Кассационное постановление Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2022 года № 64-КАД22-1-К9 говорит, что такая возможность есть!
Спор, о котором идёт речь, начался в 2020 году. В зале суда встретились гражданка Любовь Лукина и администрация Холмского городского округа Сахалинской области. Женщина приобрела жилой дом и оформила прилегающий земельный участок сначала в аренду, а затем в собственность, столкнулась с проблемой ненадлежащего состояния подъезда к своему жилью. Выяснилось, что дорога существует, однако, она буквально «ничейная» – то есть, власти отказываются считать её муниципальной собственностью и тратиться на содержание.
Чтобы решить эту проблему, она обратилась в местную администрацию с просьбой включить улицу, ведущую к её дому, в реестр имущества муниципального образования. Администрация в просьбе отказала. Однако госпожа Лукина оказалась достаточно настойчивой и юридически подкованной, чтобы так просто смириться с отписками чиновников. После получения отказных документов от местной администрации, женщина подала иск в суд с требованием признать этот отказ незаконным и обязать администрацию включить дорогу в реестр имущества муниципального образования, а также обеспечить регулярное содержание этой дороги, включая ремонт, уборку и расчистку от снега.
Однако суды всех трёх инстанций согласились с чиновниками, подтвердив правильность их решения. Суд первой инстанции постановил, что ответственность за содержание подъездных путей в зонах индивидуальной застройки лежит на плечах владельцев частных домов. Также было отмечено, что расходы на расчистку и содержание съездов с автодорог к частному сектору должны покрываться средствами самих жильцов. Этот вывод был поддержан апелляционной инстанцией и кассационным судом.
Однако и здесь настойчивая жительница не сдалась и подала кассационную жалобу в Верховный Суд России. Где позиции обеих сторон были рассмотрены более внимательно. ВС РФ признал выводы нижестоящих судов неверными и направил дело на новое рассмотрение.
При этом свою позицию суд аргументировал следующим образом:
- Верховный Суд отметил, что суды проигнорировали положения Градостроительного кодекса РФ, согласно которым территории общего пользования, такие как улицы и проезды, предназначены для использования неограниченным кругом лиц.
- Согласно Своду правил СП 42.13330.2016, улично-дорожная сеть включает в себя объекты капитального строительства, такие как улицы и дороги разных категорий, предназначенные для передвижения транспорта и пешеходов. Земли, занятые этими объектами, относятся к землям общего пользования транспортного назначения.
- Заявительница аргументировала свою позицию тем, что администрация фактически лишила её возможности пользоваться дорогой, являющейся частью улично-дорожной сети, хотя эта дорога расположена на землях населённого пункта.
- Верховный Суд напомнил, что, согласно Гражданскому кодексу РФ и Земельному кодексу РФ, земли, не находящиеся в частной или муниципальной собственности, считаются государственными.
- Даже если государственная регистрация права собственности на конкретный земельный участок отсутствует, это не значит, что государство отказывается от своих прав на этот участок. Такое мнение высказал Конституционный Суд РФ в своём определении от 11 февраля 2021 года № 186-О.
- Администрация ссылалась на то, что участок, на котором находится подъездная дорога, является бесхозяйственным, однако Верховный Суд счёл эти доводы необоснованными.
Таким образом, высшая судебная инстанция отменила предыдущие решения и вернула дело на пересмотр, подчеркнув важность соблюдения норм законодательства при решении вопросов, связанных с содержанием дорог общего пользования.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ничейные коммуникации, ничейные дороги. Удобно, однако.