Депутаты Государственной Думы приняли сразу во втором и третьем чтении законопроект № 137906-8, который позволит физическим лицам и компаниям резко снизить размер государственной пошлины, которую необходимо уплачивать за осуществление государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды.
Дело в том, что с 1 января 2020 года в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2.000 рублей, организацией – в размере 22.000 рублей.
И в этот момент произошёл очень резкий рост пошлины, в том числе и за осуществление государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды. Для физических лиц пошлина выросла более, чем в 5 раз, с 350 рублей до 2.000 рублей. А для юридических лиц пошлина увеличилась в 22 (!) раза, с 1.000 рублей до 22.000 рублей.
Кроме того, внесённые в НК РФ изменения повлекли за собой взимание государственной пошлины за государственную регистрацию соглашении о расторжении договоров аренды, а до 1 января 2020 года пошлина при расторжении договора аренды не взымалась.
В сопроводительной записке к законопроекту его инициатор сенатор Антропенко отмечает, что столь резкое повышение пошлины повлекло за собой большое число обращений граждан и юридических лиц к депутатам Государственной Думы и федеральным органам исполнительной власти. В них граждане и представители бизнеса отмечают, что вновь установленные размеры государственной пошлины не обоснованы с точки зрения трудозатрат для выполнения действий по регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды, или при их расторжении.
Кроме того, возросшая финансовая нагрузка на граждан и организации привела к негативным экономическим последствиям для оборота недвижимости. Поэтому депутат Госдумы Игорь Антропенко выступил с инициативой пересмотреть размер пошлины в сторону её уменьшения, чтобы устранить необоснованные расходы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме снижения пошлины с помощью предложенного законопроекта, Игорь Александрович также намерен устранить правовой пробел в действующем законодательстве, поскольку в нём отсутствует норма права, прямо устанавливающая размер государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды. В результате и судебная практика по данному вопросу носит противоречивый характер, что отражено, например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2021 года № ФО7-14780/2020 по делу № А13-6071/2020.
В этом деле стороны договора по аренде подписали дополнительное соглашение к договору об изменении суммы арендной платы. И после оплаты пошлины в размере 1.000 рублей подали документы в управление Росреестра для регистрации дополнительного соглашения.
Однако Росреестр возвратил документы, поскольку с его точки зрения за это действие нужно оплатить государственную пошлину в размере 22.000 рублей. Потребовалось пройти несколько судебных инстанций, чтобы суд встал на сторону хозяйствующих субъектов, и обязал Росреестр выполнить регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды после уплаты пошлины в 1.000 рублей.
Законопроект вносит в Налоговый кодекс РФ дополнительную статью, которая гласит, что за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора аренды, если такой договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости физические лица будут обязаны заплатить 350 рублей, а юридическим лицам придётся оплатить пошлину в размере 1.000 рублей.
Предполагается, что в случае подписания Президентом России законопроект вступит в силу с 1 января 2023 года.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
кто и как считает гос пошлину? существуют критерии исчисления сумм?