Счётная палата РФ подвергла критике российский рынок обслуживания и строительства автодорог. По данным ведомства, если содержание одного километра федеральной трассы обходится бюджету в 2,2 миллиона рублей, то на региональные тратится 228 тысяч. При этом на их обслуживание выделяется лишь 29,6% денег от существующей потребности. Возможно, именно поэтому на данном рынке практически нет конкуренции. По информации Счётной палаты, при проведении торгов сэкономлено лишь 1% от суммы госконтрактов, в подавляющем большинстве случаев договор заключали с единственным участником по стартовой цене.
Эксперты в один голос говорят, что если с федеральными трассами дело в последние годы пошло на лад, то вот региональные и тем более муниципальные дороги в значительной степени недофинансированы. По данным всё того же исследования Счётной палаты, лишь чуть больше 44% региональных дорог на начало 2020 года соответствовало ГОСТу.
«Идея с дорожными фондами, которую начали воплощать несколько лет назад, прекрасна, но вот её воплощение подкачало, – отмечает один из руководителей дорожной компании. – Регионы должны использовать средства оттуда по прямому назначению, на деле же до дорожников доходит только часть денег, остальное тратится на другие статьи, например, на повышение зарплат и исполнение соцобязательств».
О том, что обслуживание дорог – это важная социальная функция, но никак не бизнес, говорят почти все руководители специализированных дорожных компаний, однако есть на этом рынке и вполне успешные коммерческие предприятия. Так, «ЕвроТрансСтрой», самая крупная по объёмам выручки компания со специализацией «Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей», – финансово успешное предприятие, по итогам прошлого года показавшее чистую прибыль в 540 миллионов рублей. Ещё один частник из топа – ООО «Автодороги» из Архангельска также прибыльно.
Однако стоит отметить, что данные компании занимаются не только текущим содержанием, но и строительством дорог, сопутствующей инфраструктуры и их капремонтом, что, возможно, и определяет их финансовое благополучие. Все остальные предприятия из верхней части рейтинга – государственные, и финансовая прибыльность для них не является ключевой задачей.
В настоящее время деятельность по содержанию автодорог регламентируется Федерального закона № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и является комплексом работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, по оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Если совсем коротко, то в обязанности компании, занимающейся обслуживанием автодороги, входит круглогодичное очищение дорог, остановок, тротуаров, оперативное устранение дефектов, охрана и защита лесов вдоль дорог, зимой – обработка дорожного полотна противогололёдными материалами. Причём зачастую каждый вид работ регламентируется отдельным контрактом, который заключается с собственником (например, с Росавтодором, отвечающим за федеральные трассы, или с правительством субъекта, в ведении которого находятся региональные автодороги).
Сегодня компании, отвечающие за содержание автомобильных дорог, – это крупные производственные и сервисные комплексные центры с сотнями людей в штате. В качестве типичного примера крупного бизнеса в данной сфере можно привести ООО «Урванское ДРСУ» которая обслуживает более 400 километров дорог (одна из крупнейших организаций СКФО этого профиля). У ДРСУ три собственных асфальтных завода, которые производят до 200 тонн асфальта в час, гравийный карьер, где установлено современное дробильно-сортировочное оборудование, есть своё битумное хозяйство, завод железобетонных конструкций и другие производственные подразделения. По словам представителей фирмы, для того, чтобы не зависеть от поставщиков и не срывать сроки контрактов, постепенно пришлось перейти к вертикально-интегрированной схеме, когда вся производственная цепочка находится в одних руках. Это помогает держать под контролем качество материалов, необходимых при ремонте дороги. Кроме того, специализированные дорожные компании приобретают много дорогостоящей техники, без которой не обойтись при проведении работ. Помимо привычных всем бульдозеров, грейдеров, КамАЗов с целым арсеналом навесной и прицепной техники, это могут быть и достаточно специфичные машины.
Чтобы оперативно реагировать на дорожную ситуацию, компании зачастую вкладываются в собственные диспетчерские службы, а также внимательно собирают информацию о прогнозе погоды. К примеру, как рассказали в «ЕвроТрансСтрой», у компании налажены связи с гидрометеорологическими службами, которые оперативно сообщают дорожникам о любых возможных изменениях погоды, что позволяет им заблаговременно подготовиться.
По мнению самих дорожников, тарифы на содержание автотрасс в стране уже давно надо пересмотреть в сторону увеличения и, наконец-то, разработать единые для всех регионов правила игры. Счётная палата предложила Минтрансу России совместно с Росавтодором нормативно закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на содержание автодорог. Сейчас такого законодательного закрепления критериев нет, равно как и отсутствует механизм, по которому Росавтодор распределяет бюджетные средства на содержание автодорог по своим подведомственным учреждениям. Закон устанавливает лишь общий денежный норматив, который применяется при формировании федерального бюджета. В результате в разных регионах объём доведённых средств сильно отличается от норматива.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью нашим коллегам из отраслевого журнала «Вестник
Выделяется - 2,2 миллиона рублей / 228 тысяч
Оседает в карманах - ?
Доходит до дорожников - ?
При нахождении неизвестных появляется точная цифра в процентах, выделенных денег от необходимой. Это не 29,6%.
Из-за новых технологий, материалы и техника стали менее восприимчивы к погодным условиям. А зимний период от 6 месяцев в году в основной части по России известен без привлечения синоптиков.
Дороги, по сравнению даже с началом 2000 стали намного лучше. Этот факт сложно оспорить в масштабах страны. Однако, проблемы как и везде, остаются, и требуют внимания и постепенного решения. Но что особенно хочется отметить. Асфальтированные дороги служат для удобства перемещения людей и автомобилей, при этом зимняя обработка дорожного полотна противогололёдными материалами делают эту же дорогу опасной для пользователей. При том, что в любой цивилизованной стране такого не встретишь.
Приезжайте к нам, в Саратовскую область ;)
Проблема дураков и дорог нас не оставит.