Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта
(Продолжение. Первая часть)
Реакция предпринимателей на появление Регламента не заставила себя ждать. В их рекламные объявления наряду с традиционным «вступлением в СРО за один день» незамедлительно были включены новые опции. В настоящее время они хорошо известны пользователям Интернета как предоставление для вступления в СРО фамилий, уже внесённых в Реестр специалистов, а также как гарантированное внесение фамилий физических лиц в НРС в ускоренном порядке, в том числе в так называемых сложных случаях.
В самых общих чертах повсеместно действующая в настоящее время схема приёма в члены СРО выглядит следующим образом. Для кандидатов на вступление придумываются фамилии, якобы, состоящих в штате СРО специалистов. Эти вымышленные фамилии указываются в заявительных документах, которые от лица кандидата на вступление в СРО подаются в такую саморегулируемую организацию. Параллельно предприниматели изготавливают подложные документы, которые через эту же самую СРО в рамках осуществления ею полномочий оператора направляются в НОСТРОЙ для включения вымышленных фамилий в Реестр специалистов.
Зачастую, в целях ускорения приёма в члены СРО в заявительных документах кандидатов на вступление в СРО указываются вымышленные фамилии, которые этими предпринимателями через операторов были заблаговременно внесены в НРС.
Наконец, иногда в заявительных документах на включение в Реестр специалистов указываются не вымышленные, а фамилии реально существующих физических лиц, в том числе состоящих в трудовых отношениях с заявителями. В этом случае в комплекты заявительных документов, которые подаются операторам для последующей отправки в НОСТРОЙ, предприниматели вкладывают только такие изготавливаемые ими подложные документы, которые призваны создать видимость соответствия таких лиц требованиям к включению в Реестр специалистов. Чаще всего ими изготавливаются подложные документы, призванные подтвердить наличие у этих физических лиц необходимого образования и стажа работы.
При этом, как правило, безупречное качество изготовления этими предпринимателями подложных документов, поступающих в НОСТРОЙ через операторов, не даёт сотрудникам этого Национального объединения, ответственных за формирование Реестра специалистов, ни малейшего повода усомниться в возможности включения указанных в документах фамилий в НРС.
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время в Реестре специалистов фамилии подлинных специалистов по организации строительства перемежаются с фамилиями физических лиц, заведомо не отвечающих требованиям к включению в этот информационный ресурс, а также с вымышленными фамилиями, за которыми никогда не стояли живые люди. По понятным причинам, установить точное соотношение между этими тремя категориями фамилий возможно только с привлечением правоохранительных органов.
Так кто же такие эти предприниматели, о которых идёт речь, и почему руководители НОСТРОЙ, будучи активными пользователями Интернета, в течение многих лет делают вид, что их не замечают. Поскольку подобным дельцам-предпринимателям в системе саморегулирования принадлежит особая роль, на этом вопросе следует остановиться подробнее.
Из размещаемых ими в сети Интернет рекламных объявлений, призывающих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к «вступлению в СРО за один день», обнаруживается любопытный момент. Эти предприниматели подчеркнуто никогда не обременяют кандидатов на вступление в СРО уплатой вознаграждения за свои услуги.
Это означает, что фактически такие дельцы выступают в качестве агентов по привлечению в СРО новых членов, а получаемое ими агентское вознаграждение за каждого приведённого в СРО нового члена (плательщика членских взносов) включает в себя, в том числе расходы на изготовление в отношении него подложных заявительных документов, о которых говорилось выше.
Можно не сомневаться в том, что выплаты таким предпринимателям агентских вознаграждений не отражаются в составе первичной бухгалтерской документации СРО. Следовательно, причитающиеся им вознаграждения за каждого приведённого в СРО нового плательщика членских взносов они получают в наличной форме от руководителей СРО.
Из всего вышесказанного следует, что предприниматели, которые на основании подложных документов организуют вступление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в СРО теснейшими узами повязаны с руководителями СРО, осуществляющими полномочия операторов. Именно эти респектабельные с виду господа не гнушаются в своём стремлении к увеличению численности плательщиков членских взносов оплачивать из собственного кармана изготовление заведомо подложных документов, в том числе тех, на основании которых указанные в них фамилии оказываются включёнными в Реестр специалистов.
На этом месте, по-видимому, самое время обнародовать имена «героев», с чьей лёгкой руки специалистом по организации строительства за деньги может стать всякий желающий, а любая фирма, в том числе однодневка, не имеющая в своём штате ни одного реального специалиста, может получить право выполнять работы по договорам генерального подряда.
Как отмечалось выше, в качестве обоснования законности предусмотренной Регламентом НОСТРОЙ возможности подачи заявительных документов через операторов Совету Нацобъединения, принявшему в итоге решение об утверждении Регламента, было представлено заключение, утверждённое Экспертным Советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере (протокол № 45 от 17 февраля 2017 года).
Под этим заключением, в котором говорится о том, что предусмотренная Регламентом возможность подачи заявительных документов на включение в Реестр специалистов через операторов в точности соответствует приказу Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр, стоят две подписи: одна – возглавлявшего на тот момент Экспертный Совет Антона Глушкова, вторая – руководителя рабочей группы Экспертного Совета Александра Мешалова.
Как известно, оба этих подписанта являются дипломированными юристами. В этой связи представляется невероятным непонимание ими смысла пункта 16 Порядка включения сведений о физическом лице в Реестр специалистов, утверждённого этим нормативным правовым актом. Таким образом, в подписании ими этого заключения явным образом усматриваются признаки умышленного введения в заблуждение членов Совета НОСТРОЙ, которые под влиянием этого заблуждения проголосовали за утверждение Регламента в действующей редакции!
К сказанному необходимо добавить то, что действия Антона Николаевича и Александра Валентиновича впоследствии были высоко оценены руководителями СРО, получившими возможность, ничем не рискуя, использовать полномочия операторов, предоставленные возглавляемым ими СРО, для увеличения численности плательщиков членских взносов на основании заведомо подложных документов.
За особые заслуги эти руководители СРО обеспечили Антону Глушкову избрание на пост президента НОСТРОЙ, а Александр Мешалов возглавил департамент нормативного и методического обеспечения, в состав которого входит отдел методологии саморегулирования и законотворческой деятельности. В дополнение к этому господин Мешалов возглавил предположительно созданную специально под него Научно-консультативную комиссию в составе Экспертного Совета НОСТРОЙ.
В этой связи вряд ли приходится сомневаться, в каком направлении вышеназванные персоны, если их вовремя не остановить, будут двигать строительное саморегулирование. Очевидным представляется также и то, на удовлетворение чьих интересов будут направлены законодательные инициативы, исходящие от возглавляемого ими НОСТРОЙ.
То, что многие руководители СРО ради удовлетворения собственных меркантильных интересов готовы пуститься во все тяжкие, это общеизвестный факт. Однако, по логике вещей, на страже законных интересов общества и государства должен стоять Минстрой России, тем более, что на него Градостроительным кодексом РФ возложены обязанности по осуществлению государственного контроля за деятельностью Национальных объединений.
Чем же тогда можно объяснить тот факт, что это ведомство по существу закрыло глаза на нарушение подконтрольным ему НОСТРОЙ им же самим утверждённого Порядка включения физических лиц в Реестр специалистов. Попробуем разобраться в этом вопросе в исторической ретроспективе.
Представляется, что за точку отсчёта развития предполагаемой организованной коррупции в Минстрое России может быть принят день назначения на должность заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Хамита Мавлиярова. До назначения на эту должность он, в период подготовки к Сочинской олимпиаде, бок о бок трудился на строительстве олимпийских объектов с Виктором Прядеиным – вторым лицом в сегодняшней управленческой иерархии НОСТРОЙ. По информации некоторых источников именно Хамит Давлетярович ходатайствовал о назначении Виктора Васильевича на занимаемую им до настоящего времени должность – исполнительного директора НОСТРОЙ.
Нельзя особо не отметить также то обстоятельство, что параллельно с замещением должности заместителя министра господин Мавлияров входил в состав Совета НОСТРОЙ в качестве независимого члена с правом решающего голоса.
Также нельзя не вспомнить и том, что господин Прядеин был первым, кто задолго до издания Минстроем России Приказа от 6 апреля 2017 года № 688/пр публично продекларировал целесообразность наделения отдельных СРО полномочиями по приёму от физических лиц заявительных документов на включение в Реестр специалистов и их последующего направления в НОСТРОЙ. Тем самым, именно он раскрыл предположительно согласованный с Хамитом Давлетяровичем замысел наделять отдельные СРО полномочиями операторов.
Очевидно, что для практической реализации этого замысла тандему Мавлияров – Прядеин были нужны в Минстрое России «свои люди» среди чиновников среднего звена. Источники считают, что именно с подачи господина Прядеина в правовом департаменте этого ведомства в качестве заместителя директора департамента появилась Татьяна Бармина, до назначения на эту должность возглавлявшая СРО «Астраханские строители» и, к тому же, занимавшая пост координатора НОСТРОЙ по Южному федеральному округу.
При этом, по информации из нескольких компетентных источников, у госпожи Барминой отсутствует юридическое образование. Если эта информация соответствует действительности, то она не могла быть назначена на должность заместителя правового департамента как не соответствующая квалификационным требованиям к замещению этой должности, установленным Минстроем России.
Представляется, что на стадии обсуждения проекта Регламента ведения Реестра специалистов, а также после его утверждения Советом НОСТРОЙ перед ней была поставлена задача отвечать отписками на любые обращения, ставящие под сомнение законность этого документа. Можно считать, что с этой задачей Татьяна Николаевна справилась на ура. Многочисленные подписанные ею в разное время ответы на подобного рода обращения имеются в распоряжении редакции и могут быть предоставлены по запросам заинтересованных лиц.
Из протокола заседания Совета НОСТРОЙ, принявшего решение об утверждении Регламента, известно, что сам Хамит Мавлияров участия в нём не принимал. В качестве представителя Минстроя России в этом заседании с правом совещательного голоса участвовал директор правового департамента этого ведомства Олег Сперанский. Таким образом, можно считать, что Регламент был единогласно утверждён с его молчаливого согласия.
Позднее, в период с 27 февраля по 28 марта 2018 года, в соответствии с приказом Минстроя России от 26 октября 2017 года № 1486/пр в отношении НОСТРОЙ проводилась плановая проверка. Она носила документарный характер и заключалась в анализе истребованных документов, касающихся деятельности Национального объединения. Обязанность по обеспечению проведения проверки в установленные сроки была возложена на заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Хамит Мавлиярова. Предположительно, именно его распоряжением был утверждён количественный и персональный состав группы, проводившей проверку.
Из публичного паспорта проверки, размещённого на сайте ФГИС «Единый реестр проверок» Генеральной прокуратуры РФ, известно, что эта группа была сформирована из семи штатных сотрудников Минстроя России. Руководителем группы была назначена заместитель директора правового департамента этого ведомства Надежда Чуйкова. Пятеро из оставшихся шести членов группы также являлись сотрудниками этого департамента. Таким образом, шесть из семи сотрудников Минстроя России, входивших в состав группы, проводившей проверку, являлись лицами, находившимися в непосредственном подчинении директора правового департамента Олега Сперанского.
Госпожа Бармина в состав группы формально не входила. Однако, как заместитель Олега Вадимовича, к сфере деятельности которой отнесены вопросы саморегулирования, она, как представляется, оказала существенное влияние на работу группы.
По результатам проверки документов, представленных Нацобъединением, Минстроем России были выданы предписание от 28 марта 2018 года за № 12631-ХМ/02 и акт с указанием на выявленные нарушения, а также сроки их устранения.
Обнаружить указанные документы на официальном сайте Минстроя России не удалось. Поэтому для ознакомления с результатами проверки были использованы сведения, содержащиеся в публичном паспорте проверки на сайте ФГИС «Единый реестр проверок». Ниже, в кавычках дословно приведена информация, почерпнутая из этого информационного ресурса.
Итак, в ходе проверки были выявлены, в частности, «нарушения при ведении Национального реестра специалистов (не соблюдён срок рассмотрения заявлений, в Национальный реестр специалистов внесены сведения о физических лицах, не соответствующих установленным требованиям)».
(Окончание следует)
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
15.05.20 в 10:09
Евгений, как Вы считаете, может ли группа лиц не имеющая юридического образования принимать решения, которые требуют знания основ законодательства и юриспруденции? На кого в данном случае возлагается ответственность за такие решения?
Кроме поднятых в статье вопросов к таким относятся, например, вопрос заключения о возможности исключения из госреестра СРО, и ряда других.
Уважаемый Инкогнито, если под группой лиц Вы подразумеваете Совет НОСТРОЙ, то в силу закона он, как коллегиальный исполнительный орган этого нацобъединения, может принимать любые решения, не противоречащие закону. Для экспертизы проектов решений Совета на предмет их соответствовали закону при нем создан коллегиальный орган именуемый как "Экспертный Совет по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере", в состав которого должны входить дипломированные юристы. К тому же Экспертный Совет вправе привлекать к своей деятельности не входящих в его состав самостоятельно заявляющихся экспертов, которым есть что сказать по вопросам повестки дня .
Это все в теории. А на практике Экспертный Совет с самого начала возглавил дипломированный юрист (А.Н. Глушков) деятельность которого, как показала практика, оказалась направленной не служение Закону и законным интересам общества и государства, а на обслуживание интересов тех самых руководителей СРО, о которых сказано выше и которые в погоне за новыми плательщиками членских взносов с радостью финансируют изготовление подложных документов. К сожалению, в связи с его избранием на пост Президента НОСТРОЙ риски того, что деятельность самого Совета НОСТРОЙ и созданного при нем Экспертного Совета будут направлены на удовлетворение потребностей этой категории руководителей СРО многократно возросли.
А я, повторюсь, вообще не верю в масштабную глупость. Все всё знают и понимают. И про нарушения в ведении НРС в том числе, но по каким-то причинам молчат. И поддерживают. Прям так и хочется вспомнить Маяковского...
если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно.
Тут как бы понятно. Что и кому.
"обслуживание интересов тех самых руководителей СРО"
Евгений Давидович, такое впечатление, что не НОСТРОЙ руководит СРО, а СРО руководит НОСТРОЙ. Вы прям перевернули моё мировоззрение....))
Полианна, а Вы ранее сомневались в том, что не НОСТРОЙ руководит Антоном Морозом, а именно Антон Мороз руководит НОСТРОЙ. Вчера, когда все читали первую часть этой публикации, Антон Мороз с гордостью модерировал мероприятие для операторов, по-моему, Приволжского округа, на котором назвал незаконную подачу заявительных документов через операторов единственно возможной в условия пандемии. Однако он ни словом не обмолвился о том, что отделения Почты России, через которые такие документы в силу закона должны направляться в НОСТРОЙ регистрируемыми почтовыми отправлениями с описью вложения и с уведомлением о вручении, несмотря на пандемию, работают в штатном режиме. Дать моральную и правовую оценку подобным действиям Антона Михайловича и преследуемым им при этом целям мы попросим руководство партии "Единая Россия", членом которой он является.
Простите, Владимир, но Вы кажется сами запутались в трёх соснах...попробуйте начать сначала... ))
Евгений Давидович, может он не знает, что Почта России работает? Ну откуда ему, теоретически то?
У всего есть своя цена. Помню времена, когда упомянутая Татьяна Бармина (заместитель директора правового департамента) вела активную программу против Национального объединения строителей. Богданова, который вел активную программу против Национального объединения проектировщиков и изыскателей.
Сегодня они обеспеченные тихие люди.
Ой - ой - ой, и Виктор Васильевич туточки))) А как же его непричастность и сотрудничество? Или раз не получилось сдать Антона Николаевича, значит всё? И самого можно в яму бросать?)))
Полианна, давайте все разложим по полочкам. Виктор Васильевич Прядеин - всего лишь Исполнительный директор НОСТРОЙ. Несмотря на то, что людская молва наделяет его магической силой, в его обязанности входит только лишь добросовестное исполнение решений, принятых коллегиальным исполнительным органом (т.е. Советом) НОСТРОЙ. При этом давайте признаем тот факт, что и он сам, и сотрудники, находящиеся в его подчинении действительно добросовестно исполняют свои обязанности. Как лицо, участвующее в заседаниях Совета с правом совещательного голоса, он вправе доводить до членов Совета любые свои мнения. Однако окончательные решения, которые он впоследствии должен неукоснительно исполнять (а не ставить под сомнение их законность), все-таки, принимает Совет.
Это жесть!!! Как как Вы написали? Вправе доводить до членов Совета любые свои мнения? Он принуждает Членов Совета голосовать по своей указке, потому что в противном случае их ждёт изгнание из Совета, и отлучение от всего благого!!! Вот, что он делает!
Полианна, как Вы видите в своих "сочинениях" я ссылаюсь только на факты и нормы закона. Документально подтвердить факты принуждения членов Совета голосовать так, как считает правильным Виктор Васильевич, я не могу. И, кстати, из личного общения с ним я понял, что институт операторов он и сам считает ошибкой. Возможно, я неправильно его понял. А, если честно, то на господина Прядеина после нашего с ним неоднократного общения я взглянул совсем иными глазами. В отличие от Глушкова он вполне адекватен!
Евгений Карант, спасибо за труды. Ждём третью часть и реакции правоохранительных органов на все изложенные факты.
Кажется, что всё так и было.
Написано много и сложно... Никто, кроме завсегдатаев нашего "развлекательного сайта" не захочет всё это читать там, наверху. И уж тем более серьезно анализировать это.
Много домыслов и допущений. Возможно, что всё так, как пишет автор, а возможно, и нет...
Цели правильные, проблемы обозначены верно хоть автор и порядочно зациклился на этой теме... Не в обиду ему, но просто взгляд со стороны.
Ну, а толку-то? Всё это не тянет на серьезный разоблачительный материал, после которого летят головы провинившихся коррумпированных чиновников и бюрократов. Не бомбануло! И не бомбанет...
Согласен, поэтому считаю, что первоочередной задачей должно быть доказательство промежуточных фактов.
Кажется, что промежуточным доказательством коррупции явился прием в НОСТРОЙ лица, очень похожего на Т. Бармину, также имеющего схожую до смешения фамилию, а также его скоропостижное увольнение по собственному желанию после обращений автора.
Уважаемый Клоун! Любое обращение наверх всегда состоит из домыслов и предположений, которые наверху обязаны проверить и дать ответ по существу. То, что подача документов в НОСТРОЙ через операторов не соответствует Порядку, утвержденному нормативным правовым актом Минстроя России, это тоже всего лишь мое предположение, которое нуждается в объективной и беспристрастной проверке. Однако я буду крайне удивлен, если в каком-нибудь ответе, исходящем не от НОСТРОЙ и не от Сперанского или Барминой, прочитаю, что в этом своем предположении я был не прав.
При этом, поверьте, я осознаю, что с кем-то наверху будут пытаться договориться, от кого-то, возможно, будут пытаться откупиться. Однако "верх" у нас в стране очень большой. Поэтому, для того, чтобы, по-настоящему, "бомбануло" еще предстоит проделать огромную работу, направить море обращений во всякие разные инстанции.
Будучи по природе оптимистом, я все-таки верю в то, что далеко не все высокопоставленные чиновники наверху будут в восторге от того, что любая фирма, в которой нет ни одного реального специалиста по организации строительства, только лишь на основании уплаты членских взносов в СРО по подложным документам может осуществлять строительство по государственным и муниципальным контрактам. А вот это, уважаемый Клоун, как Вы понимаете, уже не предположение, а факт, который может быть легко проверен на доброй половине российских строек.
Его увольнение, как справедливо замечено, по собственному желанию, связать с какой-либо публикацией, а тем более доказать связь между этими двумя событиями, невозможно. Это домыслы.
Мало ли кого куда приняли, Влад. Это всё детский сад. Факты, причинно-следственная связь, доказательства???
Цитата: "... далеко не все высокопоставленные чиновники наверху будут в восторге от того, что любая фирма, в которой нет ни одного реального специалиста по организации строительства, только лишь на основании уплаты членских взносов в СРО по подложным документам может осуществлять строительство..."
ВСЕМ ПЛЕВАТЬ.
Напишите это прописными буквами и держите на рабочем столе постоянно перед глазами.
А оптимизм не заменяет реализм.
Пишу всё это, потому что я - "ЗА" Вас, а не против. Но именно поэтому должен Вас отрезвлять периодически. Это Вам на пользу.
Евгений, надеюсь Вы хорошо себе представляете нашу систему обращений и ответов на них? "Лифт", по которому спускаются письма работает на всех этажах власти.
Иосиф Илларионович, Ваше право думать так, как Вы думаете. Однако мне причинно-следственная связь между публикацией и увольнением известна доподлинно. Втык по этому поводу был сделан лично статс-секретарем - заместителем Министра и его правой рукой еще по Тюмени Татьяной Костаревой. Согласие на интервью с ней, о котором я просил ее через пресс-службу Минстроя она не дала. Правда, и не отказала. Просто промолчала, а я не стал их больше тревожить по этому поводу. Однако, напомню, что в той публикации речь шла о незаконности Сервиса проверки задвоений, программное обеспечение для которого разрабатывал именно господин Бармин-младший. Здесь все намного серьезнее. А в третьей части будет еще серьезнее. Доживем до понедельника...
А может быть это поможет?
Интересная статья... Да. Работа проведена немалая. Но всё более мыслительная, нежели материально подтвержденная.
Вот моё мнение, кому если интересно. :-)
Большинство всех вопросов решается не наверху и не внизу. Ситуация, о которой пишет Евгений Карант, полностью в руках и под контролем чиновников как раз уровня Сперанского и Барминой. Нижестоящие чины до этих тем не допускаются, а вышестоящие - не их масштаба и уровня проблематика.
Проблема заключается в том, что воздействовать на этих двух персонажей может довольно небольшое количество очень занятых более серьезными делами и проблемами людей. Соответственно, наши "герои" этим обстоятельством бесконтрольности активно и пользуются.
Чтобы заинтересовать такими нарушениями сторонние правоохранительные органы, которые могли бы себе на этом заработать если не денег, то звёзд на очередные пагоны, нужны доказательства "на блюдечке с голубой каемочкой". Если сверху нет команды "ФАС", то никто в серьезную разработку данную тему брать не будет. Если только сам господин Карант не явится, как Остап Бендер к Корейко, с папкой Дело №_, туго набитой неопровержимыми доказательствами, а не домыслами и теоретической аналитикой.
Нужно Дело №_, а не только статьи.
Чувствуется, что г-н В.Полозюк основательно затарился пивасиком и в субботнюю ночь по полной оттянулся на ненавистных СРОшниках, изливая всю желчь и всю досаду за преждевременно почившую в бозе кровельную твердыню. Можно понять искреннюю радость ветерана АнтиСРО в связи с жёстким заявлением нашего Президента в адрес разложившейся строительной бюрократии и поддержать хмельные надежды специалиста по крышеванию на скорую ликвидацию уже давно дискредитировавшей себя алчной системы обязательного строительного саморегулирования. Пора возродить Промстройбанк, передать туда средства комфондов СРО и ДОМ.РФ и начать серьёзно финансировать строительную отрасль при строгом контроле и благожелательном внимании к проблемам РЕАЛЬНЫХ строителей.