То, что саморегулируемые организации 10 лет бесцельно существуют, видно уже всем.
Вопрос: что делать дальше? И кризис всем нам в помощь! Он, словно сигнал свыше. Он даёт нам возможность измениться и начать выстраивать реальное саморегулирование в строительстве. Необходимо кардинально меняться самим СРО. И обязательно надо меняться нашему Национальному объединению строителей.
Всё должно быть нацелено на реальное достижение целей саморегулирования в строительстве!
СРО «Сахалинстрой», опираясь на 10-летний опыт работы, принимает решение о кардинальной перестройке процедур исполнения контрольных и других функций для достижения главных целей саморегулирования в строительстве:
1. предупреждение причинения вреда потребителям и всему окружающему, обеспечение запросов потребителей;
2. повышение качества и безопасности в строительстве;
3. обеспечение договорных обязательств при исполнении контрактов;
4. защита законных интересов и прав членов Ассоциации.
Большинство региональных СРО строителей сейчас отчётливо понимают, что саморегулирование в строительстве с рождения идёт по «неведомой дорожке» и сейчас находится в стагнации. Корень всех бед зародился в 2009 году, когда саморегулирование в отрасли вводилось на базе (фактически «на плечах») обанкротившегося коммерциализировавшегося государственного лицензирования с исключительно проверками на соответствие пакетов документов, зачастую низкого качества. При этом изначально лицензирование в строительстве было организовано исключительно по региональному признаку и работало корректно и эффективно. К тому же, существовал и комиссионный контроль лицензирования в строительстве при исполнительных органах власти субъектов Федерации.
Позже, когда многие юридические и консультационные компании, преимущественно в центре России, договорились с исполнителями Госстроя РФ о «как бы» подачи заявлений от соискателей лицензии напрямую в Госстрой, минуя региональные лицензионные центры. Все документы должны были проходить «проверку» через эти посреднические «лавки». Лицензионный маховик закрутился с большой скоростью. Лицензии в строительстве стремительно девальвировались: они просто покупались. И как тогда говорили: «Лицензии в строительстве можно было купить в любом подземном переходе Москвы». Критический рост коммерциализации лицензирования тогда был инициирован разрушением регионализации и регионального контроля самим Госстроем РФ.
Формально прописанные внутренние документы (стандарты деятельности) и документарные проверки членов СРО строителей, проектировщиков и изыскателей при их вступлении и при проведении плановых контрольных мероприятий, перешедшие от лицензирования с самого начала внедрения саморегулирования, продолжают быть превалирующими формальными контрольными процедурами с весьма низкой достоверностью данных и информации. Это является основной причиной продолжения коммерциализации саморегулирования в строительстве через появления новых, младо-СРО и деятельности «старых» коммерческих квази-СРО.
Посредниками ранее для недобросовестных лицензионных центров, а теперь для коммерческих квази-СРО строителей (проектировщиков, изыскателей), продолжалась работа по подделке и (или) фальсификации, в основном копий документов, уже для включения несоответствующих лиц за деньги в члены коммерческих СРО. При этом фактически преступники от саморегулирования незаконно за вознаграждение начали штамповать за большие деньги свидетельства о допусках к работам (624 приказ Минрегионразвития РФ), давая предпринимателям право на работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов.
Дирекция и Совет НОСТРОЙ, а также Министерство строительства и ЖКХ РФ за прошедшие 10 лет ничего не предпринимали, чтобы сам процесс установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации требования об обязательном повышении квалификации специалистов раз в пять лет стали реальными, полезными и нужными для самих специалистов и работодателей по существу, а не в силу формальных требований. Все понимают и знают, что в подавляющих случаях это чистые формальности. Главное приобрести за деньги «корочки», что специалист чему-то обучился, а фактически купил, хорошо, что программу. С молчаливого согласия указанных выше органов управления в России создан легальный рынок по продаже «бумажек» вместо знаний, хотя есть редкие исключения.
В 2016 году по итогам Госсовета при Президенте России Владимире Путине попытались вылечить коммерциализацию: ввели регионализацию в саморегулировании в строительстве, обязали СРО строителей создать компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), чем установили для СРО строителей ответственность за исполнение контрактов. Также Федеральным законом № 372-ФЗ поручили НОСТРОЙ вести Национальный реестр специалистов по организации строителей (главных инженеров проектов) с заранее неисполнимыми для них требованиями. За прошедшие три года ФЗ-372 не удалось реализовать полностью, так как на протяжении длительного времени, специально или по халатности не были внесены изменения и дополнения в почти двадцать нормативных и нормативно-правовых актов (постановления Правительства, приказы РТН, формы Росстандарта, своды правил, типовые контракты и типовые требования к контрактам и в соответствующие стандарты). Сейчас требования Градкодекса сами по себе, а реальная стройка сама по себе. Существуют две непересекающиеся плоскости. Почему? Отсутствуют необходимые подзаконные акты. Не введено реально проектное управление в строительной отрасли, даже на уровне государственной и муниципальной инвестиционной деятельности.
Введение законом для организации исполнения контрактов у членов СРО строителей должности главного инженера проекта, который отвечает за качество и сроки исполнения контракта, обернулось развитием нового витка в коммерциализации. Из-за завышенных требований – по стажу работ (10 лет) и к количеству инженеров, главной задачей руководителей микро- и малого бизнеса в строительстве стало заполнение реестра и зачастую покупка «мёртвых душ», а не реально работающие главные инженеры проекта на строительной площадке. При этом контроль за наличием ГИПов со стороны заказчика отсутствует, так как такой обязанности в контрактах нет ни у подрядчика, ни у заказчика. Предложенный дирекцией НОСТРОЙ ресурс по проверке непонятно какой задвоенности подобных специалистов у членов СРО на бумаге, глупый по цели и неработающий по факту. Он полезен только коммерсантам-посредникам от дирекции НОСТРОЙ, чтобы выявлять такие факты и предоставлять возможность посредникам срочно продать туда пакет документов под видом специалиста.
Таким образом посредники и консультанты от коммерции с помощью дирекции НОСТРОЙ и волей или неволей некоторых работников Министерства строительства и ЖКХ РФ успешно ведут многомиллиардный денежный оборот с момента коммерциализации лицензирования и до настоящего времени.
И пандемия для нас стала «счастливым случаем», когда мы перенесли общее собрание, которое должно состояться 21 апреля, и появилось время на размышления. Как мы выполняем основные цели саморегулирования: защита законных интересов и прав наших членов, обеспечение безопасности, обеспечение повышения качества строительства, исполнение контрактов нашими членами? Вся деятельность и внутренние документы Ассоциации должны быть нацелены исключительно на достижение этих целей.
Во-первых, мы решили кардинально изменить положения и регламенты проведения контрольных функций. Уйти от понимания плановых проверок, как проверок документов на соответствие членства. Это важно, но мы должны работать с членами с точки зрения контроля их деятельности на объектах и в их офисах. Контроль документов должен проводиться только при выявления возможного их несоответствия при проверке исполнения контрактов, рассмотрении жалоб или обращений заказчиков. Нам необходимо проверять и помогать организовывать работу главных инженеров проектов на строительных площадках. Контролировать наличие и исполнение графиков работ, качество материалов, оборудования, правильность заполнения исполнительной документации на объекте.
Мы поняли, что необходимо разработать регламенты проверок на объектах на разных стадиях исполнения контрактов. По ситуации Ассоциация с заказчиком должны организовать обучение, особенно это касается использования цифровой платформы.
Деятельность СРО в какой-то мере должна быть зеркальным отображением работы государственных надзорных органов. Они проводят реальный, а не бумажный контроль. А мы отвечаем за исполнение контрактов ещё и за компенсационные фонды. Поэтому с целью уменьшения количества и повышения качества, плановые проверки инспекторами контрольного комитета Ассоциации необходимо согласовывать с графиками ГИСН, Ростехнадзора, Природнадзора и других.
Мы должны принимать участие в приёме строительной площадки и контролировать исполнение контракта своими членами в одной упряжке с рабочими группами и штабами на муниципальном и региональном уровне.
Мы уже рассмотрели ряд важных внутренних документов для внесения в них необходимых изменений, чтобы вся деятельность администрации и органов управления была направлена на достижение целей саморегулирования. Изменения вносятся в положение об анализе деятельности членов Ассоциации, в Положение о контроле деятельности и о контрольном комитете, об общественном контроле и ряде других документах и стандартах. Они позволят эффективно достигать целей СРО «Сахалинстрой», защитить законные интересы членов Ассоциации и проконтролировать качество исполнения контрактов.
Руководство области выстраивает проектное управление инвестиционной деятельностью: внедряется цифровая платформа строительных сервисов, организуется работа штабов контроля исполнения строительных программ в муниципалитетах с использованием цифровых технологий. Фонд капитального ремонта перешёл на контроль выполнения программы с использованием цифровых технологий. Необходимо учитывать, что практически на всех АИПовских объектах уставлены и действуют видеофиксации и фотофиксации реального положения дел на объектах, в том числе и при рассмотрении хода исполнения контрактов нами, как имеющими доступ к информации. СРО тесно сотрудничает и участвует во всех изменениях в строительной сфере области, имеет самый широкий доступ к информации цифровой платформы и другим ресурсам.
Ассоциация «Сахалинстрой», как региональная саморегулируемая организация строителей, готова к изменениям и совместной работе с органами власти, надзора, контроля, ГРБСниками, заказчиками на разных уровнях для достижения целей саморегулирования в строительстве в это кризисное время.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
29.04.20 в 12:41
А я "в восторге" от того, что в реестре членов СРО в соответствии с новым законопроектом должна появится следующая информация:
«6) идентификационный номер специалиста, указанного в части 1 статьи 55.5-1 настоящего Кодекса, соответственно из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, его фамилия, имя, отчество (при наличии).».
При этом в Пояснительной записке, адресованной на имя Степашина, сказано буквально следующее: «Законопроектом предлагается дополнить реестр членов саморегулируемых организаций информацией о работниках члена саморегулируемой организации, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов. В результате государственные и муниципальные заказчики, органы исполнительной власти смогут в любое время установить соблюдение требований о выполнении определенных Кодексом трудовых функций «реестровыми» специалистами».
Интересно, Виктору Васильевичу Прядеину, который, наверняка пролоббировал эту новеллу, ведомо ли, что уникальные (незадвоенные) фамилии "реестровых" специалистов вкупе с их идентификационными номерами предлагаются в "аренду" сроком на один год примерно за 15 - 25 тысяч рублей за штуку? С введением обязательной НОК, наверное, станут еще дороже.
Мне представляется, что эта новелла направлена, с одной стороны, на то, чтобы дать заработать коммерсантам, а с другой стороны, на преднамеренный обман "государственных и муниципальных заказчиков и органов исполнительной власти". Как-то так!
А что с законом о персональных данных?
СРОшник, если они пропишут это в Градкодексе, то закон о персональных данных нарушен не будет. Здесь уместно говорить о том, что в силу этого закона персональные бывают только у живых персон. У "мертвых душ", вымышленные фамилии и идентификационные номера которых продаются за 15-25 тыс руб., персональных данных не может быть. Здесь имеет смысл говорить о чистейшей воды обмане органов государственного надзора со стороны авторов законопроекта, то есть сотрудников Минстроя России, который предлагается совершить в интересах коммерсантов, торгующих вымышленными фамилиями.
Обман осуществляется теми, кто предоставляет данные для размещения, что об этом говорить.
СРОшник, Вы подошли к самому интересному моменту. В законопроекте ничего не сказано о том, кто должен вносить в Реестр членов СРО фамилии специалистов и их идентификационные номера. По-видимому, предполагается, что это будут делать СРО, поскольку больше некому. Вам не стало смешно?)))
Евгений, Вы хотите сказать, что виновными за фальсификацию будут сотрудники СРО?
СРОшник, я хочу сказать всего лишь то, что в рамках проектируемой правовой конструкции в дураках окажутся органы государтсвенного надзора. А найти виновных не представится возможным.
В общем я согласен с руководителем СРО «Сахалинстрой», но вот "новые" функции:
1. предупреждение причинения вреда потребителям и всему окружающему, обеспечение запросов потребителей;2. повышение качества и безопасности в строительстве;3. обеспечение договорных обязательств при исполнении контрактов;4. защита законных интересов и прав членов Ассоциации.
Разве это не прописанные законодательством функции? В чём перестройка?
Может в реальном исполнении?
НОК - это то же самое повышение квалификации с итоговой аттестацией, только уже в "новой обертке" и с попыткой подменить "некачественную начинку" точно такой же "некачественной начинкой", но уже от другого производителя. Хотя, уверен, что и "производители", на самом деле, те же самые будут...
За "перспективными изменениями" профессионального уровня строителя и проектировщика скрывается банальный развод его или его работодателя на деньги и передел рынка повышения квалификации с попыткой подмять денежные потоки этого рынка под элиту Национальных объединений.
Чаще всего УПК продавала присаморегулируемая ООО, и стоила она в разы дешевле, чем будет стоить НОК.
Доктор, обратие внимание на то, что повышение квалификации никуда не денется. В соответствии с профессиональным стандартом филькина грамота о повышении квалификации подлежит представлению в ЦОК для допуска к экзамену. Поэтому НОК это дополнительный побор со строителей.
Да, конечно... Два плацебо в разных блистерах.
Написано много, но это набор "хотелок", которые ВП извергает каждый квартал.
Чем бы не занимался человек, но красиво себя и СРО пиарит.
Для полной ясности, прошу задать себе вопрос. Что надо сделать, чем надо заниматься что бы члены СРО строителей держались СРО не в силу закона, а если бы у нас было добровольное вхождение в СРО? Что членов СРО держало бы вместе? Как необходимо выстроить работу СРО и внутри СРО, что бы реально влиять на исполнение контракта, с самого начала и до конца, или предложить и добиться расторжение контракта по инициативе члена СРО или добиться по обоюдному желанию.
Как у вас влияет цифровизация строительства и внедрение Проектного управление на взаимодействие СРО с органами власти, с ГРБС, с заказчиками, с муниципальными структурами и учреждениями? Какие контракты используют заказчики разного уровня? Как Вы влияете на содержание контрактов? Как инспектора работают с членами СРО на строительных площадках, в офисах. Что проверяют, чем занимаются там кроме контрольных мероприятий? Что такое "защита законных интересов и прав членов СРО"? Есть ли порядок защиты членов СРО в судах и у органов власти и муниципалитетов? Какая задача дисциплинарного комитета у Вас? И прочая, прочая, прочая.
Вот выстраиванием системы отношений и занимались. Теперь поняли, что недостаточно и не все наши действия были направлены исключительно на достижение установленных законами и нашими стандартами целей. Сейчас будем вносить изменения в положения и в стандарты Ассоциации. Весьма трудно менять инерцию мышления многих работников администрации Ассоциации даже при этом. Вот для этого, наверное, всевышний и дал нам временной лаг