Курс на цифровизацию остался одним из трендов минувшего года и, судя по всему, будет с нами ещё долго. Ни военные действия, ни кризисные процессы в экономике, ни противоречивый опыт отдельных иностранных коллег, которые в погоне за пресловутой «цифрой» забыли про реальный сектор, не заставил власти свернуть с намеченного курса.
В чём-то эти решения оказались необходимыми, особенно с точки зрения технологического суверенитета. Так, по данным Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, в 2019 году уровень технологической зависимости России от импортных решений во многих сегментах достигал почти 100%. Зависимость от зарубежных операционных систем оценили в 96%, от систем управления базами данных – в 91%, от коммуникационного программного обеспечения – в 93%, от офисного ПО – в 95%.
Вместе с тем, курс на создание российских аналогов, взятый ещё в 2014 году, начал давать свои плоды. Ещё пару десятков лет назад запрет в России ОС Windows мог бы иметь катастрофические последствия, а теперь государственный сектор и крупный бизнес, пусть и не без потерь спокойно пересели либо на опенсорсный Линукс, либо на его российские платные аналоги.
То же касается и отдельных отраслей. Сложно представить, как бы развивались российские проектировщики без продукции компании Autodesk в 2000-х годах, когда Компас ещё только делал свои первые робкие шаги. Сегодня уход западной софтверной корпорации привёл только к ещё более быстрому переходу на российские аналоги.
Вместе с тем, было бы преждевременно говорить, что все проблемы цифровизации решены. Пользователи, мягко говоря, не всегда довольно соотношением цена-качество у российских программных продуктов. А вендоры, задирая цены и получая практически неограниченную господдержку, не слишком-то торопятся работать над улучшением своего продукта на монопольном рынке. Что касается «российских операционных систем», то они и вовсе в основном представляют собой скаченный бесплатный Линукс, к которому в лучшем случае пририсовывают собственные иконки и дальше продают как уникальный коммерческий продукт.
Идеи о том, чтобы по примеру китайских коллег отойти от бездумной защиты западных правообладателей и разрешить российским компаниям вполне легально пользоваться «трофейным» западным софтом, в итоге поддержана не была. Формально – якобы, из-за заботы об интересах российских производителей, хотя по факту, скорее, по причине лоббизма западных софтверных гигантов, которые хотя временно и ушли из России, но интерес к нашему рынку явно не потеряли.
Звучали и более экзотические предложения. Например, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов выдвинул проект создания государственного ведомства, которое будет воровать программы у западных производителей и потом... продавать их россиянам. Почтенный парламентарий заявил:
Это не должно быть стихийное действие, когда кто во что горазд – кто что смог украсть, скачать и потом показывать. Это должен быть уполномоченный орган, который централизованно будет собирать контент без всяких авторских выплат и почтения к интеллектуальной собственности тех стран, которые максимально вредят России. И уже потом собранный контент продавать нашим коллегам, которые будут им пользоваться.
Невольно вспоминается старая шутка про еврейского Робин Гуда, который воровал у богатых и продавал бедным. В итоге, впрочем, и это предложение не было принято.
У многих возникли вопросы и к Минцифры России, которое, вместо того, чтобы заниматься регулированием рынка и соблюдать интересы производителей и потребителей, взяло на себя функции лоббиста софтверных компаний. Тут и откровенно «распильные» программы обучения программистов за два месяца за счёт бюджета (под эгидой подготовки кадров для цифровой экономики), и фантастические планы создания фирм, которые будут делать компьютерные игры или выпускать свою мобильную операционку. При этом бюджетное финансирование на такого рода грандиозные проекты с сомнительной окупаемостью и необходимостью было сопоставимо с оборотами Газпрома.
Впрочем, речь сегодня идёт даже не о прикладном софте, с которым ситуация более-менее решаемая. Одним из главных трендов в цифровизации стал переход на облачные технологии. И опять-таки этот тренд наши «прорабы цифровой перестройки» некритично позаимствовали у западных экономик. Там крупные софтверные корпорации, владельцы огромных дата-центров смогли практически на законодательном уровне продавить перевод в облака всех промышленных процессов.
Российским чиновникам тоже очень нравятся разнообразные национальные реестры, суперсервисы, интегрированные ресурсы, с помощью которых можно по нажатию одной кнопки присматривать за работающей на рынке братией. Понятно, что нравится такая глубокая интеграция и поставщикам программных решений.
Такие системы, как MES, ARP, ERP по умолчанию предполагают размещение данных и программного кода на сторонних серверах. Бизнесу остаётся только делегировать все процессы компетентным специалистам, а самим платить абонентскую денежку да пользоваться готовыми решениями. В изданиях на IT-тематику в основном пишут о несовершенстве российской цифровой инфраструктуры, с явным намёком на то, что необходимы дополнительные дотации и стимулирующие льготы.
Однако по факту переход на новые принципы работы идёт туго не столько из-за технологических, сколько из-за психологических проблем. Руководителю проектной конторы, основной капитал которой – накопленная информация – как-то не очень комфортно сдать все свои проекты и наработки на хранение третьей фирме. Слишком уж на слуху истории о хакерских атаках на дата-центры, из-за которых даже в США нередко останавливают работы целые агрокомплексы и металлургические комбинаты. Это о сливах информации в интересах конкурентов. Владельцы девелоперских компаний и проектных институтов не слишком доверяют хозяевам дата-центров и облачных систем. И имеют на это все основания.
В остальном российские софтверные компании, как и любой нормальный бизнес, пытаются идти по пути наименьшего сопротивления. И делают не «то, что надо», а то, что проще и что может принести выгоду на короткой дистанции. Это платные версии бесплатные операционок «с перебитыми номерами», очередные модификации отраслевых CRMок и ERPшек, коммерческие файловые хранилища и дата-центры. Всё это – типовые решения, которые можно бесконечно модифицировать, допиливать и получать госдотации. Компании, такие, как АСКОН с «чертилками-компасами» или Лира-САПР, предлагающих софт для расчёта конструкций, можно пересчитать по пальцам. Это долго, сложно, требует колоссальные интеллектуальных и финансовых затрат. Примерно так же обстоит дело и с софтом низкого уровня, и с компонентной базой, которые особо «импортозамещать» никто не торопится.
С другой стороны, мы видим, что далеко не все хотелки Минцифры в последнее время удовлетворяются по первому требованию. Например, грандиозный проект игорной корпорации явно затих на старте. А там, как знать, возможно, у правительственных аналитических центров, наконец-то, дойдут руки и до российских цифровизаторов. И приоритетные направления работы будут определять, исходя из реальных запросов отраслей, а не следуя пожеланиям софтверных компаний.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
призывы к воровству на гос уровне? такого мы еще не видели ;)
А как же те кто ворует в открытую? Они не хуже тех, кто предлагает воровать у чужих?
Воровать плохо, этому с малых лет учат....кого-то...
Психология и психологи прям врываются... А если серьезно, то где психология и где строительство? Ну смешно же....