себестоимости и расходах. Как пояснил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко:

В условиях строительства на Дальнем Востоке, в Арктике, Сибири и некоторых регионах Центрального федерального округа факторов, влияющих на реализацию проектов, может быть многократно больше, чем удастся заранее просчитать. Объективная стоимость строительства – это дорога с двусторонним движением, поэтому должна быть создана информационная система, к которой нет вопросов и которая предоставляет объективные данные в режиме 24/7.

Четвёртая идея, которая предложена в рамках федерального эксперимента – ввести гибкую формульную цену контракта. Это должно защитить подрядчиков от экономических колебаний при реализации долгосрочных проектов. К примеру, будут учитываться реальные показатели инфляции вместо заниженных прогнозов, что простимулирует компании браться за масштабные объекты.

Система ценообразования в ДФО значительно отличается от остальных территорий Российской Федерации. В том числе это связано с логистикой, доставкой строительных материалов, кадрами. Все эти нюансы должны быть учтены в нормативных документах.

Наконец, пятым пунктом станет формирование государственного рейтинга строительных организаций. Он станет основным критерием допуска к работам. Строго говоря, рейтингование должно охватить весь российский строительный комплекс, но на Дальнем Востоке решено обкатать методику в первую очередь.

Также чиновники говорят о том, что трансформация строительной отрасли будет проводиться с учётом мировых технических трендов.

  • Первый – это активное применение искусственного интеллекта. Уже сегодня ИИ позволяет на порядки быстрее анализировать инженерные изыскания, оптимизировать проектные и архитектурные решения.
  • Следующий тренд связан с цифровизацией, интеграцией данных. Речь идёт о массовом внедрении BIM-платформ, создании библиотек цифровых проектных решений.
  • Третья тенденция – активная роботизация и автоматизация процессов в строительстве. Уже активно применяются автономные экскаваторы, бульдозеры, роботы-геодезисты, роботы-арматурщики.

Очевидно, что дальневосточный эксперимент станет опытной площадкой для отработки решений, которые потом будут отмасштабированы на всю страну. Тем интереснее будет следить за его проведением.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Мистер Икс

    А в других регионах когда такие реформы ждать?

    19.11.2025, 12:15