НОСТРОЙ с НРС, как уж на сковороде!
Неправомерность включения в Национальный реестр специалистов сведений, не предусмотренных Приказом Минстроя, очевидна
Согласно пункту 9 Порядка ведения реестра специалистов, утверждённого Приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр, в Национальный реестр специалистов включаются следующие сведения о физическом лице:
а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) физического лица;
б) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства);
в) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в НРС или решения об исключении сведений о таком физическом лице из Национального реестра.
Установленный указанным пунктом перечень является исчерпывающим. Таким образом, Порядок ведения реестра специалистов не предусматривает наличия в Реестре специалистов сведений о физических лицах, не перечисленных в пункте 9 Порядка ведения реестра специалистов.
На это же обстоятельство также указывает пункт 6 Порядка ведения реестра специалистов. Согласно указанному пункту сведения, содержащиеся в Реестре специалистов, подлежат размещению на сайте Национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Из буквального прочтения указанного пункта следует, что в Реестре специалистов не могут содержаться сведения, которые не размещены на сайте Национального объединения и закрыты (то есть не доступны) для ознакомления неопределённого круга лиц. Отсюда, в свою очередь, следует, что выделение в составе Реестра специалистов так называемой «закрытой части», упоминающейся в пунктах 1.2.4, 6.2 и 13.1 Регламента, одобренного решением Совета Национального объединения (протокол от 17 февраля 2017 года № 94) является не правомерным.
Не обладая законными полномочиями по внесению в Реестр специалистов сведений, не перечисленных в пункте 9 Порядка ведения реестра специалистов, Национальное объединение не вправе наделять такими полномочиями третьих лиц, в частности СРО, осуществляющих функции Операторов.
В отсутствие полномочий, указанных в пункте 4.2.3 Регламента Национального объединения, по внесению в Реестр специалистов сведений из заявления и документов, поданных физическим лицом Оператору, за таким Оператором остаются исключительно следующие полномочия, закрепленные пунктами 4.2.1 и 4.2.2 Регламента:
4.2.1 приём заявлений и приложенных документов о включении сведений в Реестр специалистов;
4.2.2 первичная проверка документов, предоставленных в соответствии с пунктом 4.2.1.
Результаты первичной проверки документов, осуществляемой Оператором в соответствии с пунктом 4.2.2 Регламента, не могут иметь юридических последствий для лица, подавшего такие документы. Действительно, согласно пункту 16 Порядка ведения реестра специалистов рассмотрение указанного в пункте 13 этого порядка заявления и прилагаемых к нему документов и материалов, а также принятие решения о включении сведений о физическом лице в Национальный реестр или об отказе во включении сведений о физическом лице в НРС осуществляется Национальным объединением в течение четырнадцати дней со дня поступления таких заявления, документов и материалов от физического лица.
Согласно пункту 17, в случае несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов и материалов требованиям, указанным в пунктах 13 – 14 Порядка ведения реестра специалистов Национальное объединение возвращает указанные заявление, документы и материалы направившему их физическому лицу в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причин возврата.
Из буквального толкования пунктов 16 и 17 следует:
- Во-первых, что, Национальное объединение не может приступить к рассмотрению заявления физического лица и приложенных к нему документов для принятия по ним какого-либо решения (в том числе, решения о возврате таких заявления и документов) до того, как такое заявление и такие документы поступят в его адрес.
- Во-вторых, пункт 16 наделяет полномочиями по принятию каких-либо решений исключительно Национальное объединение и не предусматривает право Национального объединения на передачу таких своих полномочий Операторам.
- Наконец, в-третьих. Поскольку Приказ Минстроя России издан в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, то всюду по тексту утверждённого таким приказом Порядка ведения реестра специалистов под Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии с частями 1 и 4 статьи 55.20 этого Кодекса буквально должно пониматься юридическое лицо, созданное в форме Ассоциации.
Следовательно, первичная проверка документов в контексте пункта 4.2.2 Регламента должна рассматриваться как не более, чем консультационная помощь обратившемуся к Оператору физическому лицу в проверке подготовленных им заявления и приложенных к нему документов. При этом физическое лицо по своей воле вправе обращаться за такой помощью не только к Операторам, но и к любым СРО или иным лицам.
В случае подачи физическим лицом заявления и документов Оператору, последний в соответствии с пунктом 4.2.1 Регламента обязан принять такие заявление и документы и обеспечить их поступление в Национальное объединение, то есть фактически выполнить переадресацию.
Поскольку в силу Порядка ведения реестра специалистов Операторы не могут быть наделены правами на осуществление каких-либо юридически значимых действий, деление СРО на «хороших» и «плохих» теряет смысл.
ВЫВОД
Из сравнения текстов Приказа Минстроя России и Регламента, предлагаемого Национальным объединением, становится понятным, что Национальное объединение нечто отличное от НРС в понимании закона. Порядок ведения такого Национального реестра полностью регламентирован Приказом Минстроя России.
В действительности под видом НРС, под тем же названием и всё за те же средства строителей Национальное объединение создаёт альтернативную информационную систему по своему собственному разумению. При создании такой информационной системы Нацобъединение вправе предусмотреть не предусмотренный законом институт Операторов, включать в её базы данных сведения, не предусмотренные законом. Заявление о включение сведений в такую информационную систему может устанавливать требование к указанию в нём физическим лицом свыше 20-ти различных сведений о себе сверх тех пяти, которые предусмотрены пунктом 13 Порядка, утверждённого Приказом Минстроя России.
Чтобы придать своему творению хоть какую-то легитимность Национальному объединению приходится извиваться, как ужу на сковородке.
Не берусь судить о том, насколько чисты и благородны помыслы Национального объединения при создании своей собственной информационной системы, насколько эта система будет полезна СРО и строителям.
Глубоко убеждён только в том, что злоупотребление со стороны Национального объединения доверием нескольких сотен тысяч строителей выглядит, как минимум, не корректно и вряд ли будет способствовать повышению имиджа Национального объединения в глазах СРО и строителей.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Не пора ли ликвидировать НОСТРОЙ? Если говорить конструктивно.
Вот полностью согласен! По мне, как реального строителя со стажем, это лишняя инстанция! Нужно созвать не нострой, а инспекции на правомерность строительства. Коррупция не уйдет, но нравы поутихнут.
Спорно... Смотря у кого насколько губа нижняя раскатывается....
Национальное объединение: его цели и задачи прописаны в Градкодексе… Прежде чем убить старое бестолковое дитё, надо родить новое... без нацобъединения низзя саморегулированию никак...
Одна из основных причин "быть Национальному объединению" - стаду нужен вожак.
Советник, а эти цели и задачи добросовестно выполняются? Понимаю, что процесс внесения изменений в Град кодекс долгий и никому наверху не нужен. Но надо же что-то делать, чтобы перестать топтаться на месте!