В январе 2022 года ООО «ПИК-комфорт» неожиданно для себя получило предписание от государственной жилищной инспекции Московской области. Общество осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и, в том числе, обслуживало многоквартирный дом в микрорайоне Янтарный подмосковного города Балашиха.
Дело в том, что жители дома обратились в жилищную инспекцию с просьбой проверить, насколько обоснованно «ПИК-комфорт» начисляет плату за обслуживание домофона. По результатам этой проверки жилищная инспекция выявила нарушение требований пунктов 1 и 7 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. Эти нарушения выразились в том, что документация об установке домофонного оборудования отсутствовала.
Поэтому в январе 2022 года государственная жилищная инспекция выдала ООО «ПИК-комфорт» предписание, которым обязала управляющую компанию исключить из единых платёжных документов жителей дома строку по обслуживанию домофона. Однако ООО «ПИК-комфорт» было несогласно с позицией государственной жилищной инспекции и поэтому обжаловало полученное предписание в Арбитражном суде Московской области, требуя его отмены.
Рассматривая дело № А41-9921/22, суд указал, что, в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления МКД управляющая компания по заданию собственников помещений обязуется за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом. А из части 3 той же статьи следует, что в договоре управления МКД должны быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом.
По мнению суда, домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей отвечает признакам общего имущества жилого дома. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 27 апреля 2011 года № 8055-14/ИБ-ОГ «Об обязанности заключения договора на техническое обслуживание домофона, как общего имущества многоквартирного дома», если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесён в состав общего имущества многоквартирного дома, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно.
В данном деле документация об установке домофона как дополнительного оборудования отсутствует. Поэтому у ООО «ПИК-Комфорт» отсутствовали основания для выставления счетов собственникам жилых помещений. На этом основании суд отказал управляющей компании в признании вынесенного жилищной инспекцией предписания незаконным.
Однако ООО «ПИК-Комфорт» не согласилось с таким решением и подало апелляцию. Внимательно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашёл никаких нарушений права и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Управляющая компания опротестовала и это решение, считая принятые судебные акты незаконными и необоснованными. Внимательно рассмотрев материалы дела и принятые решения, кассационный суд также не нашёл никаких нарушений закона и правовых оснований для изменения вынесенных судебных решений. В этой связи суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции.
Для управляющей компании принятый судебный вердикт будет означать потерю части доходов от управления многоквартирным домом. Возможно, кто-то скажет, что за использование домофона жильцы дома платили очень небольшие суммы. Невелика, дескать, потеря.
Но здесь уместно вспомнить знаменитые слова Бенджамина Франклина: «Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль». Поэтому лишние, пусть даже и небольшие расходы, никому из нас не нужны. Особенно те, которые нужно делать на регулярной основе.
Хорошо, что жильцы дома в Балашихе достаточно внимательно изучали те платёжки, которые присылала им управляющая компания. А также – были достаточно грамотны с юридической точки зрения, чтобы при появлении в квитанции незаконного сбора направить обращение в жилищную инспекцию с просьбой проверить правомерность действий УК.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Вообще ничего не понятно.... Домофон есть, но за его обслуживание платить не будут, потому что нет документации? Ну так и так можно отказаться от обслуживания.... Только вот если сломается, то придется с этим тоже разбираться самостоятельно...
ООО «ПИК-Комфорт» не мешало бы помнить, что рубль бережет именно копейка, а ещё, что без бумажки ты букашка, и прекратить насиловать судебную систему.