Контракт исполнен, но опыт не зачтён
Кассация обнажила важную разницу между субподрядчиками и генподрядчиками в части подтверждения опыта для участия в закупках
В ноябре 2022 года по результатам электронного аукциона Управление автомобильными дорогами Удмуртской республики заключило с ООО «Авижн-СТ» договоры на выполнение работ по освещению двух региональных трасс. Не прошло и месяца после заключения контрактов, как в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило исковое заявление от ИП Черепанов Д.А. (ему не удалось победить в том самом аукционе) о признании недействительными результатов торгов, по результатам которого были заключены договоры.
В исковом заявлении Денис Александрович заявлял, что при определении соответствия заявок ООО «Авижн-СТ» были нарушены требования законодательства в сфере закупок и конкурсной документации. Выразились нарушения в том, что у победителя отсутствовал надлежащий опыт исполнения договора строительного подряда в области строительства либо реконструкции автомобильной дороги.
Победитель аукциона с позицией индивидуального предпринимателя был не согласен. Более того, при рассмотрении дела № А71-20990/2022 общество представило суду договор на реконструкцию автомобильной дороги на гору Клементьева в Республике Крым, который оно заключило в качестве субподрядчика с ООО «РусРемСтрой» во исполнение государственного контракта. Фемида указала, что подтверждение необходимого опыта выполнения работ договорами субподряда соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в определениях № 301-ЭС19-11536 от 23 июля 2019 года и № 309-ЭС22-3291 от 14 апреля 2022 года.
В этих документах высшая судебная инстанция отмечает, что, в соответствии с действующим законодательством, контрактная система в сфере закупок не предусматривает необходимость представления документов, подтверждающих опыт выполнения соответствующих работ исключительно в качестве генерального подрядчика. Для определения наличия у участника закупки опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения, в каком качестве он являлся их исполнителем, в качестве генподрядчика или субподрядчика, иное следует рассматривать как ограничение конкуренции.
Поэтому представленный закупочной комиссии контракт о реконструкции автомобильной дороги на гору Клементьева подтверждает наличие у ООО «Авижн-СТ» необходимого опыта выполнения работ. Накал страстей в рамках процесса был столь велик, что Денис Александрович подал суду заявление о фальсификации доказательства – по его мнению, записи общего журнала работ по объекту «Реконструкция Автомобильной дороги на гору Климетьева» были подделаны.
Фемида назначила судебную экспертизу, которая не подтвердила позицию индивидуального предпринимателя. В итоге суд решил отказать ИП Черепанову Д.А. в удовлетворении иска. Он с отказом не смирился и подал апелляционную жалобу, в которой снова заявил, что конкурсная комиссия не имела права отдавать победу ООО «Авижн-СТ» из-за недостатка у общества необходимого опыта работы.
Однако Семнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал вынесенный вердикт, после чего индивидуальный предприниматель обратился с жалобой в Арбитражный суд Уральского округа. В ней кассатор просил вынесенные вердикты отметить с принятием по делу нового судебного акта, ссылаясь при этом на нарушения норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, суд округа указал, что предметом спора между ИП, организатором двух аукционов и заказчиком в данном деле является обоснованность признания общества «Авижн-СТ» победителем означенных аукционов и правомерность заключения соответствующих государственных контрактов. Суды первой и второй инстанции отказали истцу на том основании, что он не опроверг исполнение договора, заключённого ООО «Авижн-СТ» с ООО «РусРемСтрой». Он был подписан для исполнения государственного контракта, поэтому отвечает требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных».
Однако суды не учли следующего. Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования. Частью 4 той же статьи установлено, что в случае установления Правительством, в соответствии с частью 2 статьи 31 указанного закона, дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства РФ № 2571. Согласно позиции 17 приложения к данному постановлению, при проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии у участника закупки соответствующего опыта выполнения работ.
В частности, при наличии опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» позиции 17 приложения к постановлению № 2571, он подтверждается следующими документами:
- исполненный договор;
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса РФ, генеральный подрядчик несёт перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Отсюда следует вывод о том, что результат работ субподрядчика должен соответствовать условиям договора, заключённого между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, а не государственному или муниципальному контракту, тогда как генподрядчик несёт ответственность перед заказчиком за выполнение работ независимо от привлечения им субподрядчиков.
Таким образом, лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства, не может являться лицом, имеющим опыт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в совокупном объёме возникающих обязательств.
Учитывая изложенное, у конкурсной комиссии имелись основания для отклонения заявки общества «Авижн-СТ» на участие в электронных аукционах на проведение капитального ремонта дорог, поскольку эта компания не подтвердила наличие необходимого опыта работ. В обоснование данного вывода Фемида сослалась на правовую позицию ВС РФ, изложенную в определениях № 304-ЭС24-7382 от 21 октября 2024 года и № 302-ЭС24-20018 от 20 февраля 2025 года.
Ранее вынесенные вердикты по делу ошибочны, ибо неприменима практика, согласно которой для определения у участника закупки наличия опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения, в каком качестве (субподрядчика либо генподрядчика) он являлся их исполнителем. Эта судебная практика основывалась на постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99, утратившим силу с 1 января 2022 в связи с принятием упомянутого выше постановления № 2571.
В этих обстоятельствах суд округа отменил вынесенные нижестоящими инстанциями решения и вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Какой пробивной ИПэшник, можно только позавидовать такому рвению.
Делать не значит делать. Наши законы и суды верх маразма.