Top.Mail.Ru

Поработали за бесплатно

Подрядчик проигнорировал предупреждение УФАС и теперь вынужден вернуть почти 10.000.000 рублей за выполненную работу

162
2
Время чтения 2 минуты
17.11.2025

Признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении работ в отсутствие государственного контракта. К такому выводу пришёл Верховный Суд РФ в определении от 2 июня 2025 года № 308-ЭС25-3848.

Судебный спор произошёл между Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике и ООО «Новые дороги», в качестве третьих лиц были приглашены представители регионального Правительства и местной прокуратуры. УФАС обратилось в суд с иском к обществу о признании недействительным муниципального контракта на выполнение работ и применении последствий недействительности сделки.

В мае 2023 года заказчик заключил муниципальный контракт на ремонт проезжей части дворовых территорий в Нальчике, на сумму 9,77 миллиона рублей с ООО «Новые дороги». Согласно приказу заказчика, целесообразность осуществления закупки у единственного поставщика была обоснована «сложившейся экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций».

Однако региональное Управление ФАС потребовало расторжения договора. Антимонопольное ведомство посчитало, что стороны заключили контракт без проведения предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ публичных процедур, что обосновано ссылкой на региональное постановление, которым установлены дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации.

По мнению ФАС, заказчик не предпринимал попытку объявления конкурентной процедуры, отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, влекущих необходимость заключения контракта с единственным поставщиком.

Факт наличия роста цен не свидетельствует о недружественных действиях иностранных государств. Предоставление специальных полномочий по осуществлению закупок в условиях сложной экономической обстановки, введения санкционных ограничений со стороны недружественных иностранных государств не должно создавать возможность злоупотребления правом со стороны уполномоченных органов исполнительной власти. Реализуя предоставленные полномочия по осуществлению закупки у единственного поставщика, уполномоченные органы в то же время должны соблюдать требования о конкурентном способе закупки для государственных и муниципальных нужд, детализировано и документально обосновать заключение каждого конкретного контракта.

В связи с этим в адрес заказчика было направлено письмо Управления ФАС России по КБР от 16 февраля 2023 года «О недопустимости заключения контрактов с единственным поставщиком и принятии мер по своевременному размещению закупок в рамках национальных проектов и государственных программ».

Однако эти предупреждения были проигнорированы, стороны заключили договор, по ним были выполнены работы и проведена оплата. Тогда антимонопольное ведомство подало иск в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, требуя признать сделку ничтожной. И суд первой инстанции встал на сторону ФАС.

Как отмечается в материалах дела, несоблюдение установленной законом процедуры заключения контракта не устраняет его возмездности, но лишает в связи с изложенной причиной исполнителя права на получение вознаграждения. При этом доводы о выполнении работ также не влияют на правовую оценку правоотношений сторон.

Таким образом, суд пришёл к выводу о правомерности требования заявителя в качестве последствий признания сделки недействительной обязать только одну её сторону – ООО «Новые дороги» – возвратить в казну денежные средства в размере 9,77 миллиона рублей.

В материалах указано, что аналогичная практика применения изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2024 года по делу № А63-3971/2022, постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2024 года по делу № А63 -22566/2022, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2024 года по делу № А61-381/2023.

Невзирая на все протесты строителей, это решение было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций, а затем и Верховным Судом РФ.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • Инженер-строитель

    Почему чиновники, которые подписали контракт, не отвечают? Работа сделана, а деньги просят вернуть. Где справедливость?

    17.11.2025, 15:30
    Полианна

    Виноват заказчик, а пострадал заказчик.... Логика - наше всё....

    17.11.2025, 16:07