Доводы СРО убедили Фемиду
Суд согласился с позицией саморегуляторов: поддельная банковская гарантия влечёт недействительность сделки
Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту 7 и 11 июня 2024 года заключил несколько договоров на капремонт многоэтажек с ООО «РМК 161». Эта подрядная организация является членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов» (СРО АС «ЮгСевКавСтрой», СРО-С-031-25082009).
Согласно пункту 10.2 в каждом из договоров, исполнение обязательств обеспечивается подрядчиком независимой гарантией. А в подпункте «з» пункта 8.6 установлено, что при выявлении заказчиком после заключения договора факта недействительности представленной подрядчиком независимой гарантии (читай – представление поддельных документов), заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с взысканием причинённых убытков. Аналогичная норма содержится в подпункте «з» пункта 226 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615 (далее – Положение № 615), где заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке при выявлении заказчиком после заключения договора факта недействительности представленной подрядчиком независимой гарантии (представление поддельных документов).
В ходе уже исполнения договоров выяснилось, что ООО «РМК 161» предоставлены поддельные банковские гарантии в адрес ФКР для заключения контракта. Данный факт подтвердился на основании письма АО «Альфа-Банк» от 2 июля 2024 года № 80/21850.
Фонд капремонта Ростовской области при указанных обстоятельствах в одностороннем порядке расторг заключённые договоры с ООО «РМК 161» и начислил, в соответствии с пунктом 9.4.1 этих договоров, штраф в размере 10% от суммы контрактов. Всего получилось 47.571.930 рублей 18 копеек.
Вследствие неисполнения договорных обязательств подрядчиком ФКР подал иск в Арбитражный суд Ростовской области к ООО «РМК 161» о взыскании суммы штрафов за неисполнение условий договоров в размере 47.571.930 рублей 18 копеек, а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника – СРО «ЮгСевКавСтрой» (дело № А53-34489/2024).
ООО «РМК 161» против заявленных требований ФКР возражало, ссылаясь на то, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором, в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Заказчик рассматривает независимую гарантию в срок, не превышающий трёх рабочих дней со дня её поступления, если законодательством не установлено иное.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является: несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке.
Таким образом, обязательным юридическим условием окончательного подписания государственного контракта, является завершённая процедура предоставления исполнителем обеспечения исполнения контракта и проверка действительности этого обеспечения.
Следовательно, ФКР при нарушении условия обеспечения, не имел права подписывать контракт, ввиду чего предъявление штрафных санкций по условиям подписанного контракта юридически не обоснованно и не подлежит удовлетворению.
И вот как СРО «ЮгСевКавСтрой» поддержала и расширила позицию подрядчика.
Пунктом 10.2 договоров установлено, что исполнение обязательств по каждому из них обеспечивалось независимой гарантией, выданной в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно информации, размещённой на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» в рамках договоров от 7 и 11 июня 2024 года ООО «РМК 161» были представлены независимые гарантии с теми же соответствующими датами.
Пунктом 205 Положения № 615 установлено, что заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта независимую гарантию в срок, не превышающий 5-ти рабочих дней со дня её поступления.
Таким образом, с учётом положений статей 190-194 Гражданского кодекса РФ, а также нерабочих и праздничных дней в июне 2024 года, предельным сроком для заключения договоров являлись, соответственно, даты не позднее 17 и 19 июня 2024-го.
Независимая гарантия, предоставляемая участником электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, информация о ней и документы, предусмотренные пунктом 218 Положения № 615, должны быть включены в реестр независимых гарантий.
Согласно пункту 219 Положения № 615, гарант не позднее одного рабочего дня, следующего за днём её выдачи, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает информацию и документы, указанные в пункте 218 Положения № 615, в реестр независимых гарантий.
Отсутствие информации о независимой гарантии в реестре независимых гарантий является основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком (подпункт «д» пункта 214 Положения № 615).
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм (пункты 205, 213, 216, 219, подпункт «д» пункта 214 Положения № 615), независимая гарантия участника электронного аукциона:
- должна быть представлена до заключения договора о проведении капитального ремонта;
- сведения о ней должны быть включены в реестр независимых гарантий;
- должна быть включена гарантом в реестр независимых гарантий не позднее одного рабочего дня, следующего за днём её выдачи;
- должна быть рассмотрена заказчиком в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня её поступления;
- отсутствие информации о независимой гарантии в реестре независимых гарантий является основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком.
Согласно подпункту «а» пункта 220 Положения № 615, заказчик обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта при установлении факта несоответствия лица, с которым должен быть заключён договор о проведении капитального ремонта, требованиям указанного Положения.
Таким образом, вышеизложенные нормы Положения № 615 предусматривали прямую обязанность ФКР осуществлять проверку независимых гарантий в реестре, отказать в принятии независимых гарантий при их отсутствии в реестре и не заключать договоры с ООО «РМК 161» на основании подпункта «а» пункта 220 Положения № 615. Однако ростовский Фонд капремонта сделал всё наоборот.
СРО «ЮгСевКавСтрой» предъявила встречный иск о признании договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, заключённых между ФКР и ООО «РМК 161», недействительными сделками.
Как итог: суд пришёл к выводу, что договоры являются недействительными сделками, и основания для удовлетворения первоначальных исковых требований Фонда отсутствуют.
Такое решение устояло в апелляционной инстанции. Однако Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту подал кассационную жалобу…
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Лучше работать надо, ФКР, а не только по судам ходить.
@СРОшник, по судам ходить тоже работа.....