Профи отрасли высмеяли госдумцев
Законопроект с предложением запретить возведение жилья в местах с нехваткой инфраструктуры вызвал ожидаемую критику со стороны строительного сообщества
Напомним, что группа из пяти депутатов предложила ввести временный запрет до 2030 года на выдачу разрешений на многоэтажное строительство в тех субъектах, где инфраструктурный дефицит составляет более 50%. При этом, в рамках парадоксальной логики «развитие через запреты», законодатели ставят цель «стимулирования качественного обеспечения субъектов Российской Федерации социальной инфраструктурой». Подробнее про инициативу можно прочесть в нашей недавней публикации.
Согласно предлагаемому нововведению, разрешения на строительство многоэтажных жилых комплексов не будут выдавать в населённых пунктах, где недостаточно развит транспортная, жилищно-коммунальная и социальная инфраструктура, если её дефицит превышает норму в 50%. Предполагается, что решение о выдаче разрешения будет принимать региональный исполнительный орган после обязательной оценки состояния инфраструктуры, проводимой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Депутатский креатив, однако, не вызвал особого восторга у профессионального сообщества. Эксперты признают проблему с инфраструктурой, но откровенно не понимают, каким образом очередные запреты будут способствовать её строительству. Например, член Общественного совета при Минстрое России Илья Пономарёв в комментариях «Известиям» высказал мнение, что проблему необходимо решать во всей её полноте:
Локальное решение о запрете строительства в таких городах может рассматриваться как экстренная мера для решения уже сложившихся проблем, но системно эта задача должна решаться восстановлением практики осмысленного управления пространственным развитием, начиная от СТП региона, генерального плана, проекта планировки территории, которые должны включать в себя ТЭО и график реализации, как это было ранее, тогда подобные ситуации будут исключены в принципе.
Другие специалисты напоминают, что потребность в социальной инфраструктуре определяется региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, которыми устанавливаются как минимально необходимый уровень обеспеченности населения такими объектами, так и максимально допустимый уровень их территориальной (временной) доступности.
Поэтому сам по себе запрет на жилищное строительство вряд ли простимулирует решение проблемы накопленного дефицита инфраструктуры. При таком подходе иного источника для ликвидации дефицита, кроме бюджета, не будет. Более того, будет увеличиваться дефицит жилья, а значит, цены на него будут расти ещё больше.
Президент Национального объединения строителей Антон Глушков, кроме ожидаемого роста цен, видит и ещё одну возможную проблему:
Люди могут начать покидать регионы с ограниченным строительством и высокими ценами в поисках более доступного жилья в других регионах, что может привести к уменьшению рабочей силы в регионе. Также запрет на строительство многоэтажек может привести к тому, что существующие жилые комплексы попросту будут перегружены.
Руководитель ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик сомневается в жизнеспособности инициативы и отмечает, что государство свои обязанности по созданию социальной и инженерной инфраструктуры перекладывает на застройщиков. А без них эта инфраструктура не будет создана.
В целом вопрос строительства социальной (а также коммунальной и транспортной) инфраструктуры в необходимых объёмах сложен и требует серьёзного подхода. Сегодня в стране нет чёткой регламентации, какие объёмы должен обеспечивать застройщик, а какие – местные власти. Сейчас в каждом муниципалитете решения принимаются в индивидуальном порядке, на уровне прямых договорённостей между властями и бизнесом. Иногда договориться не получается, и тогда возникают конфликтные ситуации – как это ещё недавно имело место в Санкт-Петербурге, где мэрии приходилось буквально «кошмарить» девелоперов, которые бодро громоздили человейники, и при этом систематически игнорировали необходимость строить школы, детские сады и больницы.
Чаще всего разграничение обязательств оформляется путём выпуска местных нормативных актов или оформлением повсеместно используемой формы – договора о комплексном развитии территорий (КРТ), где и за застройщиком, и за регионом фиксируются обязательства, в том числе по строительству инфраструктуры.
Полусырыми закончиками, в которых текст и пояснительная записка по полстранички объёмом, а смысл сводится к требованию «запретить и не пущать», – этот важный вопрос не решить.
Не говоря о том, что законотворцы, поставившие свои подписи под документом, даже не удосужились подумать о наборе критериев для введения запрета: речь идёт только о «соответствии потребностям населения». При этом норма в 50% дефицита выбрана совершенно произвольно, и даже непонятно, от чего собрались депутаты измерять этот процент: по каждому типу инфраструктуры в отдельности или по всей их совокупности. Если по отдельности, означает ли это, что недобор по какому-то одному пункту достаточен, чтобы игнорировать все прочие параметры, если по ним соблюдён норматив?
Наконец, парламентарии явно не задумывались о масштабах применения предложенных им норм. Каким образом требование может быть применено в крупном городе, с несколькими локациями и совершенно разными по плотности населения и застройки кварталами? Означает ли это, что если ситуация по мегаполису в целом нормальная, то застройщик получит возможность и дальше лепить человейники, без оглядки на наличие инфраструктуры в отдельно взятом районе? Либо, наоборот, из-за проблем на нескольких участках придётся остановить в городе всю строительную индустрию? Именно к таким последствиям может привести формальное следование предложенным нормам.
К сожалению, российские законотворцы вновь и вновь демонстрируют печальную традицию полного игнорирования экспертных консультаций при генерации своих идей. Всё это приводит к юридически и технически безграмотным законопроектам, работе Госдумы в режиме «бешеного принтера», а также крайне невысокой популярности парламентариев среди своих же избирателей. Скорее всего, всплеск законотворческой активности вызван приближением осеннего общего дня голосования и необходимостью напомнить электорату о своём существовании. После чего госдумцы снова угомонятся и вернутся к своим привычным делам…
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
короче: не жили хорошо, нечего и начинать :(