Представители Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми поделились своими методами борьбы с самозанятыми. При этом налоговики тщательно анализируют отчётность компании, регулярность выплат, числу плательщиков налога на профессиональный доход в организации.
Особое внимание налоговых инспекторов привлекают следующие критерии:
- факт подчинения самозанятого правилам внутреннего трудового распорядка и рабочему графику;
- обеспечение этому лицу условий труда;
- исполнение им трудовой функции за плату;
- работа по конкретной должности или специальности;
- регулярность работы с плательщиками налога на профессиональный доход;
- средства, выплачиваемые нанимателем, являются для самозанятых основным источником дохода;
- деньги перечисляются с определённой периодичностью – от одного до четырёх раз в месяц.
Наказанием за привлечение самозанятых, по словам сотрудников ФНС, станет штраф, а также требование к работодателю оплатить взносы во внебюджетные фонды и НДФЛ за весь период. Хотя по факту работодатель ничего не теряет, так как эти денежки, как правило, высчитывают с работников.
Ранее сообщался другой перечень признаков, из-за которых налоговая может переквалифицировать гражданские правоотношения в трудовые и доначислить зарплатные налоги, пени и штрафы. Эти признаки встречаются в большинстве дел, на которые ссылается ФНС в своих письмах:
- физлицо лично выполняет работы определённого рода, а не разовые задания. В договоре указано на конкретную специальность, профессию. Например, менеджер или бухгалтер. Отсутствует конкретный объем работ (дела № А58-547/2016, А33-36428/2018, А51-23858/2019, А03-20987/2018, А72-5600/2019);
- физлицо получает ежемесячную оплату в фиксированном размере. Такая оплата очень похожа на выплату ЗП, потому что не зависит от объёма выполненных работ, оказанных услуг (дела № А58-547/2016, А03-20987/2018, А72-5600/2019);
- физлицо включено в производственную деятельность заказчика. Работы, услуги дублируют основную деятельность компании. Те же функции выполняют штатные работники (дела № А03-20987/2018, А72-5600/2019, А28-1147/2018, А70-13715/2017);
- договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года (дела № А58-547/2016, А33-36428/2018, А51-23858/2019, А72-5600/2019, А28-1147/2018);
- заказчик обеспечивает условия труда. Например, предоставляет помещение для работы, оборудование. Или оплачивает их аренду (дела № А72-5600/2019, А28-1147/2018, А70-13715/2017);
- физлицо подчиняется режиму труда, заказчик контролирует контрагента. Выдаёт ему распоряжения в процессе выполнения работ, оказания услуг (дела № А33-36428/2018, А51-23858/2019, А72-5600/2019).
Рисковые факторы, которые встречаются реже:
- договор предусматривает материальную ответственность физлица за недостачу имущества, которое ему доверили, хотя это инструмент именно трудовых отношений (дело № А58-547/2016, А43-5895/2019);
- регистрация в качестве ИП или самозанятого – условие сотрудничества. После того как договор расторгли, физлицо снимается с учёта. Больше ни с кем не сотрудничает (дело № А70-13715/2017).
Как нетрудно убедиться, деятельность практически любого привлечённого работника можно подвести под эти требования. Тем не менее, очевидно, что ФНС всё более серьёзно настроена закручивать гайки и в перспективе – полностью перекрыть для предприятий возможность привлечения самозанятых. Понятно, что речь идёт вовсе не о «защите прав граждан», про которую так любят разглагольствовать чиновники, а о банальной борьбе за наполняемость остродефицитного бюджета.
Впрочем, если уж государственные мужи решили проявить такую принципиальность в деле борьбы с самозанятыми, может быть, стоит заодно заняться и другими категориями российских граждан? Генералами и полковниками, у которых «внезапно» обнаруживаются домики стоимостью в несколько миллиардов рубликов, живущими во дворцах безработными лидерами диаспор и строительными олигархами, которые как расплачивались с толпами завезённых мигрантов чёрным налом, так и продолжают это делать. Почему-то кажется, что там недоимок и возможностей для пополнения бюджета можно найти никак не меньше. Не хотелось бы верить, что Налоговый кодекс РФ – вещь настолько избирательная в нашей стране…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Да мы все уже давно поняли, что самозанятость как и Налоговый кодекс РФ не для людей, а для пополнения бюджета....
Очаровательная Полианна, увы, но налоги нигде и никогда в истории не были для людей. Они всегда были только лишь для пополнения бюджета. А институт самозанятости вводился не для того, чтобы наемные работники всех предприятий одномоментно стали самозанятыми. Строго говоря, самозанятые - это люди, которые оказывают услуги другим людям: занимаются репетиторством, делают маникюры, занимаются ремонтом бытовой техники, ухаживают за престарелыми и т.д.
Моя хорошая знакомая, которая у себя дома занимается депиляцией, сама работает, сама покупает расходные материалы, сама себя рекламирует в соцсетях и т.д. Она - самозанятая. А, если она будет делать то же самое в салоне красоты, она перестанет быть самозанятой, поскольку заниматься уборкой своей рабочей зоны будет уже не она сама, а наемная уборщица. И рекламироваться будет не она сама, а весь салон и т.д.
Считаете это справедливо???
А если она не дома, а снимает помещение в том же салоне красоты???