Национальное объединение изыскателей и проектировщиков продолжает неторопливо, но неуклонно готовиться к введению системы рейтингования компаний – членов саморегулируемых организаций. На сегодня, пожалуй, только НОПРИЗ продолжает оставаться самой заинтересованной стороной этой программы. Глава РАСКа Николай Алексеенко после своего триумфального избрания в Госдуму занялся более глобальными делами, связанными с парламентской деятельностью, а у руководства НОСТРОЙ в приоритете также стоят куда более актуальные и прибыльные проекты.
Не далее, как 20 июля в Саратове прошла конференция, которая полностью была посвящена этой теме и называлась «Механизмы оценки деятельности изыскателей и проектировщиков в целях повышения уровня профессиональных компетенций в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования».
Один из докладчиков, вице-президент НОПРИЗ Николай Капинус сообщил участникам той встречи, что рейтингование – это, прежде всего, настоятельная необходимость поиска, разработки и применения новых методов обеспечения достижения основных целей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, которые законодательно определены в статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ.
Организаторы системы рейтингования не устают перечислять её достоинства. Дескать, заказчикам наличие объективного и доступного рейтинга позволит сделать осознанный выбор контрагента в договорных отношениях. Репутационный рейтинг компаний может стать действенным инструментом при выборе исполнителя государственных заказов, тем самым снизив риски их неисполнения. Участникам позволит выявить и оценить сильные и слабые стороны, отразить уровень опыта работы, а также квалификации специалистов, их добросовестность.
Понятно, что сами строители, проектировщики и изыскатели этот оптимизм пока не слишком разделяют. Рейтингование станет дополнительной финансовой нагрузкой, его влияние придётся учитывать в конкурсной работе, а ещё есть ненулевые риски столкнуться с коррупционными факторами при составлении рейтингов.
Но, как говориться, выбора особенно нет. На верхах мнение о полезности системы рейтингования уже сформировано, и дело осталось за деталями реализации. Уже начало появляться и нормативное обеспечение, которое вводит рейтинги в хозяйственный обиход.
Это, например, постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...». Пункт 29 постановления даёт возможность заказчику при применении критерия «квалификация участников закупки» и показателя «наличие у участников закупки деловой репутации» требовать от участника закупок в качестве доказательной базы документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации.
Разработаны и действуют национальные стандарты, регламентирующие порядок оценки деловой репутации. В частности:
- ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания».
- ГОСТ Р 66.1.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование».
- А также базовый ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».
В нынешнем году эти стандарты будут актуализированы на уровне ТК 066 и направлены для утверждения в Росстандарт в сентябре.
Тем временем НОПРИЗ занимается технической стороной вопроса, начав с прошлого года создавать свою АИС Рейтингование.
Сейчас процесс оценки включает в себя рассмотрение (но не аудит) информации, относящейся к следующим шести блокам показателей, которые подлежат оценке:
- Уровень квалификации специалистов.
- Использование технологий информационного моделирования.
- Выполненные работы (портфолио).
- Соблюдение правил членства в СРО.
- Страхование ответственности.
- Показатели добросовестности.
Понятно, что каждый из пунктов и методику его оценки можно обсуждать ещё долго. Некоторые из них можно оценить достаточно объективно, как, например, наличие страховки, соблюдение членства в СРО или стаж специалистов. А другие – такие, как качество объектов в портфолио и особенно «уровень добросовестности» выглядят крайне субъективно. Но уже очевидно, что рейтингование рано или поздно станет одним из обязательных условий при работе на строительном рынке.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
кто первый в спринте добежит до денег? ;)
Занёс деньги - получил высокий рейтинг. Все довольны.
Неожиданно вспомнил, что РАСК по своей же шкале имеет не самый высокий рейтинг. Так что он конечно суетной, но доверять ему заниматься рейтингованием других организаций было бы неуместно. Будет ли у него покровитель в лице Елены Леонидовны Николаевой?
Николаевой сейчас самой бы покровитель не помешал... Коленька то с деньгами тю-тю...
а такая пара была, мы с Тамарой ходим парой
Уже в названиях стандартов все свалено в одну кучу. Например:
ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания».
В первом предложении, видимо, речь идет о юридических лицах, а какой опыт может быть у юрлица? Продолжительность нахождения на рынке, - да, время прошедшее с даты начала занятия именно изыскательской деятельностью - да, но не опыт!
В последнем предложении названия этого ГОСТ: вероятно, речь идет о физических лицах, специалистах. Тогда о какой деловой репутации можно говорить? Здесь нас должны интересовать не деловые качества специалиста, а его профессиональные качества, ну и опыт тоже, да.
Вообще, объединив в строительном саморегулировании субъекты профессиональной деятельности и субъекты предпринимательской деятельности, законодатель внес противоречие, хотя и с некоторой оговоркой, между законом "О саморегулируемых организациях" (315-ФЗ) и Градостроительным кодексом в части стандартов и правил.
Объединив юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по логике 315-ФЗ, СРО должна разрабатывать стандарты предпринимательской деятельности. В свою очередь, Градкодекс этого не требует, зато требует разрабатывать квалификационные стандарты, которые не предусмотрены 315-ФЗ.
В результате, Ростехнадзор вынужден был составлять свой список документов, которые должны разрабатывать СРО строительного направления. Не мудрено, что при такой противоречивой законодательной базе, появляются всевозможные попытки как-то улучшить ситуацию, в том числе с помощью ГОСТ про репутацию.