Вице-президент Национального объединения и изыскателей и проектировщиков, председатель Совета НОПРИЗ и комитета по инженерным изысканиям, президент саморегулируемых организаций «Центризыскания» и «Центрпроектирование»
Новый законопроект № 779131-8, направленный на реформирование системы саморегулирования в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, продолжает оставаться предметом острой дискуссии для саморегулируемого сообщества.
В качестве наиболее важных изменений, которые содержатся в данном законопроекте, необходимо выделить следующее:
Статья 55.23. Федеральный государственный контроль за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций, где говорится, что государственный контроль за деятельностью НО СРО реализуется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (то есть Минстроем России) предложено дополнить частью 5.1. В ней говорится о создании инструмента для предупреждения нарушений требований, установленных
Градостроительным кодексом Российской Федерации (ГрК РФ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, со стороны НО, СРО, членов СРО и физических лиц, сведения о которых включены в НРС. Минстрой сможет направлять в Совет НО обязательные к исполнению уведомления о недопустимости нарушений. При этом Совет обязан будет в срок, предусмотренный уведомлением, информировать Минстрой России о принятых мерах.
В ГрК РФ после принятия законопроекта появится новая и достаточно объёмная статья «55.22-1. Оценка Национальными объединениями саморегулируемых организаций соблюдения саморегулируемыми организациями общеустановленных требований».
В ней будет говорится, что НО обязано проводить проверку соблюдения саморегулируемыми организациями, являющимися его членами, общеустановленных требований (законодательство и новые стандарты) путём ведения постоянного анализа информации, сведений, размещённых в сети «Интернет», в том числе на сайтах СРО в сети «Интернет», Единого реестра о членах СРО и их обязательствах, НРС, а также при рассмотрении различных жалоб, обращений и писем надзорных органов.
В случае выявления нарушения общеустановленных требований, допущенного СРО, Национальное объединение направляет в такую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении с установлением срока (менее двух месяцев с даты получения уведомления).
По результатам такого анализа СРО может быть признана несоответствующей требованиям к размеру её компенсационных фондов, после чего существует вероятность исключения сведений о ней из государственного реестра.
В ряде статьёй ГрК РФ появляется новый термин – общие стандарты организации саморегулируемых организаций. Перечень таких стандартов, порядок их разработки, согласования и утверждения установит Минстрой России, а утверждать их будут Национальные объединения. По имеющейся информации, эти стандарты будут содержать:
Основные функции Национальных объединений (статья 55.20) дополняются позицией, которая связана с разработкой и утверждением этих общих стандартов по согласованию Минстроем России.
Внутренние документы СРО не должны будут противоречить таким стандартам. В случае утверждения общего стандарта все саморегулируемые организации обязаны будут разработать и утвердить соответствующий внутренний стандарт.
Очень важно, что в соответствии с предлагаемой редакцией статьи 55.19. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, совершение саморегулируемой организацией и её должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования общих стандартов организации саморегулируемых организаций будет рассматриваться в качестве основания для проведения внеплановой проверки по линии Ростехнадзора.
Весьма существенные точечные изменения должны произойти в статье 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации. Они касаются части 5, где перечислены основания для исключения сведений о СРО из Государственного реестра, которые применяются наряду с предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
В перечне оснований для исключения сведений появилось одна довольно важная новая позиция. В пункте 6, в котором говорится о непредоставлении сведений, связанных с исполнением НО определённой части своих функций, будет упоминаться пункт 8 из части 8 статьи 55.20. Речь идёт о функции НО, связанной с ведением Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, а также предоставлением по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра.
В упомянутой части 5 предложено специально выделить новый пункт 1.1, в который сведены основания для запуска процедуры внесудебного исключения. Исключение СРО из реестра во внесудебном порядке станет возможным в случае её несоответствия требованиям к количеству членов и (или) требованиям к размеру её компенсационных фондов, которые устанавливаются статьями 55.4. и (или) 55.16 ГрК РФ. Также речь идёт о неисполнение требований статьи 55.16-1 «Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях».
Если речь идёт о строительной СРО, внесудебное исключение может быть реализовано в случае несоблюдения требований части 3 статьи 55.6, где говорится, что членами такой СРО могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.
В дальнейшем ссылка на упомянутый пункт 1.1 части 5 статьи 55.2 также дополняет содержание части 10 статьи 55.19. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, где в связи с указанными там нарушениями говорится о праве Ростехнадзора обратиться в Национальное объединение саморегулируемых организаций в целях получения заключения о возможности исключения СРО из Госреестра.
Новая редакция части 13 статьи 55.19 оставляет за Ростехнадзором также и возможность обращаться в суд с требованием об исключении сведений о СРО из Государственного реестра в случае неисполнения предписания об устранении нарушений, предусмотренных частью 5 статьи 55.2 и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Сразу двумя любопытными пунктами дополняется статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства.
В частности, появляется пункт 16, согласно которому орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, должен информировать НО об основаниях подготовки отрицательного заключения экспертизы. Такая информация должна поступать в течение 5-ти рабочих дней со дня выдачи такого заключения посредством использования НРС через личные кабинеты, ведение которых обеспечивается соответствующим НО СРО.
Таким образом, у НОПРИЗ в скором времени может появиться задача обеспечения технических возможностей для открытия в НРС личных кабинетов Главгосэкспертизы России, органов экспертизы в субъектах Российской Федерации и организаций негосударственной экспертизы.
Неоднозначную реакцию ряда экспертов вызвало ещё одно изменение в статью 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства.
Статью предложено дополнить частью 15, где говорится, что в случае прекращения трудовых отношений специалиста по организации работ с членом саморегулируемой организации, такое физическое лицо вправе уведомить об этом Национальное объединение саморегулируемых организаций с приложением подтверждающих документов в течение 10-ти дней со дня прекращения таких трудовых отношений.
Реализация такого права, разумеется, будет способствовать повышению достоверности НРС, как информационного ресурса. Кроме того, наличие в реестре сведений о ГИПах, временно не связанных трудовыми отношениями ни с одной из организаций, может помочь им в поиске работы, поскольку заинтересованные организации смогут достаточно оперативно получить информацию о появлении на рынке труда «свободного» специалиста. С другой стороны, в некоторых случаях прекращение трудовых отношений с реестровым специалистом будет значительно быстрее приводить к негативным последствиям для бывшего работодателя.
Предложено изложить в новой редакции часть 4 статьи 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Это положение было в своё время включено в целях определения размера КФ ОДО. В действующей редакции части 4 говорится, что член СРО обязан уведомлять её о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда, заключённым в течение отчётного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом СРО в срок до 1 марта года, следующего за отчётным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена.
В редакции законопроекта речь идёт о том, что член СРО обязан уведомлять саморегулируемую организацию о заключённых им с использованием конкурентных способов заключения договоров (расторгнутых и исполненных) договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров подряда. Данное уведомление направляется членом СРО в течение трёх рабочих дней со дня, следующего за днём заключения, расторжения и исполнения таких договоров с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена.
Если эта мера будет реализована, саморегулируемые организации обязаны будут на постоянной основе оперировать существенно большим объёмом информации о деятельности своих членов. Это потребует внедрения более совершенных информационных систем с элементами автоматического взаимодействия между СРО и её членами, а также средств для хранения и защиты данных, которые могут являться предметом государственной и коммерческой тайной. Всё это приведёт к дополнительным расходам. С другой стороны, достаточно ценные статистические данные, которые окажутся в распоряжении СРО, не могут быть использованы ими для извлечения прибыли, поскольку они имеют статус некоммерческих организаций.
Новым пунктом 2.1 предложено дополнить часть 2 статьи 55.5. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации. В части 2 перечисляются внутренние документы, которые могут быть разработаны и утверждены саморегулируемой организацией. В этот перечень авторы законопроекта намерены добавить положение о дополнительных требованиях к членам СРО, выполняющим работы по договорам, заключённым конкурентным способом заключения договоров, дифференцированных в зависимости от размера аванса по таким договорам.
В данном случае на этапе обсуждения законопроекта его авторы должны будут представить профессиональному сообществу основания для такого решения более подробно.
Законопроект, внесённый группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации и подготовленный при активной участии экспертов Национальных объединений строительной сферы, в основном, содержит меры, направленные на усиление внешний и внутренних контрольно-надзорных функций. В качестве положительного момента можно отметить довольно существенную роль в будущем повышении эффективности системы, которая отводится общим стандартам организации саморегулируемых организаций. Изначально стандартизация является важнейшим инструментом саморегулирования.
То обстоятельство, что авторы делают весьма серьёзную ставку на активизацию именно его внутренних ресурсов через принятие на федеральном уровне новых модельных стандартов, вселяет определённый оптимизм. Также необходимо отметить наличие элемента синхронизации предлагаемых поправок с принятыми недавно изменениями в законодательство о техническом регулировании, которые предусматривают повышение роли стандартов организации.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
16.01.25 в 12:26