Top.Mail.Ru
Дарья Мартынкина
Комментарии - 0
Публикации - 12
image

Непрофильная задача для цементников

Почему российские предприятия по производству важнейшего строительного материала переходят на розничную торговлю

106
1
Время чтения 2 минуты
19.11.2025

Российский промышленный холдинг, лидер по производству строительных материалов и крупнейший в нашей стране производитель цемента «ЦЕМРОС» (до 2023 года работал под брендом «Евроцемент») начал развивать собственную розницу.

Компания откроет шесть магазинов для прямой продажи потребителям. Такие магазины, в частности, будут открыты на заводах в Ленинградской, Липецкой, Рязанской, Брянской, Белгородской областях и Республике Мордовия. Продукцию будут продавать в небольшой фасовке – по 25, 40 и 50 килограммов, от одного мешка. Розничное направление заработает только офлайн. Онлайн «ЦЕМРОС» продолжит продавать продукцию крупными партиями B2B-клиентам.

Данное решение призвано повысить результаты в условиях падения потребления цемента в России на 8-10% из-за снижения темпов жилищного строительства.

На этот факт обратила внимание газета «КоммерсантЪ», выразив сомнение: канал вряд ли станет для цементников ключевым, а излишняя ставка на его развитие может привести к конфликту интересов с дистрибьюторами.

Действительно, производство цемента относится к крупнотоннажным типам производства, поэтому в структуре реализации готовой продукции всегда преобладали оптовые контракты (например, от одной тысячи тонн) в В2В-сегменте.

Как правило, цементники заключают срочные договоры на большие объёмы поставок, поскольку это сокращает себестоимость и издержки и повышает маржинальность. Только 13% продукции упаковывается в мешкотару от 5-ти до 50-ти килограммов и поступает в DIY-сети.

Продажа в розницу – обычно отдельный бизнес. Тем, кто ведёт строительство, удобно покупать разные виды продукции в одном месте. Поэтому строительные магазины организованы именно по такому принципу.Жилищное строительство сегодня обеспечивает порядка 70-80% от всего объёма потребления цемента в России, на остальные виды строительства приходится лишь 20-30%.

По данным Росстата, за 9 месяцев текущего года построено 7,8 тысячи многоквартирных и 376,9 тысячи индивидуальных жилых домов. Общая площадь жилых помещений в ИЖС составила 52,3 миллиона квадратных метров, то есть 68,3% от общего объёма жилья, введённого в январе-сентябре 2025 года. И доля индивидуального жилищного строительства в последние годы только увеличивается.

Продажи цемента в мешках по 50 килограммов и менее с завода ориентированы на этот сегмент: на фоне низкой покупательной способности и популярности ИЖС «частники» будут стремиться минимизировать свои расходы и приобретать строительные материалы без наценок торговых сетей и транспортных расходов (хотя в действительности такие расходы всё равно будут – личное время, бензин, чистка салона автомобиля или аренда грузовика и так далее).Собственная розница – непрофильная для цементников задача. Делать прогнозы относительно её целесообразности преждевременно. К рискам можно отнести вопросы организации работы таких розничных точек (график, уровень сервиса, доступ на территорию завода и тому подобное).

Очевидно, к весне, со стартом высокого строительного сезона, такие продажи станут более востребованными среди населения.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Мистер Икс

    Если цены будут адекватные и реальные, без накрутки третьих лиц, как в магазинах, то для покупателей только "плюс"

    19.11.2025, 12:12